Окрестности села Тарасково

АВТОР - Элла Подгорнова

Где берет начало река Нейва? Зная, что наш пруд называется Верх-Нейвинским, то есть расположен в верховьях реки Нейва, понимаем, что где-то рядом. Краеведы точно знают, что исток реки находится в Кукушкинском (Кукушихинском) болоте недалеко от села Тарасково.
Туда мы и совершили наше путешествие.

Увидели исток Нейвы и множество других замечательных мест. Путешествие, как всегда, получилось информативным, а фотографии - просто чудесными.

До Тарасково мы добрались на автобусе № 122, дошли до конца села и свернули в поле. Сейчас поля вокруг Тарасково выглядят заброшенными, но раньше, как известно, село было нашим кормильцем, так как выращивали там все овощи, которые только могут расти под открытым небом на Среднем Урале.
Есть легенда, что уже в советское время на одном из полей нашли клад - глиняный горшок, набитый пятикопеечными монетами (старинными).

В Тарасково речушек много. Это одна из них:

Спросили мы у них, как пройти к магазину. Молчат. Не местные, наверно

Конец Тарасково

Сразу за Тарасково тянется Главный водораздельный хребет, который является четкой границей между Европой и Азией. То есть, например, река Нейва, берущая начало на хребте, бежит на восток и свои воды несет в Обь, а Черный Шишим - на запад и относится к бассейну Волги.
Когда мы переходили поле, увидели небольшой пригорочек. Он искусственный, но из-за выросших не нем деревьев выглядит вполне естественным. Павел Анатольевич предложил назвать его Верхне-Шишимский Пупок. А что, похож.

Водораздел, то есть границе между Европой и Азией идет ровнехонько в просвет между деревьями

Верхне-Шишимский Пупок. Только не подумайте, что это настоящее его название. Но если приживется, то лет через 20 будет внесен в местные карты

Поля, поля, поля. Их в Тарасково много

Как сказал Павел Исаков, наш путеводитель: "давненько я не заглядывал под тот кустик, откуда берет начало великая Нейвица". Мы и заглянули. И убедились, что исток на месте.
Вот он:

Это, кстати, не что иное как Свято-Троицкий родник. Я даже писала когда-то о родниках Тарасково, в том числе, и об этом источнике. Именно этот родник и является началом реки Нейва. В насятощее время родник облагорожен. Это фотография 2018 года.

То самое Кукушкинское болото, откуда берет свое начало великая и могучая уральская река Нейва:

Такие ямы попадаются довольно часто. Это разведочные ямы, которые копали при поиске золота

С восточной стороны Тарасково расположены два известные горы - Дедова (или Дедогор) и Березовая. Дедова названа так по старику, который когда-то проживал на горе. Местные говорили: дедова гора, а потом это словосочетание закрепилось в название.
Наш путь лежал через гору Березовую, на вершине которой до сих пор еще стоит деревянная наблюдательная вышка. Страшная вещь, скажу я вам.
Когда краеведы находятся рядом с любой вышкой, то непременно залезают на самую ее вершину. И, несмотря на то, что эта вышка довольно-таки низкая, лезть на нее гораздо страшнее, чем на ту, которая стоит на горе Караульная. Дерево оказалось практически прогнившим, ступени норовили сломаться прямо под нашими ногами, а обзорная площадка на вершине сложена из тонких досок, на которые даже смотреть страшно, не то что вставать на них.
Нет, больше таких подвигов я совершать не буду! Одно дело лезть на закрепленную вышку, другое - на шатающуюся и с прогнившими досками. Да и вид с нее открывается не особо интересный, потому что в данный момент вышка оказалась ниже деревьев. Наши бывалые туристы еще помнят то время, когда деревья были невысокими, а с вышек открывались великолепные виды на всю округу. Сейчас же даже хороших фотографий не получилось.

Ма-а-аленький подъемчик на Березовую

Прогнившие бревна и ступени лестницы. Куда мы лезем???

Триангуляционный знак на горе Березовой, обозначающий абсолютную вершину горы. Обычно их ставят небольшой башенкой на земле. Этот же буквально зарыт в землю

Даль скрыта за макушками деревьев

Вид сверху, с вышки

Перевалив Березовую (кстати, не такая уж она и высокая, всего 385 м над ур. моря), мы двинулись в сторону станции Таватуй, чтобы успеть на электричку. По пути остановились в еще одном любопытном местечке. Сейчас это просто узкая тропа, по которой ходят местные жители. А когда-то здесь была конка - узкая железная дорога от станции Таватуй до Ревды, по которой вагончики с грузом тянули лошади.

На станции Таватуй мы немного постояли у памятника погибшим в годы гражданской войны, а потом загрузились в электричку и поехали домой.
Кстати, памятник этот мы проезжаем каждый раз, когда едем через Таватуй, и он так привычен нашим глазам, что уже как-то не замечаем его и не рассматриваем. А ведь это тоже исторический объект, рассказывающий нам о том, что почти 100 лет назад, в 1919 году, здесь происходили страшные бои между двумя враждующими сторонами одного народа. Кто похоронен под этим памятником, неизвестно, надпись гласит: "павшим борцам за власть Советов. 1919"

А еще на станции рядом с железной дрогой протекает речушка, которые местные называют Бунаркой. Но это как раз тот вариант, когда Бунарка произошла от слова "буна" - вырытая канава.

И напоследок фотографии, не вошедшие в общий рассказ, но от этого не менее интересные. Я бы даже сказала, что попадаются и более интересные:

Страшный зверь клещ. В этот раз нам повезло - все клещи были пойманы на стадии ползания по одежде.

Ведьминское дерево. Говорят, в старину именно на таких деревьях сидели ведьмы

Новоуральские байкеры отметились и здесь

Хотели постановочное фото "Охотники на привеле", но получилось то, что получилось

Он посреди леса вот так и стоит

Ни ветерка

Камень, похожий на голову бегемота