Нетребина  Людмила Геннадьевна

Нетребина Людмила Геннадьевна
Директор школ №№ 57, 56, 52.
Отличник народного просвещения.
Ветеран труда

Нетребина Людмила Геннадьевна родилась 7 декабря 1925 года в селе Ново-Павловское Нижнетагильского района Свердловской области, в семье служащего.
В 1934 году поступила в школу в первый класс в г. Барнауле, где тогда жила семья, окончила школу в 1944 году в Нижнем Тагиле.
Сразу же после окончания школы поступила в Учительский институт на историко-филологический факультет, который окончила в 1946 году и приступила к работе инструктором отдела пропаганды ПС ВЖСМ г. Нижний Тагил. В 1947 году в связи с переводом отца она приезжает в Свердловск-44. С мая 1947 года по декабря 1948 года Людмила Геннадьевна работала в политотделе инструктором, с августа 1948 года начала преподавать историю и стала завучем семилетней школы № 127 поселка Верх-Нейвинский.
В августе 1952 года переведена на работу в школу-интернат г. Свердловск-44. 
1 сентября 1964 году открыла свои двери новая школа № 57. Ее коллектив возглавила Людмила Геннадьевна Нетребина, проработав в ней директором одиннадцать лет.
Учителя школы №57 Л. Семухина, В. Тюпаева, И. Фадеева вспоминали, как нелегко было директору обустраивать новую школу. Ей приходилось самой ходить по квартирам микрорайона, где строилась школа, приглашая родителей помочь помыть, почистить, разгрузить. Многие из родителей стали друзьями школы и директора. Школа первой в городе перешла на кабинетную систему преподавания.
Настоящей школой чувств, ступенью в жизни каждого ученика были общешкольные линейки. При всей традиционности в каждую Людмила Геннадьевна вносила что-то новое, яркое, праздничное, трогательное и глубоко волнующее.
Из стен этой школы вышла целая плеяда учеников, ставшая впоследствии продолжателями традиций, заложенных Нетребиной.
1 сентября 1957 года Нетребина Л. Г. вновь открыла школу-новостройку № 56 в Автозаводском районе. И проработала в ней директором до 1979 года.
Школа располагалась в живописном месте, да и само здание было светлым, уютным. Но все, кто принимал школу вместе с Людмилой Геннадьевной, помнят, сколько сил директор положила на то, чтобы открытие школы состоялось 1 сентября. Сколько хлопот у директора строящейся школы знает только тот, кто им был. Участие в планерках, приобретение и установка оборудования в школьные мастерские, столовые и учебные кабинеты - все это требовало немало сил, энергии и здоровья от директора прежде всего.
В школу пришло много молодых педагогов, были и стажисты. Их привела Людмила Геннадьевна из школы №57. Среди них Бронникова Клара Ивановна, Бушланова Светлана Серафимовна и другие.
Школа №56 стала авторской школой Людмилы Геннадьевны, как и № 57. В нее вместе с педагогами школы №57 перешла часть традиций, но стали складываться и новые. Людмила Геннадьевна смогла создать школу как Дом для детей и учителей. Здесь не только учились и обучали, здесь жили, творили, создавали единое духовное пространство единомышленники. А директор оставалась генератором педагогических идей, организатором всей школьной жизни, мудрым наставником. Под ее руководством складывался союз педагогов и родителей.
И еще одну школу-новостройку в городе подняла Нетребина Л. Г. - № 52 в Автозаводском районе.
Человек честный, прямой, принципиальный, всю себя отдающей делу народного образования, Людмила Геннадьевна заслужила уважение не только коллег, учащихся, родителей своих школ, но и коллег - директоров, завучей.
Людмила Геннадьевна Нетребина стала для многих детей, которых она учила истории, человеком необыкновенным. Она не только открыла для них мир людей, она учила детей жить в обществе по законам чести, понимать жизнь, активно в ней участвовать. Поэтому ее уроки оставили неизгладимый след в судьбах ее учеников.

Л. Г. Нетребина на открытии школы № 57, 1964 г. 


Вспоминает ученица Л. Г. Нетребиной Галина Михайловна Новикова:
«Людмила Геннадьевна пришла в нашу школу № 54 учителем истории. Первое впечатление при встрече с ней было потрясающим. Мне она тогда показалось женщиной большого роста, очень строгой, не молодой. А ведь тогда она была по годам совсем молода. Нам, двенадцатилетним детям, казалось, что учительница она необыкновенная. Сейчас, наверное, трудно найти учителя, которого дети слушают, открыв рот, потому что есть средства массовой информации. Когда мы слушали Людмилу Геннадьевну, класс замирал, все впадали в состояние полного подчинения человеку, стоящему у доски. Так необыкновенно интересно было всем слушать то, о чём она рассказывала. Я помню установку Людмилы Геннадьевны: дать нам как можно больше, чтобы мы, дети, глубже проникли в тот материал.
Я запомнила на всю жизнь её слова, сказанные однажды: «Делать надо все хорошо и основательно и запоминать все основательно». Сочетание сказки, исторического образа, которые она нам преподносила, путешествия в мир древности, в который она нас вела с требованием, чтобы мы все это запомнили, узнали, намотали себе на ус и использовали в жизни, пронесли через всю жизнь - это ее школа.
Тогда мне было 12 лет. Иметь «пятерку» по истории было не просто, но двоечников не было. И это было потрясающе. Она умела каждого заинтересовать, каждому вовремя дать возможность и шанс. Людмила Геннадьевна хорошо понимала, что у одних детей есть способности, а у других их мало. И давала раскрыться способностям. Когда мы приходили на консультацию, дополнительные занятия, она раскрывалась перед нами как настоящая артистка. После этого хотелось вновь учиться ещё лучше. Стыдно было не знать на «отлично».
Я вспоминаю фильм «Доживем до понедельника». Директор школы (артист В. Тихонов), учитель истории, спрашивает ученика о лейтенанте Шмидте, тот не знает. В учебнике две строчки об этой героической личности. И директор вдохновенно рассказывает о судьбе лейтенанта Шмидта, за которым судьба России. Вот эту аналогию я провожу с Людмилой Геннадьевной. На её уроках не было таких проходных двух строчек. Всегда была живая история в событиях, фактах в потрясениях человечества, которые повлияли на сегодняшний день.
Меня поражало в Людмиле Геннадьевне желание расширить кругозор, вывести нас на более высокий культурный уровень. Она сама была человеком исключительно образованным, таких людей я встречала единицы. Она одна из немногих, которая встретилась на моём пути, личность необыкновенной эрудиции, величайшего образования. И всё это она привила своим ученикам через историю.
Это всегда выставки, самодельные работы, экскурсии. Мы - ученики - сами уходили в эту эпоху. Людмила Геннадьевна говорила: «Давайте, организуем выставку художников - передвижников». Мы и представили выставку на весь этаж. По каждому художнику подготовили лекторов. Я задаю себе вопрос: «Откуда я знаю и люблю художников-передвижников?» Для меня Некрасов с портрета Крамского так близок, потому что я была экскурсоводом по этому периоду. Людмиле Геннадьевне хотелось большего: чтобы мы проникали в большой мир культуры».
Галина Михайловна выделила важнейшую черту Людмилы Геннадьевны Нетребиной - иметь на все, что нас окружает, личностный взгляд. И когда она общалась с учениками, они впитывали эту позицию.
И в новой школе №56 Людмила Геннадьевна продолжала вести уроки истории, которые также для детей были необыкновенными. Ватолина Ира пришла в школу №56 в 5 класс и увидела Людмилу Геннадьевну на уроке истории. Эту маленькую девочку покорил внешний вид и манеры Людмилы Геннадьевны. По ее словам, учительница была «настоящей королевой». Всегда в строгом классическом костюме, в туфлях на высоком каблуке, величественная, с очень аккуратной прической. Сдержанная, несуетливая. К своим ученикам Людмила Геннадьевна, даже самым маленьким (5-классникам) она обращалась на «Вы», называла полное имя «Александр», «Владимир», «Мария». Это непроизвольно рождало ощущение своей взрослости. Объяснение нового материала было настолько захватывающим, что никому не хотелось разговаривать, отвлекаться, ловили каждое ее слово. Людмила Геннадьевна ввела разноуровневое обучение: «подтягивала» тех, кому учеба давалась трудно, по особой программе, разнообразила методы работы с более сильными в учебе детьми.
Ученики Людмилы Геннадьевны стали известными людьми г. Новоуральска, области, страны. Среди них Г. М. Новикова — начальник Управления образования г. Новоуральска, Б. Плотников - заслуженный артист СССР, Кузовкова Т. В. — начальник Управления образования НГО. 
Директорами школ города стали учителя, проработавшие вместе с Нетребиной Л. Г.: Бушланова С. С, Тюпаева В. Г., Лаврова О. А., Бушманова З. А., Новикова Г. М.
Людмила Геннадьевна награждена следующими государственными наградами:
«Отличник народного просвещения»,
Орден «Знак почета»,
Медаль «Ветеран труда»,
Многочисленными грамотами гороно, ПС КПСС, Обкома партии
Звание «Почетный гражданин г. Новоуральска» Нетребиной Людмиле Геннадьевне было присвоено в 2009 году.

почетный гражданин новоуральска, люди Новоуральска, хроники новоуральска, история новоуральска, школы новоуральска, школа 56

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх