Санные трассы в Новоуральске

0
Добавлено: 1-02-2021, 17:44    
2
1 879

АВТОР - Элла Подгорнова

Изучать историю Новоуральска можно и через историю спорта. Первый стадион, первые лыжные трассы, первый лыжный марафон "Азия-Европа-Азия".
Сегодня я на историю города хочу взглянуть через призму санного спорта.
Гуляя очередной раз по родному Новоуральску, я забрела в лесок за домом № 136 по улице Ленина (Южный район). Там можно увидеть нагромождения бетонных оснований, стенок, а также странные неглубокие рвы, уходящие то вправо, то влево.

 

Это первая санная трасса в Свердловске-44.
Есть у нас привычка что-то оставлять, разрушенное убирать не до конца. С одной стороны, это захламляет город, а с другой - приносит радость пытливым краеведам, которые умеют составить из деталей цельную картину прошлого. Из кусочков собралась история.

В 1968 году в спортклубе "Кедр" начал развиваться санный спорт. В районе улицы Комарова (так написано в книге у Г. Д. Завады), а на самом деле, дальше, в нынешнем Южном районе, была построена санная трасса длинной 600 метров. Конечно же, строительство велось модным в то время способом - "завадниками", то есть субботниками, которые придумал Г. Д. Завада. Строили трассу всем городом в свободное от работы время.
Начиналась трасса от самой зоны (в этом месте и сейчас можно увидеть старые столбы) и спускалась в сторону нынешней улицы Корнилова через территорию д/с № 52.

Здесь проходила старая зона 


 Нагромождение колючей проволоки осталось от зоны. Кое-где можно увидеть и бетонные столбы


Санная трасса, построенная из шпал, бревен и досок, не отвечала никаким требованиям проведения соревнований, но об этом никто тогда и не думал. Главное, чтобы было где тренироваться. Заливали трассу вручную сами тренера и спортсмены. Идешь наверх - захвати с собой ведро воды.
Этот же Завада в своей книге "Спорт. Физкультура. Здоровье" вспоминает, что один из первых испытателей новой трассы был "какой-то дед с большой бородой". Он без страха проехал трассу, ему потом подарили "рыбинские" сани, и он каждый раз был открывающим санной трассы, то есть фактически ее тестировал.
В 1975 году трасса была полностью переделана, виражи стали более четкими, была сделана громкоговорящая связь, электронные замеры времени, появилось освещение, сделана дорога для заливочной машины. Тогда же были построены стартовый и финишный домики. Бетонные нагромождения - это остатки того самого стартового домика.


   

Интересный факт. Стартовый домик, построенный руками не квалифицированных рабочих, был просто сложен из бетонных прямоугольных плит, которые почти сразу начали шататься и накреняться. Вскоре появилась трещина между плитами, и тренеры понимали, что рано или поздно бетон мог придавить детей. Швы законопатили, но домик исправлять не стали. Внутри домика стояла печка с дровяным отоплением, и перед каждой тренировкой тренеры сначала протапливали помещение.

Сама трасса тоже была выполнена на авось, так как мастеров в этом деле в городе не наблюдалось. Делалась она буквально из того, что было: трубы, плиты, брус. И, конечно же, использовался естественный спуск горы.
Но, несмотря на все недочеты, на трассе можно было проводить соревнования областного и республиканского значения. И тут появилась новая преграда: трасса была внутри города, почти соприкасалась с городским забором, но все же внутри него.


Сейчас это выглядит просто как ров, а когда-то по этому жёлобу на огромной скорости летели саночники 

 Один из виражей


 Шестой вираж


Седьмой вираж выглядит почти как новый 


 

Здесь можно рассмотреть, как делались виражи: дерево, бетон и сетка-рабица 


А в 1976 году СССР начинает мощную подготовку к зимней Олимпиаде в американском Солт-Лейк-Сити. Американцы впервые в истории Олимпийских игр вводят санный спорт, прекрасно зная, что в СССР он не развит абсолютно, и советские спортсмены, таким образом, будут проигрывать в общем зачете. Санные трассы тогда у нас находились только в Риге и в Москве на Воробьевых горах, но для олимпийской подготовки они не были пригодны.


Встал вопрос о строительстве новой трассы, более длинной и подходящей по стандарту к крупным соревнованиям. Выбор пал на земли санатория "Зеленый мыс". Финансирование на себя взял МинСредМаш. Ну, как сказать, взял финансирование на себя... Трасса снова делалась методом "завадстроя", то есть на обязательных субботниках, коих каждый рабочий человек должен был отпахать 40 часов в месяц. Строили санную трассу весь с/к "Кедр", весь комбинат, весь город.
В 1977 году она была сдана, и в "Зеленый мыс" начали приезжать спортсмены со всего Советского Союза. Через год на этой трассе было решено провести IV зимнюю Спартакиаду народов СССР по санному спорту. И снова началась суета по переделке виражей, многие из которых были забракованы.


1061 метр длина, 14 виражей, высота которых из них до 4 метров. Только для закрепления бруска между собой потребовалось около 20 тонн гвоздей. К зиме 1978 года трасса была готова. И хотя к тому времени санных трасс в СССР уже было штук 15, выбрали нашу.


Санная трасса в Зеленом мысу. Фото из архива А. Д. Ханжина 


Однако есть объяснение, почему выбрали именно новоуральскую санную трассу. Советских саночников не пустили на тренировку в США. Было принято решение сделать в СССР трассу по образу и подобию американской санной трассы, подготовленной для Олимпиады. Из-за того, что наша трасса была деревяннй, и ее проще было переделывать, ее и выбрали. Американская трасса якобы была сфотографирована из космоса, и у нас строили точно такую же, совпадающую по виражам сантиметр в сантиметр. Были, якобы, какие-то проверяющие, возмущенные данным фактом, но на возмущение наши ответили: "Это получилось случайно". Зато целый месяц сборная страны тренировалась у нас.
Санная трасса в "Зеленом мысу" получила кодовое название "Омега", потому что на ней был сложный вираж в форме греческой буквы Ω.


Виднеется вираж "Омега"

 

Подъем к стартовому домику. 1981 год. Санная трасса в "Зеленом мысу". Фото из архива А. Ханжина

Старт и стартовый домик

А вот то, что у нас тренировалась олимпийская чемпионка Вера Зозуля - не выдумка. Перед Олимпийскими играми она не раз приезжала к нам не только на соревнования, но и на длительные тренировки. На зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Зозуля выиграла все четыре заезда - единственный случай в истории санного спорта у женщин.
Мне запомнился рассказ Г. Д. Завады. В 2000 году у нас была встреча молодежи с первостроителями города, среди которых присутствовал и Григорий Демидович. Он рассказал, что на одной из тренировок одна из спорсменок вылетела с трассы (а скорость там огромная!) и очень неудачно влетела в дерево (дерево оказалось между ногами). Травма была очень серьезная, как говорил Завада, "ее буквально разорвало". Зозуля не погибла и после лечения даже снова приступила к тренировкам.

 Олимпийская чемпионка Вера Зозуля

А вообще, санный спорт только кажется тихим и спокойным: лег в сани и езжай. Спорт очень опасный, и на обеих санных трассах были и сильнейшие травмы, и даже гибель спортсменов.

Санную трассу ждала судьба многих "заброшек". В 90-е годы содержать ее стало невыгодно: бюджет содержания трассы был равен бюджету всех остальных видов спорта, поэтому ее забросили.
В 1994 году, когда впервые В. Язев проводил в Зеленом мысу регата "Ява-Трофи" по парусному спорту, санная трасса, уже полуразрушенная, была сожжена. Прямо напротив пруда стояла полуразвалившаяся высокая стена виража, которая портила всю картину. А на регату были приглашены гости из-за рубежа. Нагнали тогда пожарные машины, деревья вокруг опрыскали специальной защитной жидкостью (от которой они впоследствии все равно погибли), и метр за метром сожгли.

Но, как ни странно, на этом история санного спорта в Новоуральске не закончилась. В 2008 году на месте старой санной трассы в Зеленом мысу была открыта новая трасса для натурбана длиной 834 метра. И сейчас она используется как тренировочная база и место для проведения первенства России.


Момент соревнований по натурбану на новоуральской трассе


Экскурсию по первой санной трассе мне провел Ломов Владимир Алексеевич, который с 1982 по 1987 гг. был старшим тренером по санному спорту Детско-юношеской спортивной школы.

Новоуральск, Свердловск-44, история Новоуральска, история, спорт, санные трассы, санный спорт, Вера Зозуля, омега

Комментарии (2)

avatar
#1 Надежда

В Москве мне историю тренировок на деревянной трассе залитой водой рассказал один мужчина спортсмен.Рассказывал ,что построили ее умельцы из Новоуральска.Тренировались усердно  и тайно, так как хотели победить.И потом когда показали хорошие результаты на Олимпиаде,все удивлялись откуда у русских такие успехи!Я об этом не знала,слушала с интересом ,и вот ваш очерк подтверждает это.

avatar
#2 Пользователь offline Элла Подгорнова
Надежда,добрый день.

А Вы не помните, что за мужчина-спорсмен был?


Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх