Детская театральная студия при театре

Автор - Анна Дудкина (Любимова)

Глава 1

Основание театральной студии при Театре Оперетты Урала

Сейчас уже никто точно не помнит, кому пришла в голову идея создания детской студии при Театре Оперетты Урала. Скорее всего, это была совместная идея администрации города и театра. Но точно известно, что одним из инициаторов был главный дирижер театра Александр Гончаров. Руководить студией было предложено Леониду Павловичу Житкову - одному из самых талантливых артистов театра. Незадолго до этого, 31 декабря 1992 года, Леонид Павлович получил звание заслуженного артиста России. Позже, в 1994 году,  он был назван «Человеком года» города Новоуральска.


Житков Леонид Павлович -

первый руководитель Детского музыкального театра-студии

 

Леонид Павлович стал руководителем и режиссёром всех спектаклей студии. А его жена, Анна Викторовна Житкова, – хореографом всех танцевальных номеров. 

Первый набор состоялся в сентябре 1993, проходил он в музыкальной школе. Дети проходили настоящий экзамен: нужно было прочитать стихотворение или басню, спеть, станцевать. 


По воспоминаниям Тани Ананьевой (Слипаченко):

«Пришли в музыкальную школу, а там народищу... Ну все, думаю, без шансов! На прослушивании я спела вроде хорошо, пританцовывала. Кажется, стих еще рассказывала. Не помню, как и где узнали результаты, но я прошла!»


Оксана Самерханова (Чурило):

«Наверное, это был кастинг, как сейчас называют, и он проходил еще до начала сентября. Мама увидела в газете, что объявляется набор в театральную студию при Театре Оперетты Урала. Просмотр детей был в музыкальной школе, я зашла в большой зал, там сидела большая комиссия. Мне сказали: «Какая хорошая девочка!», и я сразу засмущалась!


Первым делом меня попросили погавкать, как собачка. Для меня это было ужасно! Я очень была на людях стеснительная. Потом меня попросили что-то спеть и стихотворение рассказать. И на этом все. Помню такую фамилию Гончаров, как зовут этого человека уже не помню, но помню его внешне».


Глава 2

"Алёнкин подарок" и "Аленький цветочек"

Юные актёры детского театра в спектакле "Алёнкин подарок"

 Самым первым спектаклем, в котором была занята студия, был «Алёнкин подарок» в Новогоднюю кампанию 1993-1994 года. Пьеса была написана заслуженным артистом России Вячеславом Емельяновичем Сердюковым. Студийцы были заняты в небольших ролях Белочек, Лесовичков, Летучих Мышей и в массовых сценах.


Катя Логинова (Чуркина):

«Первым спектаклем у нас был «Аленкин подарок». Мы были заняты в первом эпизоде. На сцене стоял столб с ленточками, и мы, дети, держались за ленточки и водили хороводы вокруг него. Веселящаяся детская толпа».


Сцена из спектакля "Аленький цветочек"

Следующим спектаклем стала сказка «Аленький цветочек». К сожалению, от «Аленького цветочка» почти не осталось фотографий. В этом спектакле студийцы играли Ужастиков (маленьких подручных Чудовища) и Пажей в финале спектакля. Спектакль был массовый, в нем участвовали многие актеры, хор и балет театра. В роли Чудища было задействовано сразу двое актеров: Вячеслав Сердюков и Владимир Розин. В те времена не было маленьких микрофонов, поэтому один из них выходил на сцену в жутком костюме Чудища, а второй говорил за него из рубки. Работать на сцене с профессиональными актерами было очень увлекательно!


Катя Попова:

«Самым ответственным делом было чуть раньше уйти во время сцены Чудища, ужастиков и второй сестры Дарьи (в исполнении артисток Л. Можняк и Е. Мишкиной). Ведь нам нужно было быстро бежать и переодеваться из ужастиков-грязнуль в пажей-чистюль. Тогда я узнала, как правильно надеваются парики, где и как закрепляют их шпильками.»


Все отмечали, что на момент выхода «Аленький цветочек» был очень продвинутым спектаклем с технической точки зрения. В нем были применены сложные для того времени технические решения и спецэффекты.


Глава 3

"Виолинка, или Девочка с бородой" - первый собственный спектакль

Юные актёры детского театра в спектакле "Виолинка, или Девочка с бородой"

Первым собственным спектаклем студии стала «Виолинка, или Девочка с бородой». Ее постановка проходила в период с сентября 1994 до мая 1995 года. Премьера «Виолинки» прошла 26 мая 1995 года. 


В спектакле были заняты трое взрослых актеров: 

   Козлик – заслуженный  артист России Леонид Павлович Житков

   Тритонус – Валерий Горелов

   Октавио Бемоль – Аркадий Касацкий.

Остальные роли исполняли дети:

   Виолинка – Юля Чеснокова, Катя Попова, Таня Матвеева

   Ослик – Саша Третьяков

   Кот – Аня Любимова

   Заяц – Таня Приходько.

Танцы были поставлены Анной Викторовной Житковой. В массовых сценах принимали участие артисты детской музыкальной театральной студии и детской хореографической студии театра.


Юля Чеснокова (Новоселова): «Я играла в этом спектакле главную роль - девочку по имени Виолинка. Этакая избалованная девчонка, которую остальным персонажам удалось перевоспитать. Конечно, для меня это было целое событие! Очень волнительно, но я справилась. Родители практически всегда приходили на мои спектакли, и я искала их глазами в зале. Мама для каждого спектакля заплетала мне красивую косу вокруг головы.»


«Виолинка» была ярким спектаклем. Она долго шла в театре, ее играли на гастролях в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Серове и Перми. Позже она участвовала в фестивалях детских театров.

Глава 4

Спектакль "Замок с секретом"

Сцена из спектакля "Замок с секретом". Оля и Кот

Вторым спектаклем студии был «Замок с секретом», поставленный для Новогодней кампании 1995-1996 года. Это была большая ответственность, потому что сроки постановки были ограничены. «Виолинку» ставили девять месяцев, с «Замком» справились за три. Единственным взрослым актером, занятым в этом спектакле был Леонид Павлович Житков, игравший Волка. Все остальные роли исполняли студийцы:


             Оля – Аня Любимова, Катя Попова

Коля – Саша Третьяков      

Баба Яга – Таня Приходько

Чертенок – Юля Чеснокова, Таня Ананьева

Черный Кот – Катя Попова, Аня Любимова, Таня Матвеева

Тетя Жаба – Лена Сергеева, Катя Логинова

Лягушата – Тоня Шатилова, Варя Лисицына, Таня Давлетшина, Оксана Самерханова

Балетные партии Ромашки, Бабочки и др. исполняли девочки из хореографической студии Анны Викторовны Житковой.


Аня Любимова (Дудкина):

«Мы прямо как взрослые отработали всю Новогоднюю кампанию! Каждый день было по два спектакля: в 11 и в 14 часов.


2 января я играла Олю во втором спектакле. По ходу действия Оле нужны были справка для Волка и белая ленточка для сцены с Черным Котом. И то, и другое «заряжали» заранее в кармашек, потому что Оля на сцене большую часть спектакля. Я забыла и то, и другое! Как это произошло – не знаю! Вспомнила я об этом уже посередине сцены с Волком. Там по ходу действия идет диалог, когда Волк хочет съесть Олю и спрашивает, не больна ли она чем-нибудь. А Оля отвечает, что она абсолютно здорова, и у нее справка есть в кармашке! Я уже на сцене понимаю, что справки у меня никакой нет!!! «Где справка?» - «А у меня ее нет!»  К счастью, Леонид Павлович, я думаю, предвидел такую ситуацию, и у него был запасной листок. «Есть она у тебя! Вот она! Вот твоя справка!» Господи Боже! Я в шоковом состоянии доиграла сцену, но потом же мне сразу идти на сцену с Котом, а бантик все равно в гримерке! Крикнула Кате Поповой, которая была за Кота в тот день, чтобы она потянула время, и, сломя голову, понеслась в гримерку. Я судорожно искала скрученный бантик, нашла  и вернулась обратно на сцену.»


Глава 5

Спектакль "Необычная тайна короля"

 Юные актёры детского театра в спектакле "Необыкновенная тайна короля"

Последним спектаклем студии при Леониде Павловиче стала «Необычная тайна короля». Здесь уже были гораздо больше задействованы взрослые актеры, а студийцы были в меньшинстве. Они были заняты в следующих ролях:


Лолита – Катя Попова, Оля Демидова

Тоби – Саша Третьяков, Тоня Шатилова

Принцесса Кора – Юля Чеснокова, Лена Верещагина, Стася Соснина

 

Саша Третьяков:

«Помню, курьез был перед «Тайной короля». У меня волосы тогда были длинные, а на премьеру я пришел абсолютно лысый! Леонид Палыч так орал: «Да как же так? Да кто так делает? Перед премьерой! Этого же вообще нельзя!»  Я помню, что на меня кричали, орали, нацепили какой-то дурацкий парик, который страшно чесался.»


Тоня Шатилова:

«Для этой роли я научилась по-настоящему свистеть! Леонид Палыч сказал «Не научишься свистеть – не будешь играть». И я научилась. А Сашка Третьяков – нет. За него всегда Палыч свистел за сценой!»

Кроме этих спектаклей артисты детской студии были задействованы в массовых сценах и небольших ролях в других спектаклях: «Моя прекрасная леди», «Холопка», «Доктора Айболит», «Лили», «Брачная ночь», в концертах и бенефисах.

Всему на свете, и хорошему и плохому, приходит конец. Леонид Павлович уехал в Москву в середине 1999 года. С его отъездом закончился  первый, самый светлый, самый добрый период существования студии. Не могу опять не процитировать Тоню: «Что-то безвозвратно ушло вместе с Леонидом Павловичем». Студия продолжала существовать под руководством Валерия Долганова. Она разрасталась, и в какой-то момент насчитывала до 70 человек, что лично мне представить сложно, потому что нас никогда не было больше 15-20.  Кто-то остался в студии, кто-то ушел. Жизнь продолжалась, но это была уже совершенно другая история…


Новоуральск, история Новоуральска, театр оперетты урала, детская театральная студия, ДМТС, культура новоуральска, дети новоуральска

Комментарии (появляются после проверки) (1)

avatar
#1 Алекс

Спасибо, Анна, за этот замечательный рассказ, сотканный из множества нитей, которые позволяют почувствовать и окунуться в те времена. Кто-то называет их лихими, но это было наше детство и там было гораздо больше настоящего, чем сейчас. Сейчас, увы, всё не настоящее, от одноразовой мебели из опилок до человеческих отношений. 

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх