Первый лыжный марафон "Европа-Азия"

АВТОР - Элла Подгорнова


Лыжный марафон "Азия-Европа-Азия" стал уже спортивным брендом Новоуральска. Оказывается, первые марафоны проводились от знака "Европа-Азия" между селом Тарасково и деревней Починок до города. Как появился этот марафон в Свердловске-444 и как проходил первый марафон?


Зимой 1979 года, ровнёхонько перед Олимпиадой в Москве, Григорий Демидович Завада (профсоюзный лидер УЭХК) вызвал к себе заведующего спортивным отделом спортклуба "Кедра" Алексея Михайловича Чекасина. "Надо провести соревнования, посвященные Олимпийским играм", - сказал Завада. Немного подумав, Чекасин предложил лыжный марафон, но не простой, а из Европы в Азию.
Завада тогда рассердился, махнул рукой и сказал, дескать, делайте, что хотите.
Дело в том, что Григорий Демидович лыжный спорт не любил. Сам вырос на Украинской земле, где лыжи были не в почете, а потому отдавал предпочтение тому, чем занимался сам, например, волейболу. Ну, и конечно, санный спорт. Это же его детище, это же под его руководством строилась санная трасса в Зеленом мысу. А тут какие-то лыжи.
Почему Алексей Чекасин выбрал именно марафон из одной части света в другую? Дело в том, что в Свердловске в то время уже были такие соревнования. Но то дело в Свердловске, а будут и у нас.

 Старт марафона "Европа-Азия". Все участники. Сзади стоит автобус, который их привез


Первая задача - сделать трассу. Как вспоминает Павел Исаков, первые трассы прокладывались самими лыжниками. Шли по трое "ёлочкой", утаптывая снег, а потом те же трое давили лыжню. Для длинной дистанции такой способ не подошел бы.
Чекасин нашел три сломанных бурана на турбазе "Хрустальная", загрузил их в автобус, несмотря на яростные протесты водителя, а уже в городе из них собрали один буран, но рабочий. Этим бураном и проложили лыжную трассу от города до столба "Европа-Азия" - того, что на дороге к деревне Починок.


Первый старт состоялся от столба, а финишировали в городе. Лыжников к знаку привезли на автобусе.
Конечно же, проблема была и с тем, как лыжникам попадать в город. Если каждый будет предъявлять пропуск, то это уже на соревнования мало похоже. У Чекасина во втором отделе был знакомый начальник по фамилии Лабунец. Решили пропускать по нагрудным номерам, специально выпущенным для этого марафона.
В первых соревнованиях участвовали только новоуральские спортсмены да несколько человек из Лесного (тогда Свердловска-45).

Старт первого марафона «Европа-Азия». Фото из книги Г. Д. Завады «Спорт. Физкультура. Здоровье»


Эту историю рассказал сам Алексей Михайлович Чекасин - спортсмен-ориентировщик, тренер и судья по спортивному ориентированию, турист.

Мы с Павлом Исаковым побывали у него в гостях.


В 70-80-е гг. Алексей Чекасин был главным судьей многих Всесоюзных соревнований по спортивному ориентированию, в 90-е работал директором турбазы "Веревкин угол", внес огромный вклад в развитие ориентирования в городе.
Родился он 7 ноября 1941 года (прямо в день парада на Красной площади) в Свердловске, там же прошло его детство. Многим известен друг детства Алексея Михайловича - это Константин Грюнберг, автор многих памятников в Екатеринбурге, а также памятника создателям центрифуги в Новоуральске. Чекасин и Грюнберг дружат и поныне, и скульптор частенько наведывается в гости в наш славный закрытый город.
В детстве оба друга не один раз ездили от своей школы (а учились они в школе № 77) на Всесоюзные соревнования по спортивному туризму, где почти всегда выигрывали. На таких соревнованиях нужно не только преодолевать дистанции, но и уметь оформить палаточный городок, подготовить творческий номер и даже нарисовать газету. Грюнберг рисовал тогда такие газеты, что им не было равных. А Чекасин был одним из сильнейших на дистанциях.

Алексей Михайлович вспоминал много интересных историй из спортивной жизни нашего города и не только.
Оказывается, в 80-е годы А. Чекасин выступал на радио (а потом и на местном телевидении) со спортивными новостями города.
А я вспомнила, что когда ходила в секцию фигурного катания (а это было как раз в 80-е гг.), мы частенько ездили на соревнования. Приезжали всегда с наградами. А потом вся семья собиралась около радио и с нетерпением ждала спортивных новостей, где объявляли о нашей поездке и перечисляли всех, кто занял какие-либо места. И меня частенько называли. Вот гордости-то было! А теперь я знаю, что радио вещало голосом Алексея Чекасина.

 Павел Исаков и Алексей Чекасин

Новоуральск, свердловск-44, история новоуральска, спорт, лыжный марафон "Европа-Азия", лыжные гонки, Алексей Чекасин

Комментарии (4)

avatar
#1 Иван Васильевич Иванов
Интересная статья!Я участвовал в первом Лыжном марафоне.На фото ..вероятно судейский автобус.А привезли нас на нескольких Лазах.Многие из нас никогда в марафонах не участвовали и решились в нем участвовать по глупости!
Без специальной подготовки это тяжелое испытание для человека.Я уже был КМС по ориентированию и мне было полегче.А вот по воспоминания тех кто без подготовки пошел (Бондаренко Н.А , Ольхов В.И ) и другие..горя они хапнули..
Самое интересное было при старте..Надо было во что бы то ни стало одним из первых попасть на лыжню..Точно не помню но в начале их было ..вероятно три..Больше не проторили..Так вот вместе со всеми участвовал в марафоне Корнилов Виталий Федорович..Тогда он уже вероятно был главным инженером УЭХК.
Он не удачно стартанул и в куче стартующих зацепился за чью то лыжу и упал!Я своими глазами видел как по его лыжам побежал народ и в частности мастер спорта по лыжам Кривых Виктор..После этого участвовал еще в 5 марафонах и один из них был 50 км.На двух из них еле дошел до финиша..
avatar
#2 Пользователь offline Элла Подгорнова
Иван Васильевич Иванов,
Спасибо за ценные воспоминания! Это как раз то, что нужно!
avatar
#3 Павел Исаков
Сомнительная история. Виктор Ефимович Кривых был стартером (1 этап) эстафетной команды ориентировщиков спортклуба "Кедр", целиком состоящей из мастеров спорта. И когда Корнилов упал (???), Кривой наверняка уже покидал стартовую поляну.
avatar
#4 Пользователь offline Хроник Новоуральский
Павел Исаков, согласен, сомнительная!


Похожие публикации


Наверх