Исчезнувшие спортивные объекты Новоуральска

6
Добавлено: 7-05-2021, 10:31    
4
873
АВТОР - Элла Подгорнова

Что можно назвать спортивным объектом? Это не обязательно здание (как, например, четырехзальный спортпавильон "Кедр"), но и небольшие сооружения, секции и даже целые спортивные направления. Когда листаешь книгу Григория Демидовича Завады "Спорт. Физкультура. Здоровье", то понимаешь, как же широко был в городе развит спорт, как много людей были вовлечены в физкультуру, а, главное, насколько доступны были занятия спортом и физической культурой в городе.
Если работающий человек занимался спортом, представлял город на различных соревнованиях, то ему разрешали несколько раз в неделю посещать тренировки даже за счет рабочего времени.
Нельзя сказать, что сейчас в городе спорт и физкультура менее развиты. Строятся новые площадки, возвели Физкультурно-оздоровительный центр. Но никто не будет спорить, что занятия физкультурой стали менее доступными. Ведь в советское время все было бесплатным – только приходи и занимайся, а сейчас бесплатными остались только детские занятия, да и то не все.
Изначально в городе весь спорт курировался Уральским электрохимическим комбинатом. Курировался – это мягко сказано, ведь комбинат построил все первые спортивные объекты, даже тренеры получали зарплату от завода. Да и первыми спортсменами города были работники УЭХК.

В данной публикации будут рассмотрены спортивные объекты Новоуральска, которых в настоящее время нет, но они были и функционировали. Хронологические рамки – с 1946 до конца 90-х годов ХХ века. Напомню, что до 1994 года город назывался Свердловск-44.
 
Начнем со стадиона на улице Заречной. Это был первый стадион в городе. Построен он был между Бунаркой и первой столовой (Ленина, д. 6, сейчас в здании находятся магазины «Монетка» и «FixPrice»).
Стадион был настоящей спортивной базой с футбольным полем, трибунами для зрителей, спортивным павильоном, легкоатлетическими дорожками и спортивными площадками. Зимой футбольное поле заливалось водой, и получался каток, где   катались все желающие.
По воспоминаниям В. Н. Фетисова, заместителя председателя совета физкультуры, игры на стадионе проводились каждый вечер и во все выходные дни.
Первый стадион строился при директоре Александре Леонтьевиче Кизиме, именно он нашел деньги и людей для возведения важного для горожан спортивного объекта. А вот идея пришла «с низов»: кто-то из молодежи предложил ее на комсомольском собрании. Было это в 1948 году.
Стадион просуществовал до начала 70-х годов,  а сейчас от него осталась только одна осветительная вышка.
Зачем в 1950 году начали строить еще один стадион? Во-первых, одного стадиона на город уже не хватало – так много было желающих заниматься спортом. Во-вторых, у площади строили сразу капитальный стадион, а стадион на Заречной так и остался временным сооружением, его не ремонтировали и не собирались реконструировать. А, в-третьих,  старожилы вспоминают, что на первом стадионе чувствовалось болото. Да и мячи частенько улетали в Бунарку.

Футбольная команда на стадионе на ул. Заречной. Фото из домашнего архива Л. Брюховой

Футбольный матч на первом стадионе. На переднем плане слева Ивакин и Галиахматов справа играет 20 цех
 Сейчас вместо стадиона - поле
Лыжные базы
 
Первые лыжные соревнования проводились в районе вокзала. А вот первая лыжная база находилась в районе школы-интерната № 53. В то время это был политехникум. И была там не только лыжная база, но и 25-метровый трамплин для прыжков (по другим сведениям, 15-метровый). Можно только представить, насколько все это пользовалось спросом у горожан. Лыжная база была красивым деревянным одноэтажным зданием с высоким крыльцом. Очень маленькая, она могла принимать только судей и медицинский персонал. Помещения для переодевания и обогрева не было. Все участники соревнований находились на улице, в лесу.
Лыжная база у школы-интерната пришла в негодность, ее разобрали, и лыжная база в середине 50-х годов перебралась на водную станцию.

Как и во многих других секциях, тренер по лыжным гонкам работал на общественных началах. То есть у него была основная работа, а затем он шел тренировать спортсменов. Секция собиралась обычно осенью в сентябре, перед началом зимнего сезона. Заниматься круглогодично, как в нынешнее время, возможности не было: ни нужного снаряжения, ни тренировочной базы. В летний сезон просто переходили на другие виды спорта.
Один из лыжников Н. Бороздин вспоминает: «…Где только не проходили места соревнований. Город расширялся, строились гаражи, сады, дороги. Вспоминаешь об инвентаре: лыжи широкие деревянные, палки бамбуковые с большими кольцами, мази «васильевские» (по рецепту ЗМС Васильева). Растирали их по лыже рукой.
Лыжню прокладывали сами. Накануне соревнований собирались всей секцией, один становился впереди, остальные сзади по левую-правую сторону от основной лыжни, то есть прокладывали колею для палок.
В рабочие дни тренировались вечерами, было темно, поэтому лыжню прокладывали вдоль зоны (зона же освещалась). Особенно 2-3 зимы катались вдоль зоны на западной проходной [в районе ул. Октябрьской – прим. авт.]. Приспосабливали на голову или грудь фонарик».

В районе зоны за ул. Октябрьской, фото из личного архива Л. Брюховой


Читаешь такие воспоминания и удивляешься тому, насколько наши первостроители были упорными в достижении цели. Сейчас мы требуем от спортклуба создание условий для тренировок, а раньше спортсмены эти условия сами себе создавали.

Где точно на водной находилась лыжная база, сказать не могу, но есть фотография, на которой стоят лыжники в летнем кафе с народным названием «Рваные паруса». Это кафе находилось прямо рядом с нынешней проходной на водную станцию.

Лыжники на террасе кафе с народным названием «Рваные паруса» (рядом с водной станцией), фото из личного архива Л. Брюховой


Были лыжные трассы и на Черном мысу. Вообще, катались везде: по Верх-Нейвинскому пруду, по Черному мысу, по Зеленому мысу, по всем горам города (Трубной, Осиновой, Уральской). Где только было можно, прокладывали лыжню и проводили тренировки или просто катались для собственного удовольствия.
И еще в лыжном спорте есть один исчезнувший объект. Когда не было Южного района, а крайней была улица Комарова, лыжные трассы проходили в лесном массиве, который сейчас отделяет Комарова от Южного района.
Думаю, что это помнят школьники 80-90-х годов, которые уроки физкультуры проводили на лыжной базе. Это была короткая трасса то ли в километр, то ли в два, и по ней часто проводили школьные соревнования, когда нужно было бежать короткий отрезок на лыжах. Потом, с продолжением улицы Фурманова, эту лыжню закрыли. 

Лыжный трамплин
 
Там же, возле школы-интерната помимо лыжной базы был и трамплин. Причем, спортсмены-старожилы не отделяют одно от другого и вспоминают об этих двух объектах как об одном: лыжная база и трамплин.

Трамплин за нынешней школой-интернатом, 1954 г.



Какой-либо горнолыжной трассы в городе изначально не существовало, поэтому горнолыжники использовали любые склоны гор (а их, благо, в городе немало). Так, например, тренировки проводились за профилакторием «Изумруд». Там есть крутой склон горы Трубной, он находится между профилакторием и центральными воротами садоводческого товарищества.

Сейчас это просто горка, а раньше здесь был спуск, где проходили тренировки по горным лыжам


А что касается трамплина за школой-интернатом, то Анатолий Лянгасов, первый тренер альпинистской и горнолыжной секций, вспоминает, что основным местом тренировок горнолыжников был склон над лыжной базой за школой-интернатом, в центре его находился деревянный трамплин (дальность прыжка 15 метров), по обе стороны этого трамплина и катались. Использовали также склоны в сторону улицы Гагарина, в сторону театра и склон горы на улицу Уральскую.
О последнем склоне помнит и Майрыгин Виктор Михайлович. Он жил на улице Первомайской, а потому гора Уральская была любимым местом. Он с друзьями в детстве сначала наблюдали за тем, как катаются со склонов взрослые, так сказать, изучали технику, а по потом начали и сами скатываться лучше взрослых.

Но когда спортсмены выезжали на соревнования, оказывалось, что 15-метрового трамплина для тренировок было недостаточно. Летом и осенью 1960 года, добившись разрешения лесничества, методом народной стройки члены секции расширили трассу за школой-интернатом в нижней части склона, убрали трамплин и прорубили просеку до верха горы. Получилась трасса 250-300 м длиной. По этой трассе проводились соревнования по слалому и слалому-гиганту (А. Лянгасов).
 
Спортивные объекты на Черном мысу
 
Многие старожилы помнят парк на Черном мысу: насыпные пешеходные дорожки, ресторан «Поплавок», танцевальная площадка, павильон настольных игр. Оказывается, что и для спорта в парке было выделено немало места. Например, Кислицын Виктор Семенович вспоминает, что на Черном мысу было аж четыре волейбольные площадки. И они никогда не простаивали пустые.
Николай Лобынцев в своей статье пишет о том, что на Черном мысу был открытый плавательный бассейн с деревянной вышкой для прыжков в воду. Есть известная фотография, на которой изображен момент соревнований в открытом бассейне, с подписью «Черный мыс». И существует документ «Билет участника спартакиады», в котором указан водный бассейн парка «Черный мыс», где проводились соревнования по плаванию.
Вспоминают, что бассейн был и у пляжа на Зеленом мысу.
 

Насчет этой фотографии вышли споры. Некоторые краеведы считают, что это не на Черном мысу, хотя и подписано «Черный мыс»

Билет участника соревнований. Справа написано: "Водный бассейн парка "Черный мыс". Соревнования по плаванию".

Многие еще помнят, что на водной станции был не только пляж, но и вышка для прыжков, плавательные бассейны («комсомольский», «лягушатник»). Об этом есть отдельная публикация «Вышка на водной».
Схема полуострова Черный мыс, нарисованная В. Кислицыным. Посередине обозначены четыре волейбольные площадки, справа - купалка с вышками


Фигурное катание. Исчезнувший корт и павильон
 
Фигурное катание в Новоуральске появляется в начале 60-х годов. В настоящее время данный вид спорта развит довольно хорошо: в городе есть Концертно-спортивный комплекс, где проводятся как тренировки, так и соревнования даже всероссийского масштаба.
А когда-то первые занятия проводились на залитом пятачке у школы 44 (Вечерняя школа находилась в здании на площади). Потом юные спорстмены размещались в спортпавильоне, тренировались на льду большого катка. Правда, не указано, на каком стадионе – Центральном или на ул. Заречной. И уже позднее появился специально оборудованный корт для фигуристов. Корт находился на Центральном стадионе, за западными трибунами, на месте нынешней песочной площадки для пляжного волейбола. Справа от корта было крытое двухэтажное здание – городошный павильон, где внизу находился зал с полом, покрытым резиной, а вверху – раздевалки для фигуристов. Я несколько лет в начальной школе посещала секцию фигурного катания, а потому отлично помню и корт, и эти раздевалки. Их было две – для мальчиков и для девочек, но учитывая, что в фигурное катание ходили практически одни девочки, можно считать, что у мальчиков не было своей раздевалки. Пол на втором этаже также был покрыт резиновыми квадратами, по которым можно было смело ходить прямо на коньках. Резиновые дорожки вели до самого корта.
На этом же втором этаже находилась тренерская с большим окном, выходящим на корт. В тренерской был радиоаппаратура. Мы приносили пластинки с музыкой, и нам их ставили на тренировках и на соревнованиях. А вообще, музыка на корте играла постоянно, так как у тренеров была большая подборка пластинок.
Тренировались зимой в любую погоду. И всегда мечтали о крытом корте, который в перспективах должен был появиться. Когда мы ездили на соревнования в Лесной, то завидовали тому, что у них есть крытый корт. Холодный, но все же с крышей.
Тут же, в тренерской, стоял станок для заточки коньков. Наш тренер Виктор Алексеевич Карцев периодически собирал наши коньки и сам точил.
Крытый городошный корт, построенный для городошного спорта, на моей памяти использовался легкоатлетами и фигуристами. Изначально там действительно играли в городски, но очень быстро этот вид спорта в городе сошел на нет, а корт остался. Резиновая поверхность пола позволяла легкоатлетам проводить круглогодичные тренировки и даже соревнования. Да и фигуристы отрабатывали прыжки именно на этом корте. Где-то в конце 80-х – начале 90-х в крытом городошном корте произошел пожар, и его снесли. А позднее убрали и корт для фигурного катания. Фигуристы стали тренироваться в КСк и в крытом помещении ДЮСШ-2 (ул. Комсомольская, за школой № 49).

Секция фигурного катания, 1984 г. В центре – тренер В. А. Карцев

На месте песочной волейбольной площадки был залитый корт для фигуристов. На месте площадки для экстремальных видов спорта был крытый корт

 
Городки и городошный корт
 
В 1950 году был построен Центральный стадион, и сразу же на его территории появились городошные площадки с бетонными квадратами. Находились они за западной (высокой) трибуной стадиона, ближе к забору. Позднее над площадками появилась своеобразная крыша (от дождей).
Были городошные площадки и в Зеленом мысу, но они не прижились, так как расположены были далеко от города, а постоянного автобуса туда не было.
В начале 60-х годов на стадионе рядом с городошными площадками было построено здание для игр в городки.
Как утверждает Г. Д, Завада в своей книге «Спорт. Физкультура. Здоровье», такое здание было первым в стране, в городски тогда играли исключительно на улице.
Городошный корт, как и многие другие объекты спорта, строились методом народной стройки – так называемыми «завадниками» - субботниками, который организовывал неутомимый председатель ОКП-123 Г. Д. Завада.
Здание оказалось приспособленным не только для городошников. Здесь тренировались фигуристы, легкоатлеты, тяжелоатлеты, был настольный теннис.
А затем оказалось, что после пожара крыша была восстановлена без проекта, и здание закрыли. Вместе с закрытием корта ушел и городошный спорт.
Сейчас на месте крытого городошного корта сделана площадка для экстремальных видов спорта.
 

Городошный корт находился за хоккейным кортом


Игра в городки на Центральном стадионе

Санные трассы
 
Санных трасс в нашем городе было три. Первая находилась на месте нынешнего Южного района, тянулась от лесного массива за домом № 136 на ул. Ленина и заканчивалась почти на ул. Корнилова (за д/с № 52). Трассу называли «на Комарова», хотя по нынешним меркам располагалась она довольно далеко от улицы Комарова. Подробнее об этой трассе я писала отдельный пост «Санные трассы Новоуральска».

Уникальная фотография. На заднем фоне - вираж трассы на Комарова. Фото из домашнего архива В. В. Елтышевой. На фото она же.

Сейчас от этой трассы остались лишь бетонные нагромождения стартового домика, да кое-где можно разглядеть рвы, которые когда-то были крутыми виражами. Эта санная трасса просуществовали довольно долго (с 1968 года), в 1975 году ее подремонтировали, и она функционировала до 80-х годов, пока не начали строить Южный район.

Остатки санной трассы в Южном районе


 Вторая трасса, можно сказать, существует до сих пор. Но изначально она была в ином виде. В 1976 году СССР начинает мощную подготовку к зимней Олимпиаде американском Солт-Лейк-Сити, и в Зеленом мысу, рядом с Домом отдыха, была построена еще одна санная трасса для тренировок спортсменов. На трассе даже был сделан вираж «Омега», в точности повторяющий олимпийский вираж. И в той олимпиаде советская спортсменка Вера Зозуля становится олимпийской чемпионкой только благодаря нашей трассе, где она смогла отработать сложнейший вираж «Омега».



В конце 90-х годов санную трассу в Зеленом мысу сожгли. Говорят, по просьбе В. Язева, который проводил на пруду международные соревнования по парусному спорту «Ява-Трофи». Якобы эта заброшенная трасса портила весь вид.
Сейчас трассу восстановили, конечно, не в том же виде, а в более укороченном и простом, но тренировки и соревнования на ней проводят.

Подробнее об этом виде спорта написано в публикации "Санные трассы Новоуральска"   
 
Трассы для мотоспорта
 
Когда-то в Новоуральске культивировался мотоспорт. Была секция, которую организовал работник цеха № 37 (автоцех) П. Р. Колосков. Первые тренировки проводились в лесных массивах в районе улицы Комарова. Один из участников мотоспорта Вячеслав Кубло вспоминает, что между улицей Комарова и садами была организована мототрасса, где проводили тренировки спортсмены. Там же было и помещение для спортсменов. Сейчас там все заросло лесом, а раньше была проложена трасса, по которой с шумом гоняли мотогонщики.
В 1962 году для секции были приобретены первые спортивные мотоциклы.
Впоследствии мотоциклетную трассу построили в районе бывшей городской свалки. Она была протяженностью около 6 км с уклонами и подъемами. Там же было и здание мотоклуба.
Причем, все объекты мототрассы строились все тем же способом народной стройки, когда подключались не только любители данного вида спорта, но и работники разных сфер деятельности, и даже начальники цехов комбината.
 
Была в городе секция автомототуризма. Появилась она в 1973 году, первым председателем был Николай Евгеньевич Гелеверов – известный турист. В этой же секции и зародился автоспорт на собственных автомобилях. Члены секции участвовали во многих соревнованиях, слетах, ралли. И даже побеждали. Спортсмены сами часто устраивали соревнования различных уровней, куда съезжались автогонщики из разных городов. Соревнования среди автолюбителей проводятся и в настоящее время, но организованной секции, где можно было бы организованно проводить тренировки, уже давно нет.
 
Старожилы вспоминают даже гонки на грузовиках, которые организовывались нашим городом и проводились в Красилово и в Шурале.

 Фотографии из книги Г. Д. Завады «Спорт. Физкультура. Здоровье"

Стрелковый тир
 
Все знают, что в городе есть стрелковый тир на улице Ольховой. Построен он был все тем же Г. Д. Завадой все тем же методом народной стройки.
А вот первый стрелковый тир находился на центральном стадионе, за хоккейным кортом вдоль забора. Появился он вместе со стадионом в 1950 году. Но, как вспоминает Г. Д. Завада, тир практически не работал, соревнований там не проводилось.
Второй тир был построен на горе Уральской. В здании нынешнего военкомата был когда-то ДОСААФ, а чуть ниже, там, где сейчас гаражи, находился тир. Что интересно, здание это до сих пор живо. Бетонное длинное помещение действительно очень похоже на стрелковый тир. Сейчас там находится головной офис какого-то такси.
Многие старожилы вспоминают, что ходили стрелять в этот тир (сдавая ГТО, участвуя в соревнованиях между цехами и т.д.). Со временем этого тира стало не хватать, и на Ольховой построили новый, с большим количеством огневых рубежей.
 
Здание нынешнего военкомата (на ул. Перевальной, справа от школы № 2) тоже интересно. Во-первых, тем, что в нем располагался ДОСААФ (об этом я написала выше), во-вторых, тут же была лыжная база. По горе Уральской были проложены лыжные трассы, и любители лыжных прогулок могли взять напрокат инвентарь и покататься на лыжах.
 

Старый стрелковый тир на ул. Перевальной


Здание ДОСААФ. Здесь же была лыжная база. Сейчас - военкомат


Забытые водные виды спорта
 
Наличие рядом с городом огромного водохранилища способствовало появлению в городе различных секций по водным видам спорта. Это и парусный спорт, и народная гребля, и водномоторный спорт, и водные лыжи.
В 1962 году зарождается воднолыжный спорт. Изначально он был подсобным для горнолыжников, которым летом было нечем заняться. Но позднее он стал сомостоятельным. Были закуплены быстроходный катер, плавучий трамплин, гидрокостюмы, спасательные жилеты и другой инвентарь. Особо зрелищными были прыжки с трамплина на водных лыжах. Были также фигурное катание и слалом.
 
Водная гребля была очень популярна в первые годы работы комбината. Дирекция комбината и профсоюз уделяли большое внимание этому виду спорта. На водной станции была база гребного спорта: закуплены лодки-шлюпки двух- и трехместные; построены причалы и ангары для хранения и ремонта лодок.
По данному виду спорта проводились соревнования, эстафеты, но только внутри комбината. Этот вид спорта не стал профессиональным, его не взял под свое крыло спортклуб «Кедр», а потому он остался народным. Представители от цехов приходили после работы на тренировки, чтобы потом принять участие в зрелищных соревнованиях между цехами.
 
Парусный спорт
В 1949 году профсоюзная организация комбината приняла на свой баланс три яхты. Сложно в это поверить, но в городе в то время практически не было грузовиков, пользовались гужевым транспортом. А вот три яхты было! И естественно, что тут же появились и спортсмены-яхтсмены.
Плавали тогда и по пруду, и по озеру Таватуй. На водной станции были построены ангары, хранились и ремонтировались яхты.
Как и в водной гребле, сборной команды при с/к «Кедр» не было. Спортсмены выезжали, конечно, на соревнования, но чаще по одному.
Позднее весь парусный спорт был передан спортивному клубу «Торпедо» Уральского автомоторного завода, где он развивался довольно неплохо: спортсмены участвовали во всемирных соревнованиях, добивались хороших результатов.
Многие еще помнят, как в конце 90-х – начале 2000-х годов на территории Верх-Нейвинского пруда проводились международные соревнования по парусному спорту «Ява-Трофи», организованные и финансируемые Валерием Язевым.
К сожалению, в настоящее время парусный спорт в Новоуральске канул в лету. Есть у нас любители парусного спорта, в одиночку бороздящие гладь пруда, но организованного вида спорта нет.

 
Водномоторный спорт на комбинате и в городе начал развиваться в конце 60-х годов после запрета эксплуатации бытовых моторных лодок на пруду. Да, было такое время. Когда был построен комбинат, была выпущена первая и последующие продукции УЭХК, народ стал жить спокойнее и даже в какой-то степени обеспеченнее. Во многих семьях стали появляться моторные лодки для летнего отдыха и рыбалки. Верх-Нейвинский пруд стал стремительно загрязняться, и было принято решение о запрете использования бытовых моторок.
Но ведь многим нравилось рассекать водные просторы на скорости, и тогда решили организовать секцию водомоторного спорта. Самым ярким представителем был Ю. Н. Кузнецов – спортсмен и тренер, воспитавший немало разрядников. Он сам лично построил 14 спортивных мотолодок, на которых выросли мастера спорта. 
 
Фото из личного архива Елтышевой В.В., 1972 г.

Водное поло
 
И если уж говорить о водных видах спорта, стоит вспомнить, что в городе было развито водное поло. Тренировки проводились в плавательном бассейне Дворца спорта «Дельфин». Молодежь в конце 60-х – начале 70-х активно увлекалась этим видом спорта, а команда «Кедра» даже занимала призовые места в областных соревнованиях.
Водное поло просуществовало недолго, так как одного бассейна на все водные виды спорта не хватало, и руководство «Кедра» приняло решение о закрытии секции.
 
Дельтапланеризм
 
Кто-то помнит еще, что в городе пытались организовать секцию дельтапланеризма. В городе места не нашлось (должна быть гора желательно без леса), зато такая нашлась в поселке Верх-Нейвинском – Киндарейка. Но данный вид спорта не прижился в городе.

Фото из личного архива А. Д. Ханжина

 
Четырехзальный спортпавильон «Кедр»
 
Говоря о забытых объектах спорта, нельзя не упомянуть и четырехзальный спортпавильон «Кедр», что на улице Первомайской. Это история нашего спорта и нашего города. Когда-то в нем проводились тренировки практически по всем зальным видам спорта: баскетболу, волейболу, тяжелой атлетике, легкой атлетике, классической борьбе, самбо и многим другим. Был и такой вид спорта как спортивная гимнастика.
Кстати, уже в начале 90-х годов начали говорить о том, что спортпавильон не пригоден для эксплуатации. И даже прошел слух, что его хотят переделать под легкоатлетический манеж. Идея очень даже хороша, потому что здание вытянутое, длинное, и если все сделать по уму, то манеж вполне бы получился.

Спортпавильон «Кедр», 1979 год. На стенде написано: гимнастика, классическая борьба, самбо, дзюдо, волейбол


Турбаза «Веревкин угол»
И напоследок предлагаю вспомнить исчезнувшую турбазу «Веревкин угол». Можно подумать, что на спортивный объект она как-то не тянет, ведь это было просто место отдыха горожан. Однако задумывалась изначально она как детская туристская база. Начиная с 50-х годов каждое лето на базу отправлялись юные туристы – школьники города. Жили они в сначала в палатках, затем для них построили треугольные домики. Питались тем, что сами приготовят на костре. Дети ходили в ближние и дальние походы, учились туристским навыкам, получали разряды, участвовали в соревнованиях. Ежегодно на турбазе проводились турслеты, где участвовали все школы города. Организаторами выступали турклуб «Кедр» и детское отделение Дома культуры УЭХК (в лице Достоваловой В. Н.).
Место для турбазы было выбрано очень удачное: рядом с городом, на берегу пруда, вокруг лес и горы.На турбазу часто приезжали на сборы юные туристы из разных городов страны.
Впоследствии массовое занятие детским туризмом стало спадать, и турбаза перешла в разряд мест для отдыха. Хотя своей первоначальной спортивной функции не изменила, так как отдыхающим предлагались различные виды активного отдыха, связанные с занятием спортом и физкультурой.
В настоящее время турбаза практически полностью снесена и прекратила свое существование.

Турслет для юных туристов на базе «Веревкин угол». Фото из личного архива В. В. Елтышевой

Остатки былой роскоши


Большой подмогой в сборе материала стала статья Николая Лобынцева, почетного гражданина города, в газете «Нейва. Именно он написал о том, что возле вокзала станции Верх-Нейвинск в одном из бараков было выделено место для спортклуба. Там собирались шахматисты и постоянно шли волейбольные баталии. Действительно, около вокзала со времен начала строительства города было немало бараков. Два деревянных двухэтажных дома стояли на месте нынешней автобусной остановки напротив проходной вокзала. Построены они были как жилые дома для Дома отдыха железнодорожников, который появился еще задолго до строительства Новоуральска. Здания впоследствии отошли городу, и вполне возможно, что там могли кипеть спортивные страсти. На вокзале был первый клуб (это здание до сих пор живо), возможно, что и там мог располагаться спортклуб.
Новоуральск, история Новоуральска, спорт

Комментарии (4)

avatar
Очень интересный рассказ. Полезный и поучительный для новой власти!
avatar
#2 Пользователь offline Элла Подгорнова
Евгений Сергеевич Иванов,
спасибо. Да, если бы все это или хотя бы частично восстановить, был бы у нас спортивный город. 
И очень не хочется лет через пять о Центральном стадионе писать как о забытом спортивном объекте
avatar
#3 Бобов Кмирилл
Отлично! Ваша статья, дала толчок для возрождения былых традиций.
avatar
#4 Пользователь offline Элла Подгорнова
Бобов Кмирилл,
будем надеяться на это!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Похожие публикации


Наверх