Каслинское городское кладбище. Путеводитель
Каслинское городское кладбище
Городское кладбище, находящееся в городе Касли по улице Розы Люксембург № 129, является старейшим на Урале. Другие, более ранние уральские кладбища в Каслях не «пережили» советский период. Они или закатаны под асфальт, или превращены в парки, скверы, а то и в спортивные школьные площадки. Другими словами, утрачены как для потомков, так и для истории Урала. Каслинское же городское кладбище пока ещё имеет ряд намогильных памятников, представляющих историческую и художественную ценность, и остаётся действующим православным кладбищем. По большим церковным праздникам в кладбищенской часовне горят свечи - идёт служба.
Наличие кладбищенских надгробий, сохранившихся захоронений, имеющих историческую и художественную значимость, позволило Главному управлению культуры и искусства Челябинской области выйти в Законодательное собрание с предложением об объявлении историко-мемориального комплекса Каслинского городского кладбища памятником истории и культуры Челябинской области.
К чести Законодательного собрания, его отдельным постановлением историко-мемориальный комплекс Каслинского городского кладбища 26 октября 2000 г. был объявлен памятником истории и культуры Челябинской области. В перечень объектов, составляющих историко-мемориальный комплекс, вошли 80 паспортизированных захоронений, включая надгробия из серого уральского мрамора и чугуна (все отливки Каслинского завода). Всего же, вместе с часовней Серафима Саровского, сторожкой смотрителя и кладбищенской оградой, сложенной из камня, 83 объекта. Тем не менее, по ряду причин не все художественные надгробия были паспортизированы, соответственно, не все и включены в мемориальный комплекс. В первую очередь, это касается дореволюционных намогильных памятников из каслинского чугуна и серого мрамора с православной символикой, тогда как именно они являются наиболее значимыми объектами мемориальной архитектуры малых форм. В силу выше указанных причин, в настоящий путеводитель по Каслинскому городскому кладбищу включён целый ряд не паспортизированных чугунных и мраморных надгробий. Причём, некоторые из них, имеют цифровые копии дореволюционных фотографий на стекле, чудом сохранившихся в музее Революции в Екатеринбурге (После закрытия музея в начале 90-х гг. XX в., фотографии были переданы в ГАСО.).
Краткая историческая справка
В силу того, что Каслинский чугуноплавильный железоделательный завод, основанный в 1745 г., изначально принадлежал промышленникам-старообрядцам, то и значительная часть населения завода (причём, самая зажиточная) тайно или явно исповедовала Старую Веру. В просторечии эту часть жителей Каслей называли не иначе, как «кержаками». Именно по этой причине в Каслях, с момента строительства завода, было открыто два кладбища:
1. Первое Православное (официальное). Сейчас это пересечение улиц Коммуны и Ретнёва. Оно действовало с момента строительства завода и до 1848 г. В Советский период (30-х гг. XX в.) на его территории была построена школа (Бывшая Статировская, по фамилии её первого директора - А. Статировой, позднее школа № 27, техникум) и разбита спортивная площадка. В строительстве этой спортплощадки участвовали старшие школьники. В их числе была и Александра Константиновна Свистунова, в замужестве Карманова. С её слов я узнал, что старшеклассников-комсомольцев заставляли сносить намогильные памятники - надгробия и выравнивать могильные холмики. По этой спортплощадке я и мои сверстники бегали, долгое время не зная, что под выровненной поверхностью - могилы предков - основателей, строителей Каслинского завода.
2. «Кержацкое» - старообрядческое. В настоящее время его местоположение - за так называемой Каслинской горой, в конце улицы Чапаева, слева при выезде из Каслей в сторону озера Малые Касли. Оно действовало с момента строительства завода и до так называемой «Хрущевской оттепели».
До начала Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг., кладбище находилось в настоящем сосновом бору, который вырубили в военное время, а оставшиеся пни выкорчевали все до одного. Кладбище было закрыто в 1958-1959 гг. Все мраморные памятники вывезли в т. н. «Сороковку» (ныне г. Озёрск), надгробия из чугуна сдали в «Чермет», а на освободившейся территории местные комсомольцы устроили футбольное поле.
3. Второе Православное (официальное). В настоящее время его местоположение - в конце улицы Розы Люксембург № 129, справа при выезде из Каслей в сторону озера Малые Касли. Открыто в период эпидемии холеры в 1848 г. за так называемой Каслинской горой в сосновом бору, в непосредственной близости от «Кержацкого» кладбища, т.е. на некотором удалении от селитебной части Каслинского завода (Название города Касли до 1941 г.). На тот момент, согласно летописи Вознесенской церкви, холера унесла жизни 485 человек. С целью предотвращения дальнейшего распространения холеры, первое Каслинское кладбище, находящееся к тому времени в черте жилых домов, и было закрыто.
Кладбище, расположенное по улице Розы Люксембург № 129, с момента своего открытия и до 20-х гг. XX в. находилось в ведении первоначально Успенской (православной), а с 1855 г. ещё и Вознесенской заводских церквей. Другими словами, в указанный период кладбище являлось приходским. Согласно православному обычаю оно имело два входа: центральный (главный) и так называемый «придел», через который хоронили самоубийц. В 1904 г. в центральной части кладбища была построена часовня в честь Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Строительство осуществлялось на средства старосты Вознесенской церкви Александра Ивановича Шелегова. С установлением Советской власти и закрытием православных храмов кладбище было передано в ведение коммунальных служб.
Намогильные памятники Каслинского кладбища
За второй кратковременный период развития русского капитализма (1861- 1917 гг.) кладбище удивительным образом преобразилось. Зажиточные каслинцы не жалели средств на благоустройство могил умерших родственников. Именно в указанное время и были поставлены на его территории выдающиеся образцы архитектуры малых форм, выполненные из серого мрамора и каслинского чугуна, которые и придали ему на долгие годы неповторимый облик.
Если намогильные памятники из чугуна на Каслинском кладбище не вызывают вопроса о месте их производства (вопрос остаётся только об авторстве моделей мемориальной архитектуры малых форм из чугуна, по которым делали отливки в Каслях.) - на большинстве из них сохранились клейма I Каслинского завода. То аналогичные изделия из мрамора, в силу отсутствия каких либо производственных клейм и авторских подписей, требуют атрибуции.
В уральской историографии не так много работ по камнерезному искусству, но они есть. В частности, в статье «Изделия Горнощитского мраморного завода в XVIII-XIX вв.» отмечается что на изделиях из мрамора в XVIII-XIX вв. специализировался Горнощитский мраморный завод, действовавший на месте кустарных ломок мрамора с 1765 по 1858 гг. (Горнощитское и Мраморское месторождения). Завод был закрыт в связи с отменой крепостного права в России. В настоящее время - село Мраморское Свердловской области. Камнерезы, став свободными, продолжили разработку Мраморского и Горнощитского месторождений. Первоначально они трудились индивидуально на дому, сбывая готовую продукцию через своих агентов. Со временем, с усложнением заказов, которое требовало более высокой квалификации и разделения труда, они объединились в артель камнерезов и добились того, что при местном народном училище в 1880 г. был открыт специальный класс - черчения и рисования, лепки и резьбы. Преподавателем этого класса, первоначально являлся потомственный камнерез Трапезников. После его смерти в 1884 г., место преподавателя в классе Искусств занял выпускник Академии Художеств - Николай Евграфович Прокудин. Это и позволило мраморским камнерезам, создавая оригинальные образцы архитектуры малых форм, наладить их массовый выпуск и успешно продавать по всему Уралу. Данный факт подтверждается документом Екатеринбургской земской управы, сохранившимся в ГАСО. «Изделия Мраморского завода (Название села Мраморское до 1917 г. Речь идет об изделиях кустарей, которые объединились в 1870 г. (?) в артель) – памятники и кабинетные украшения – известны не только жителям Пермской губернии, но и за её пределами, – говорится в документе, – В школе Мраморской - содержимой за счёт Екатеринбургского земства, учащиеся привыкают к скульптуре и ваянию» (Кожевников А, «Две судьбы. История Мраморского класса искусств»). Кустари-артельщики, помимо своих агентов, разъезжающих по городам и весям Урала и Западной Сибири, продавали изделия из мрамора, как на ярмарках, где у них были свои лавки и склады, так и на промышленных выставках. К примеру, известен факт участия кустарей Мраморского завода в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 г.
В 1890 г. Мраморская школа приняла участие во Всероссийской научно-промышленной выставке в Казани, где экспонировались рисунки, изделия учащихся и выпускников. Один из выпускников - Николай Иванович Пермикин - в качестве поощрения получил бронзовую медаль, а четверым учащимся школы жюри выставки присудило Похвальные листы.
Все выше сказанное позволяет предположить, что какая-то часть мраморных намогильных памятников, а возможно и все мраморные надгробия Каслинского кладбища, были изготовлены камнерезами бывшего императорского Горнощитского мраморного завода. Не маловажное значение во всем этом предприятии! имело то, что для своих изделий мастера-камнерезы использовали мрамор из окрестных месторождений. Наибольшим спросом пользовались надгробия из серого Горнощитского мрамора с белыми полосками. Именно таких намогильных памятников на Каслинском кладбище большинство, это и позволяет предположить, что изготовлены они именно камнерезами бывшего Горнощитского мраморного завода и их учениками. (Рисунки 2.1 - 2.7)
Особо благородными, но дорогими являлись изделия из белого Полевского мрамора, который, по замечанию графа Строганова, по своему виду и свойствам ничем не отличался от итальянского мрамора. Таких изделий в Каслях сохранилось немного, но они есть (Рис. 3-3.2). При обследовании кладбища в начале 90-х гг. XX в., был найден небольшой фрагмент скульптуры из белого мрамора в виде кисти руки с зажатым свитком (утерян).
Следует особо отметить, что в дореволюционный период архитектура малых форм Каслинского кладбища имела, за редким исключением, христианскую символику. Поскольку в настоящее время в этом мало кто разбирается, возникает необходимость рассказать о видах намогильных памятников и их символике на примере сохранившихся каслинских образцов.
Виды намогильных памятников из мрамора и чугуна с христианской символикой на Каслинском православном кладбище (дореволюционный период)
В качестве дополнения и сравнения будут представлены, не сохранившиеся в Каслях, намогильные памятники с кладбищ города Березовский, села Мраморского Свердловской области, и Санкт-Петербурга.
Надгробие на могиле А. А. Ахлюстиной «Голгофа»
(Рис. 4.1; 4.2.); Мрамор
Основание надгробия выполнено в виде стилизованного каменистого возвышения, как бы выросшего из земли - «Голгофы». Такое изображение Голгофы в камне является традиционным для мемориальной пластики. Опорой четырёхконечному кресту служит пятиступенчатый подиум, вырубленный из одного камня с «Голгофой» (их общая высота 1,5 м.). Крест (высотой 0,7 м.) съёмный, вырезан из другого камня. После установки основания надгробия, он просто вставлялся в подготовленное в подиуме гнездо.
Справа от главной аллеи, в пределах видимости от главных кладбищенских ворот - надгробие «Голгофа» на могиле А. А. Ахлюстиной (Рис. 4.1; 4.2.); Второй подобный памятник в Каслях - слева от главной аллеи, за Гилевыми.
Надгробия в виде «Голгофы» в дореволюционной период были широко распространены по всей России. К примеру, аналогичный памятник удалось выявить в С-Петербурге на Волковском православном кладбище (Рис. 4.3.).
Голгофа — лобное место, где был распят Иисус Христос. В мемориальной архитектуре малых форм, выраженной в камне и чугуне, Голгофа и Крест, составляют, как правило, пропорционально уравновешенное единое целое.
Крест - напоминание о воскресении из мертвых и чаянии жизни вечной.
Надгробие на могиле А. А. Ахлюстиной паспортизировано в таком виде как показано на Рис. 4. Причём, в паспорте ошибочно указано как «пирамида», да ещё якобы со сколотым верхом. Тогда как в действительности, из надгробия - «Голгофа» был выломан только крест, многие годы, простоявший рядом с памятником. Крест возвращен на место в середине 90-х гт. XX в. «Голгофу», выполненную в мраморе, возможно, перепутать только с «Петровой горкой» (Рис. 5):
Волковское кладбище г. Санкт-Петербург
Надгробие на могиле Хорошениных (Рис.6.1.) - часовня (с шатровым завершением).
Форма креста неизвестна.
Мрамор
Намогильный памятник в виде четырехгранной «часовни» с шатровым завершением из серого мрамора с белыми полосками. В верхней части шатра - отверстие под крест, но форму креста, подходящего под это отверстие на Каслинском кладбище отыскать не удалось. Конструкция этого вида «часовни» состоит из четырех крупных фрагментов: основания состоящего из двух частей, мощного профилированного гурта и собственно плотно декорированной верхней части «часовни» с шатром.
Декор: пилястры с базой, капителью и сухариками на абаке, архивольты, щипец с розочкой; в щипце западной грани - греческий крестик: в плоскости этой же грани - прямоугольная ниша с овальной верхней частью, выполняющая функцию киота. Ниша закрывалась створкой со стеклом, как и в обычном киоте. В нишу-киот, как правило, помещали небольшую иконку на дереве или бумаге.
Надгробие на могиле Хорошениных (Рис.6.1.) находится слева на главной аллее кладбища, недалеко от главных ворот. В Каслях подобного рода «часовен» несколько. Наиболее сохранившиеся: (Рис.6.1а - Голышевым, нет паспорта, 6.16. надгробие на могиле Н.П. Бударина, паспортизировано). Все они находятся недалеко от главных ворот пр главной аллее справа (Голышевым) и слева (за надгробием Хорошениных) Н.П. Бударина.
На Волковском кладбище в Петербурге удалось выявить аналогичную «часовню», но она, не четырёх, а восьмигранная (Рис.6.2.). Надгробия в виде «часовни» первоначально имели православные кресты, но они не сохранились ни в Каслях, ни в Петербурге. Поэтому, какова была форма креста изначально - неизвестно.
Часовня - небольшое однокупольное (соответственно и один крест) культовое сооружение без алтаря (В качестве примера см. фото - часовня Серафима Саровского на Каслинском кладбище, рис. 1 - в начале материала).
На протестантских кладбищах подобного рода надгробия - «каплица».
Каплица - небольшая культовая постройка, в отличие от часовни, может иметь алтарь.
Киот - остекленный ящик-шкафчик для икон.
Надгробие на могиле Хорошениных (Рис.6.1.) Паспортизировано. В паспорте указано, что надгробие выполнено из белого мрамора, тогда как в действительности - из серого мрамора с белыми полосками.
Первоначально надгробие имело ограждение в виде чугунной решётки с пиками на таких же столбиках. В настоящее время от оградки осталось три звена (Рис. 6.3)
Надгробие на могиле Ахлюстина Л. Я. - часовня
с пятиступенчатым завершением и стилизованным восьми конечным крестом (в дальнейшем: часовня с крестом).
Мрамор
Надгробие на могиле Ахлюстина Г. Я. выполнено из серого мрамора с белыми полосками (Рис.6.4.). Восстановлено в 90-х гг. XX в. Общий вид памятника до восстановления - (Рис.6.5.). После восстановления имеет следующий вид - (Рис. 6.6, 6.6а). Надгробие имеет меньшие размеры, чем надгробие Хорошениных (6.1), но также состоит из четырёх достаточно крупных частей. Растительным орнаментом украшен только гуртовый пояс, отделяющий базу постамента от скромно декорированной верхней части часовни (портал, пятиступенчатое навершие). База постамента не имеет выкружки. Крест восстановлен по найденным на территории кладбища обломкам (Рис.6.7).
Надгробие на могиле Ахлюстина Г.Я. расположено по правой стороне главной аллеи, за Голгофой.
Восстановленный крест надгробия Ахлюстина Г.Я. в Каслях идентичен найденному кресту на Волковском кладбище в Петербурге (Рис.6.8.). Практически все мраморные памятники подобного типа на кладбищах Петербурга стоят без «родных» мраморных крестов (Рис. 6.9.).
Надгробие на могиле Кочетовых (Рис. 7) - изначально часовни с крестом (Рис. 7.1.)
Мрамор.
Этот вид «часовни» самый распространенный на Каслинском кладбище (Рис.7). Надгробие также состоит из четырех мраморных блоков, но каждый блок в отдельности меньших размеров, по сравнению с выше указанными «часовнями», поэтому памятник более удобен в сборке-установке. Эта «часовня» имеет минимальное количество декора (архивольт с западной и восточной сторон, филенка в двух верхних блоках и ниша-киот с западной стороны). Когда памятник находится в полной сборке и с крестом, то, именно крест притягивает взгляд (Рис. 7.1, 7.2, 7.3.).
Надгробие на могиле Кочетовых (Рис.7.) расположено в центре кладбища, напротив часовни Серафима Саровского, справа по главной аллеи. Рис. 7.1. - Дореволюционная фотография. Рис. 7.2, 7.3. - восстановленные надгробия. Рис. 7.3а. - Часовня на могиле П.А. Бабиной до восстановления креста.
Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
Надгробие на могиле Кочетовых (Рис.7.) паспортизировано.
Надгробие Дунаевой — «саркофаг» (Рис. 8.)
Мрамор.
Длина «саркофага» -1,33 м, ширина в узкой части - 0,5 м, в большей - 0,57 м. Таких размеров «саркофаг» - единственный на Каслинском кладбище. По крайней мере, при его обследовании ничего подобного больше найти не удалось. В широкой части, надгробия помещено рельефное изображение Голгофы в виде трёх камней. На третьем верхнем камне - восьмиконечный крест. Два копья по краям опираются древками на нижние два камня. «Голгофа» занимает одну треть пространства верхней поверхности «саркофага». Под «Голгофой» - текст эпитафии.
Надгробие Дунаевой в виде «саркофага» (Рис. 8.) Находилось слева от главной аллеи, рядом с чугунным памятником-жертвенником, являющимся надгробием могилы Павла Ивановича Шелегова. Надгробие Шелегова П.И. летом 2016 г. перенесено к главным воротам как экспонат для туристического показа (Рис. 8а.). На месте родового захоронения осталось основание мраморного памятника - «часовни» с эпитафией: «Здесь покоится младенец Димитрий Шелегов родился 16 окт. 1902 г. Скончался того же числа» (Рис. 86).
Саркофаг - в переводе с греческого языка означает буквально «пожирающий мясо», массивный гроб, гробница. Наличие восьми конечного креста при изображении «Голгофы» на «саркофаге» не случайно. В православной традиции принято изображать крест, на котором распяли Христа, с табличкой и укосиной. Текст таблички: «Исус Назарей - царь иудейский». Она была прибита на распятие Христа в его верхней части в качестве издевки. Как известно, сам крест был четырёхконечный. Укосина - это опора для ног распятого, чтобы он преждевременно не свалился с креста. В итоге, четырёхконечный крест с табличкой, укосиной, и образовали православный восьмиконечный крест.
На фотографии середины 90-х годов XX в. (Рис.8.) «саркофаг» стоит вертикально, тоща, как на самом деле он должен находится горизонтально поверхности могилы. Причина - сознательное разрушение старых могил, ради организации новых захоронений. В настоящее время «саркофаг» полностью утрачен - разбит на мелкие фрагменты и использован как бутовый камень.
Намогильная плита Востротиным — горизонтально положенная на могилу литая прямоугольная плита с невысоким рельефом - Рис. 9.2.
Чугун
Широко распространенный вид намогильного памятника на Каслинском кладбище в дореволюционный период.Композиционное решение намогильных плит такого вида имело стереотипный характер:
1.В верхней части плиты литое рельефное изображение Голгофы. На чугунных и каменных плитах, как правило, изображён крест на небольшом возвышении в обрамлении лаврового венка (Рис.9.0.);
2.Под Голгофой литой невысокий рельефный текст эпитафии с указанием имен, дат жизни, числа прожитых лет (в ряде случаев указываются ещё месяцы, дни);
3.Под эпитафией - рельеф «Адамовы кости», под ними изображение наградной медали промышленной выставки и личное клеймо формовщика (Рис.9.1.).
Намогильная плита Востротиным, не вошедшая в мемориальный комплекс находится слева от главной аллеи, не далеко от главных ворот. (Рис.9.2.).
«Адамовы кости» - изображение черепа и двух костей - символ бренности (краткости и тщетности) земной человеческой жизни (Рис.9.1.).
Намогильная плита Востротиным-ле паспортизирована.
Лавровый венок, обрамляющий Голгофу на литых дореволюционных намогильных плитах из чугуна Каслинского завода, очень напоминает обрамление чугунных «венков», которые отливались на Каслинском заводе в советский период. С той лишь разницей, что на советских «венках» вместо Голгофы отливался текст эпитафии, а форма «венков» соответствовала контурам лаврового венка! (Рис.9.3, 9.4.).
Надгробие на могиле А.Р. и Н.Г. Широковых (Рис. 10.0.) — горизонтально положенная на могилу литая прямоугольная плита с текстом эпитафии, одновременно служащая основанием православному кресту, вмонтированному вертикально в середину плиты (Крест на плите).
Чутун.
Таких надгробий сохранилось на Каслинском кладбище четыре. Причём, одно надгробие увенчано большим православным крестом (Рис.10.0.) На его плите нет литого рельефного изображения «Голгофы», а только текст эпитафии с ангельскими ликами по углам с обеих сторон креста, где так же отлиты клейма завода, формовщика, и изображение наградной медали. Способ крепления креста к плите - простейший и не имеет особо тяжеловесных деталей (Рис. 10.2.). .
На надгробии С.И.Теплякову, вместо «Адамовых костей» по углам плиты рельефно отлиты ангельские лики. Крест, в настоящее время, сломан почти у самого основания (Рис. 10.3.). На Смоленском кладбище в Петербурге такой же крест сломан в том же месте (Рис. 10.3а.). Тем не менее, по замыслу архитектора, в данном виде намогильного надгробия главным являлся православный крест, вне зависимости от его размеров.
Намогильная плита с большим православным крестом - надгробие на могиле А.Р. и Н.Г. Широковых (Рис. 10.0.) расположено слева от главной аллеи, в непосредственной близости от кладбищенской часовни Серафима Саровского.
Надгробие С.И.Теплякову находится слева от главной аллеи, за часовней под горкой (Рис.10.3.). Крест на плите В.М.Гуськову (Рис. 10.4,5.) и Алферовым (Рис.10.6.), расположены на первой отходящей вправо от главной аллеи дорожке. Крест на могиле Шарапова (?) (Рис. 10.6а.) идентичен кресту на могиле Алферовым, но его местонахождение, в настоящее время, не удаётся определить. Возможно он утрачен!? Кресты на могилах В.М.Гуськову и Алферовым отлиты на Каслинском заводе, но чертежи моделей, по которым их отливали, разработаны в Петербурге на чугунолитейном и механическом заводе Сан-Галли. Если сравнить кресты в Каслях и Петербурге с рисунками моделей завода Сан-Галли, то хорошо видно, что авторство принадлежит именно этому заводу. См.: (Рис.10.4,10.4а, 10.5,10.5а, 10.6,10.7,10.8.).
В Каслях не выявлен намогильный памятник в виде шестигранной «часовни», тогда как на кладбище города Березовский имеется шестигранная часовня, да ещё с навершием в виде роскошного «бутона»? (Рис.11 1.).
Кладбище г. Березовский
На Каслинском кладбище найден лишь подобный вид навершия, но меньших размеров и совершенно не понятен принцип его расположения на памятнике (Рис.3.2.).
Этот фрагмент находится справа от главной аллеи, рядом с могилой скульптора А.В. Чиркина
Плита.
Мрамор.
Намогильная мраморная плита формой похожая на крышку саркофага (длиной не более метра) В широкой части плиты - изображение «Голгофы».
Под Голгофой — текст эпитафии Рис.12.).
Плита (фрагмент).
Мрамор.
Расколотая плита - сохранилась её верхняя половина, край которой имеет полукруглую форму с изображением «Голгофы».
Под изображением - текст эпитафии (рис. 12а.).
Нет паспорта.
Надгробие на могиле А.К. Малярщикова - крест (большой) на «жертвеннике»
Чугун
Намогильный памятник из чугуна - Большой православный крест (высота-1,8 м) на постаменте-«жертвеннике» (Рис.14.1.). Постамент высотой 1,2 м., квадратный в плане (1,05 м х 1,05 м), имеет филенчатые прямоугольные рамки с растительным орнаментом. В рамках - рельефный текст эпитафии. Ребра оформлены стилизованными под деревянную резьбу полуколоннами. Аналогичным образом выглядит жертвенник в алтаре православного храма (Рис. 14.2.). Данное обстоятельство и позволяет определить его как «жертвенник», а не как «часовня». Крест-литой, восьмиконечный с крыльями, состоящий из стилизованного растительного орнамента; кромка креста сплошная, профилированная (рис. 14.3.).
Подобного рода полностью сохранившихся намогильных памятников, как Надгробие на могиле Малярщикова А.К. (Рис.14.1. находится недалеко от главных ворот и главной аллеи, вправо по первой тропе), на Каслинском кладбище сохранилось два. Вторым является надгробие на могиле Шелегова П.А. (14.4.). Этот намогильный памятник, не смотря на хорошую сохранность, не паспортизирован. Тогда как, еще два аналогичных «жертвенника», но без крестов, паспортизированы и включены в мемориальный комплекс Каслинского кладбища (Рис.14.5 Ощепко- вой, Рис. 14.6 М.Е. Коммиссарову). Один из этих «жертвенников», а именно, с могилы М.Е. Комиссарова до 1917 г. выглядел следующим образом (Рис. 14.7.).
В паспорте «Надгробие на могиле Ощепковой О.И.» (Рис. 14.5.), говорится, что на южной грани в верхней части якобы отлито клеймо с текстом: «Императорский завод», а ниже - круглое клеймо с двуглавым орлом. После детального осмотра «жертвенника», на его южной грани в верхней части, действительно есть клеймо и двуглавый орёл, но только не Императорского завода, а Каслинского (Рис. 14.8.). На фотографии, не совсем чётко, но видно, что клеймо перевёрнуто и помимо «Кас. 3.» там стоит ещё и год отливки: 1898 г. По рассказам местных жителей, крест с этого намогильного памятника был пожертвован родственником О.И. Ощепковой Вознесенской церкви в 1944 г. Дело в том, что когда во время войны второй раз освещали церковь, то не могли найти большой крест на главный купол. А родственник Ольги Ивановны - снял с её могилы и передал в качестве пожертвования.
Жертвенник - в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы. Выделяются жертвенники - греческие, римские и т.п. Примечательно то, что по своей форме они все похожи друг на друга, а если разнятся, то в деталях.
Жертвенник в православном храме - четырёх угольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря, слева от престола (Рис. 14.2.).
Распятие на жертвеннике намогильный памятник Ивану Андреевичу Шелегову 1837-1877
(Рис.16.0.) УТРАЧЕНО.
Чугун.
«Распятие на жертвеннике» - намогильный памятник Ивану Андреевичу Шелегову 1837-1877 (Рис. 16.0.), Фотография до 1917 г. Главным в архитектурно-художественной композиции памятника является фигура распятого Иисуса Христа. Крест имеет, подчёркнуто православную восьмиконечную форму. Табличка с буквами над головой Исуса, образует короткую перекладину, а уступок под пробитыми ногами - укосину православного креста. В основании распятия - «Ада-мовы кости». Фигура Христа реалистично трактована. Распятие опирается на шар, венчающий ритуальный сосуд, который, в свою очередь, помещён в середину постамента-жертвенника, квадратного в плане. Жертвенник имеет в верхней части четыре пологих фронтона с круглыми розетками в тимпане. Углы фронтонов украшены акротериями. Надгробие Ивану Андреевичу Шелегову - отливка Каслинского завода, типичный образец архитектуры малых форм из чугуна. Помимо тщательности литья и отделки, подобного рода намогильные памятники имеют безукоризненные пропорции. Имена архитектора и скульптора, пока не установлены. Именно это надгробие И.А. Шелегову утрачено.
Тем не менее, частично сохранились два других подобного вида намогильных памятника: 1. Павлу Ивановичу Шелегову (1864-1895 гг.). (Рис.16.1.). 2. Ирине Григорьевне Новиковой (1849-1878 гг.) и её внуку (Рис. 16.2.). Надгробие Шелегова П.И. в августе 2016 г. перенесено к главным воротам как экспонат для туристического показа (Рис. 16.3.). На месте родового захоронения осталось основание мраморного памятника - «часовни» с эпитафией: «Здесь покоится младенец Димитрий Шелегов родился 16 окт. 1902 г. Скончался того же числа» (Рис. 16.4.). В настоящее время памятники имеют вид жертвенника с ритуальным сосудом и шаром, но со спиленным распятием (Рис. 16.5.).
Фронтон - треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двухскатной крышей; также служит украшением над окнами и дверьми.
Тимпан - поле фронтона.
Акротерий - возвышение в виде пальметты, вазы, постамента для бюста по углам фронтона.
Паспортизировано лишь надгробие Новиковых.
Причём, все элементы памятников имеют, в силу качественного чугуна и отличной работы каслинских литейщиков хорошую сохранность (Рис. 16.6).
Ангел на круглом постаменте с эпитафией: «Мир праху твоему дорогая Соня»
Чугун (ангел),
мрамор — постамент.
«Ангел» - модель намогильного памятника, по которой каслинские литейщики делали отливки из чугуна (Рис. 17.0.). Круглый постамент сохранился на Каслинском кладбище. По рассказам очевидцев именно на таком постаменте и стоял «Ангел» (Рис. 17.1.).
Эпитафия - Рис. 17.2.
Нет паспорта на постамент. Постамент находится слева от главной аллеи перед Гилёвыми.
Распятие (утрачено) на жертвеннике - намогильный памятник Ольге Дмитриевне Чирковой (1877-1907 гг.)
Чугун
Изначально, намогильный памятник Ольге Дмитриевне Чирковой (1877- 1907 гг.) имел вид надгробия — «Распятие на жертвеннике». Причем, этот памятник отличается от надгробия Шелеговым. В первую очередь, он не имеет высокого трехступенчатого стилобата. Основание же ритуального сосуда на жертвеннике, очень массивно, по высоте не уступает самому сосуду. После того, как в советское время скульптуру распятого Христа, а так же, «Адамовы кости» спилили - памятник приобрёл вид: «Крест на жертвеннике» (Рис.18.0.).Таковым он оставался долгое время. Когда же, в конце 90-х гг. ХХв. расхитители цветных и черных металлов добрались и до Каслинского кладбища, то они сломали и крест (Рис. 18.1.). На фотографии хорошо видны в основании распятия следы крепления «Адамовых костей», а в месте слома креста - след отверстия, посредством которого крепилась скульптура Христа из чугуна к кресту.
Намогильный памятник Ольге Дмитриевне Чирковой (1877-1907 гг.) находится за часовней Серафима Саровского слева по главной аллее, у - часовни Трутневых. На фотографии (Рис. 18.0.) они хорошо видны.
Стилобат - ступенчатое основание архитектурного сооружения или скульптурного монумента.
Нет паспорта.
Крест (католический) на жертвеннике — надгробие на могиле врача Адама Петровича Полянского
Чугун
Намогильный памятник Адаму Петровичу Волянскому - «Крест на жертвеннике» (Рис. 19.0.) Главным в архитектуре надгробия - четырёхконечный крест, имеющий сплошную профилированную кромку, заполненную растительным орнаментом, а в перекрестии - тондо с парящим голубем (Рис. 19.1.). Постамент- жертвенник - одноступенчатый, высотой 0,5 м., квадратный в плане, имеет в верхней части карниз, треугольные фронтоны с акротериями по краям и розетками в тимпанах (Рис. 19.2.). Общая высота надгробия - 2,46 м.
Намогильный памятник Адаму Петровичу Волянскому - «Крест на жертвеннике» (Рис. 19.0.) расположен слева по главной аллее, рядом с могилой Адама Станиславовича Волянского, в пределах видимости от главных ворот.
Тондо - круглая по форме картина или барельеф.
Парящий голубь — символ сошествия Святого Духа.
Надгробие на могиле Вассы Васильевны Шараповой 1844-1907 гг.
Крест четырехконечный на жертвеннике, утрачено.
Чугун.
Намогильный памятник Вассе Васильевне Шараповой 1844-1907 гг. 9 «Крест четырехконечный на жертвеннике» (Рис. 20.0.). Форма креста: крылья завершаются трилистниками, а нижняя часть орнаментирована спиральными завитками, по абрису идёт выступающий ободок. Высота креста - 0,7 м. Жертвенник - постамент высотой 0,52 м. квадратный в плане, на трехступенчатом стилобате. Его боковые поверхности с четырёх сторон имеют ниши, треугольные фронтоны с круглыми розетками в тимпане. На верхней поверхности по углам - лики ангелов. Паспортизирован.
Надгробие утрачено вместе с могилой.
Описание сделано по фотографии и паспорту. Подобные надгробия встречаются на Волковском православном кладбище в С-Петербурге.
Абрис - очертание предмета (креста), контур.
Надгробие на могиле Варвары Генриховны Зацепиной
(Mari Barbara Sollenberg). Колонна с православным крестом на жертвеннике.
Чугун.
Надгробие на могиле лютеранки Варвары Генриховны Зацепиной, урождённой Золленберг (1852-1880 гг.). - в виде колонны с православным крестом на жертвеннике (Рис. 21.0, 21). Колонна - высотой 2,2 м. с базой (Рис. 21.1.) и каннелюрами, завершается полусферой с шаром. На шаре - православный крест высотой 0,4 м. Постамент-жертвенник высотой 1,04 м., квадратный в плане, декорирован неглубокими нишами, карнизом, пологими фронтонами с акротериями по краям. В западной и восточной нишах помещены эпитафии (Рис.21.2, восточная сторона).
Надгробие на могиле Варвары Генриховны Зацепиной, урожденной Золленберг (1852-1880 гг.) расположено слева от главной аллеи не далеко от главных ворот. Паспортизировано. Паспорт составлен 25 мая 1991 г. В графе VI - (исторические сведения) указано, что «Варвара Генриховна Зацепина - Золленберг (1852-1880 гг.) родилась в Риге в семье немецкого мастера-литейщика. В конце (в копии паспорта нет года) -х гг. семья переехала на Каслинский завод, куда был приглашён для работы её отец. Здесь же вышла замуж. Умерла 24 марта 1880 г....». В то же время, в графе VIII (библиография, архивные источники) написано: «Не обнаружено».
Каннелюра - вертикальный профиль на колонне.
База колонны - делится на две части:
1.плинт - собственно основание колонны;
2.циркульная полочка, которая может включать в себя два или три циркульных валика и циркульные переходы от плинта к базе, и от базы к телу колонны.
Все указанные элементы базы хорошо видны на рисунке (Рис.21.1.).
Православный крест (колонна) на жертвеннике.
УТРАЧЕНО.
Чугун
Дореволюционная фотография
Надгробие на могиле Мариамны (?) Петровны Ахлюстиной (1857-1903 гг.) - имело те же элементы чугунного намогильного памятника, что и Зацепиной В.Г.: крест, колонну с каннелюрами, жертвенник с таким же декором (Рис. 22.0). Тем не менее, из-за изменённых пропорций: крест больше, колонна меньше, её база с двумя, а не тремя циркульными валиками, жертвенник ниже, облик этого надгробия совершенно иной, чем у Зацепиной. Главным, в этом случае, являлся православный крест, а не двух метровая колонна с небольшим по высоте восьмиконечным крестом. Причём, по всем признакам, у Ахлюстиной он изначально не имел распятия. Надгробие утрачено вместе с могилой. Описание сделано по дореволюционной фотографии.
Ещё одним похожим памятником «Православный крест (колонна) на жертвеннике» является паспортизированное надгробие на могиле Николая Захарова 1855-1919 гг. Находится слева от главной аллеи за часовней Серафима Саровского под горкой. Постамент-жертвенник имеет высоту 0,52 м. и квадрат в плане, т.е. типичен другим выше указанным жертвенникам. Высота колонны незначительна и составляет всего 0,6 м. Её ствол, диаметром 0,3 м., украшен каннелюра-ми, база имеет сложный профиль. Центральную часть колонны охватывает пояс, а верхняя - окружена выступающим карнизом. Завершается колонна полусферой, отлитой из алюминия с небольшим отверстием по центру, что явно свидетельствует о её ремонте в советское время. Тогда как изначально в полусфере должна быть технологическая ниша под крест. Другими словами, до ремонта колонны намогильный памятник Н. Захарова был идентичен памятнику М.П. Ахлюстиной. Соответственно и форма креста была идентична. Но после установки алюминиевой полусферы, не предполагающей навершие в виде креста, надгробие приобрело иной облик (Рис.22.1.).
Сень с распятием.
(Распятие спилено, остался только крест с отверстиями для крепления) Надгробие на могиле неизвестного - «Сень» (Рис. 23.0.).
Чугун
Надгробие на могиле неизвестного - «Сень» (Рис.23.0.), имеет навес с бочечным покрытием. Навес опирается на две колонны с базой в виде двух циркульных валиков. Плинты и капители в плане имеют форму квадрата. Тыльная часть «сени» опирается на глухую стенку с пилястрами, между которыми - накладной восьмиконечный крест (Рис.23.1.). По имеющимся в нем двум отвер-стиям, можно предположить, что к нему крепилось чугунное изображение распятого Христа. Полное представление о распятии можно получить по модели Каслинского завода (Рис.23.2.). Тимпан фронтона сени украшен рельефной пальметкой (Рис.23.3.). Постамент - прямоугольный в плане, высотой 1,1м. имеет в верхней части массивный профилированный гурт, а на гранях - лавровые (?) венки (Рис.23.4.). Надгробие паспортизировано. Нет ни одной эпитафии.
Надгробие на могиле неизвестного - «Сень» (Рис.23.0.) Находится у кладбищенской часовни Серафима Саровского.
Сень - (покров) художественно оформленный навес на колоннах, возведенный над алтарным престолом.
Капитель - верхняя часть колонны, пилястры.
Пилястра - вертикальный выступ в стене, имеющий базу и капитель, изображающий колонну.
Надгробие на могиле Егора Андриановича Трутнева (Часовня)
Мрамор, кованое железо, чугун
Собственно намогильный памятник с эпитафией Трутневу Е.А. изготовлен из мрамора в виде одного сохранившегося основания-«часовни» (Рис.24.0.). Над захоронением построена кованая часовня, квадратная в плане (Рис.24.1.). Витые несущие столбики выполнены из прядей толстой проволоки (24.2.), а геометрический орнамент - из полосового железа. В орнамент фриза (Рис.24.3.) введён двойной круг с прописной буквой «Т» (Рис.24.4.). Часовня завершается шатровой крышей с парапетом, луковичной главкой и литым восьмиконечным крестом. В целом, захоронение с часовней огорожено кованой сеткой на тонких литых столбиках. Отливки креста и столбиков (Рис.24.5, 24.5а.) сделаны по моделям Каслинского завода.
Надгробие на могиле Егора Андриановича Трутнева (Часовня) находится слева по главной аллее за кладбищенской часовней Серафима Саровского. Паспортизировано. Что совершенно выбивается из стиля часовни, так это восьмиконечный крест, стоящий внутри кованой часовни, с фотографией-портретом на эмали. Крест - явно самодельный, с нарушением пропорций. Под фотографией подпись: «Трутнев Иван Степанович 1868-1918». Крест сделан, как и фотография, явно в 90-х гг. XX в.(Рис.24.6.).
Фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей какую либо часть архитектурного сооружения.
Парапет - невысокая стенка, перила. Парапет на крыше выполняет и декоративные функции.
Намогильный памятник «Неизвестный 1»
Крест - железный, памятник - из камня
Намогильный памятник «Неизвестный 1» с крестом - самоделкой.
Крест (Рис.25.0.), и надгробие (Рис.25.1.) не свойственной формы и породы камня для Каслей.
Намогильный памятник «Неизвестный 1» находится слева от главной аллеи, слева от главных ворот.
Грибовидную форму этого надгробия отдаленно повторяет следующий по списку памятник, условно обозначенный как «Звезда Давида». Нет паспорта.
Намогильный памятник «Звезда Давида»
«Неизвестный 2» (Рис.26.0.).
Мрамор.
Намогильный памятник «Неизвестный 2» представляет собой усечённую пирамиду на двухступенчатом основании. Причём, «усекает» её мраморный массив в виде католического креста, вырубленный из одного камня с пирамидой (Рис.26.0.). В вертикальной перекладине этого католического креста, на верхнем и нижнем концах - рельефное изображение Звезды Давида в круге. Поле креста заполнено текстом-эпитафией (?). Надгробие «Неизвестный 2» явно лишено завершающего элемента, т.к. в его верхней плоскости имеется правильное четырёх угольное технологическое углубление. Нет паспорта.
«Неизвестный 2» находится за часовней Е.А. Трутнева слева от главной аллеи.
Звезда Давида — «Щит Давида» в идише произносится могендовид) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз) наложены друг на друга.
Надгробие на могиле неизвестного «Пень»
(рядом с Кочетовыми). Мрамор.
Надгробие на могиле неизвестного - представляет собой пень высотой 0,75 м. с обрубленными (спиленными) корнями и ветвями на квадратном в плане основании (Рис.27.0.).В центре «среза» пня сделано технологическое углубление. По мнению составителя паспорта (надгробие паспортизировано) в это углубление вставлялся крест. Но тип креста пока не удалось восстановить, так как никаких осколков от него не обнаружено. Возможно, навершие этого типа памятника было иное. Этот вид надгробия не единственный на Каслинском кладбище. Всего их три, причём, два паспортизированы. Вторым паспортизированным является надгробие на могиле Титовой Лели (Рис.27.1.). С его западной стороны имеется картуш, в виде затеса прямоугольной формы с эпитафией: «Леля Титова. 7 июня 1910 г.». Третий памятник идентичен паспортизированному (Рис.27.2.).
Местонахождение надгробия на могиле неизвестного «Пень» - напротив кладбищенской часовни Серафима Саровского, рядом с надгробием-«часовней» Кочетовым. Надгробие на могиле Титовой Лели расположено в юго-восточной части кладбища, слева от главной аллеи. Подобные надгробия выявлены: в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Рис.27.3.); На кладбище села Мраморское (Рис.27.4.); А так же, в том же селе Мраморском, но в качестве памятника, который посвящен Дню 1 МАЯ. (27.5.).
Село Мраморское «Славься, великое Первое мая, Праздник труда И паденья оков».
Надгробие на могиле Михаила Ивановича Новикова
Жертвенник — единственный, в своём роде на Каслинском кладбище — (Рис.28.0.).
Чугун, крашеный в чёрный и голубой цвета.
Жертвенник на двухступенчатом стилобате с гуртовым поясом в виде козырька (Рис. 28.0.). Под гуртом - по четырём плоскостям в одинаковых фигурных рамках: на лицевой - Голгофа, на других - текст эпитафии. Над гуртом: «Подаждь Господи Вечный покой Во Блаженном успении Михаилу» (Рис.28.1, 28.2,28.3, 28.4.). В верхней плоскости жертвенника имеется прямоугольное технологическое отверстие для креста. Форма креста - не известна.
Жертвенник находится за часовней-надгробием Е.А.Трутнева в ограде из кованой сетки. Паспорта нет. Создается впечатление, что текст эпитафии, в какой-то период сознательно закрашивали чёрной краской.
«Саркофаг» с изображением Голгофы - детские захоронения.
Мрамор.
«Саркофаг» небольшой формы с вырубленным изображением Голгофы и эпитафией под ней - распространенное надгробие на могилах младенцев в дореволюционных Каслях. На Каслинском кладбище, в некоторых случаях, они стояли по отдельности (Рис.29.0, 29.1.) Иногда их помещали в отдельные ряды: 1. Невысоко над землей (Рис.29.2.); 2. на полуметровом кирпичном постаменте, перекрытом каменной плитой (Рис.29.3, 29.3а, 29.4.). Все они не паспортизированы.
Детские надгробия в виде саркофага сгруппированы на Каслинском кладбище вдоль центральной аллеи у главных ворот.
Разные обломки памятников
Часовня разваленная (Рис. 31.0.);
Мрамор.
Её верхний фрагмент (Рис.31.1.);
Ещё похожая часть, но от другого памятника (Рис.31.2);
Рис.31.4. - вероятнее всего это основание для той части часовни, что на рисунках (Рис.31.2).
Отдельные фрагменты часовен, постаментов и совершенно не понятных, пока, элементов художественных мраморных надгробий (Рис.32.0.- 32.16.). Разбросаны по всему кладбищу. Наибольшее скопление фрагментов у кладбищенской стены справа от главных ворот.
Мрамор. Условное название «Греция» в Каслях!»
Необычная форма у дерева (Рис.30.2.). Мрамор.
У этого вида «часовни» - трехступенчатое основание под крест. Причём, совершенно целое и небольших размеров. Форма креста неизвестна (Рис.30.2.).
-Нетипичный фрагмент (Рис.30.3.). Мрамор.
Подобного рода фрагменты не встречались на Каслинском кладбище (Рис.30.3.).
Заключение
Намогильные надгробия из чугуна: кресты, распятия, колонны на жертвенниках, кресты на плитах, сами плиты, Каслинского кладбища дореволюционного периода, вне всякого сомнения, выполнены на высоком художественном уровне.
То же самое можно сказать о мраморных намогильных памятниках. Мастера-камнерезы, как и литейщики Каслинского завода, вне всякого сомнения, работали в лучших традициях русской классической школы мемориального искусства, безвозвратно погибшей в советское атеистическое время. Как результат - прекращение почти на семьдесят лет производства архитектуры малых форм с христианской символикой. За это время сменилось два поколения.
При жизни этих двух поколений в похоронной практике возникла необходимость в новых видах намогильных памятников. В каждом субъекте союзного государства эту проблему решали, исходя из местной специфики производства. Отдел Главного скульптора Каслинского машиностроительного завода в послевоенное время предложил начать производство надгробий в виде оплечных бюстов умерших, которые напоминают садово-парковую скульптуру. Это предложение было поддержано местным горкомом КПСС, и производству бюстов в цехе художественного литья Каслинского машзавода дали зеленый свет. Причём, Каслинский горком партии производство таких памятников, взял под свой контроль.
В манере садово-парковой скульптуры выполнен ряд надгробий на Каслинском кладбище. К их числу относятся портретные бюсты первого секретаря райкома КПСС Г.В. Щербакова (Рис.33.), кавалера ордена Трудового Красного Знамени В.С. Каракозова (Рис.34.), участников Гражданской войны И.П. Подёргана (Рис.35.), М.Н. Владимирова (Рис.36.); А.П. Иовлевой*(Рис.37.), мастера - формовщика А.В. Кобелёва (Рис.38.), сержанта срочной службы В.Н. Пекина (Рис.39.), чеканщика цеха художественного литья Б.Н. Бакаева (Рис.40.), рабочего машзавода В.В. Блинова (Рис.41.), директора Каслинского детского дома №2 В.С. Блиновскова (Рис.42.), директора ГПТУ-18 В.В. Шабалина (Рис.43.), мастера художественного литья М.И. Зацепина (Рис.44.), трагически погибшей Т.С. Гудковой (Рис.45.), С.П. Ахлюстиной (Рис.46.), садовода-мичуринца В.И.Смирнова (Рис.47.), С.Ф. Кичевой (Рис.49, бюст утрачен), Наташи Горбуновой (Рис.50, снят родственниками), В.С. Макарова (Рис.51.), В.В. Злоказова (Рис.52.) Все они паспортизированы. См. перечень объектов составляющих историко-мемориальный комплекс Каслинского кладбища.
Но наибольшее распространение в послевоенное время на Каслинском кладбище получили захоронения с надгробиями-памятниками в виде усечённой четырёхгранной пирамиды-обелиска, сваренной из листового железа (средний размер -1,25 х 0.45 х 0,45 м) или так называемые тумбы, в верхней части которой, как правило, крепилась пятиконечная звезда. На плоскостях пирамиды-тумбы монтировались ажурные чугунные венки с эпитафиями. Также чугунные венки помещались отдельно от тумбы на двух перекрещивающихся металлических стойках. Буквы и растительный орнамент венков исполнялся в невысоком рельефе. Характерным примером подобных надгробий могут служить могилы воинов, умерших от ран в госпитале г. Касли (Рис.53.) и героя Гражданской войны и труда ГЛ. Дунаева (Рис.54.). В большинстве случаев они изготавливались в цехе №7 бывшего Каслинского машиностроительного завода и цехе художественного литья.
С конца 70-х - начала 80-х годов XX в. металлические памятники-тумбы постепенно стали заменять стелами, изготовленными из природного камня (мрамора, гранита) или отформованные в цементе с мраморной крошкой. Советская символика в виде пятиконечной звезды также исчезает с надгробий, а на её место вновь возвращается православный восьмиконечный крест. Наибольшее распространение получили прямоугольные стелы-надгробия, изготовленные из при-родного камня с православной символикой. В подобной манере оформлены могилы мастеров художественного литья И.П. Кочергина (Рис.55.), Ф.М. Самойлина (Рис.56.)., И.С. Мочалина (Рис.57.), К.Д.Тарасова (Рис.58.), полного кавалера ордена Славы А.Н.Булаева (Рис.59.), и многих других.
В качестве заключения, следует особо отметить пять профессионально сделанных надгробий советского периода. В первую очередь - это работа Сергея Павловича Манаенкова. выполненная им на могиле Павла Степановича Аникина (Рис.61.).
Мемориал скульпторам М.Д. Канаеву, Н.Р. Баху, К.А. Клодту (Рис.62.), и надгробие на могиле С.М. Гилева (Рис.62а. скульптор Александр Семенович Гилев).
Рис. 62. Общий вид мемориала от часовни. Рис 62.1 Общий вид мемориала от камня. Рис. 62.2 Общий вид мемориала с дороги
Рис. 62а. Надгробие на могиле С.М. Гилева
А так же, две предсмертные работы Александра Васильевича Чиркина и Олега Александровича Скачкова. В первом случае речь идёт о надгробие на могиле скульптора-самоучки В.Ф. Торокина, которое поставил Александр Васильевич перед своей смертью, а во втором - о надгробие на могиле самого А.В. Чиркина, выполненное О.А. Скачковым, так же, накануне своей смерти. Работы и того, и другого стоят особняком, подобного никто не делал на Каслинском кладбище (Рис.63). Надгробие на могиле мастера художественного литья В.Ф. Торокина. Скульптор А.В. Чиркин.
Архитектурная композиция с подиумом на могиле А.В. Чиркина и его родственников. Скульптор О.А. Скачков.
Б.В. Волков. Надгробие работы О.А.Скачкова
ПЛАН историко-мемориального комплекса Каслинского городского кладбища, памятника истории и культуры:
Челябинская область, г. Касли, ул. Р. Люксембург, 129
Перечень объектов, составляющих историко-мемориальный комплекс Каслинского городского кладбища:
1. Могила советского скульптора А.С. Гилева
2. Могила М.В. Бабкиной
3. Могила скульптора А.В. Чиркина
4. Могила скульптора П.С. Аникина
5. Могила скульптора-самоучки В.Ф. Торокина
6. Могила скульптора Н.Р. Баха
7. Могила скульптора К.А. Клодта
8. Могила Л. Титовой
9. Могила мастера художественного литья И.С. Мочалина
10. Могила мастера художественного литья С.М. Гилева
11. Могила мастера художественного литья И.П. Кочергина
12. Могила мастера художественного литья М.И Зацепина
13. Могила мастера художественного литья А. А.Зобнина
14. Могила мастера художественного литья Ф.М. Самойлина
15. Надгробие на могиле В.В. Шебалина
16. Надгробие на могиле С.Ф. Кичевой .
17. Надгробие на могиле Ф.С. Чуфаровой -
18. Надгробие на могиле А.К. Малярщикова
19. Надгробие на могиле Алферовых
20. Надгробие на могиле Трутневых
21. Надгробие на могиле В.С. Блиновского
22. Надгробие на могиле В.В. Блинова
23. Надгробие на могиле Е.Н. Гилевой
24. Надгробие на могиле неизвестного
25. Надгробие на могиле Новиковых
26. Надгробие на могиле Б.Н. Бакаева
27. Надгробие на могиле А.С. Волянского
28. Надгробие на могиле Н.Д. и А.Д. Широковых
29. Надгробие на могиле В.Н. Яскина
30. Ограда на могиле А.Н. Просвирниной и К.Д. Чуфаровой
31. Надгробие на могиле С.И. Теплякова
32. Надгробие на могиле Н. Захарова
33. Надгробие на могиле В.В. Злоказова
34. Надгробие на могиле Т.С. и Н.М. Снетковых
35. Надгробие на могиле Г.В. Щербакова
36. Надгробие на могиле М.Н. Владимирова
37. Надгробие на могиле А.В. Кобелева
38. Надгробие на могиле С.А. Белкина
39. Могила журналиста-краеведа М.Е. Репина
40. Надгробие на могиле М.Е. Комисарова
41. Надгробие на могиле А.А. Ахлюстиной
42. Надгробие на могиле М.В. и А.В. Долганиных
43. Надгробие на могиле Д.С. Мурашкина
44. Надгробие на могиле Закаляпиных
45. Надгробие на могиле В.С. Макарова
46. Надгробие на могиле И.П. Подергана
47. Надгробие на могиле Н.А. Годыцкого-Цвирко
48. Надгробие на могиле П.А. Бабиной
49. Надгробие на могиле Н.П. Бударина
50. Надгробие на могиле Т.С. Гудковой
51. Надгробие на могиле Н. Горбуновой
52. Надгробие на могиле В.С. Каракозова
53. Надгробие на могиле А.Н. Трутневой
54. Надгробие на могиле Смирновых
55. Надгробие на могиле А.П. Волянского
56. Надгробие на могиле неизвестного «пень»
57. Надгробие на могиле О.М. Поповой
58. Надгробие на могиле И.С. Вихляева
59. Надгробие на могиле В.А. Волкова и В. Ахлюстина
60. Надгробие на могиле Кочетовых
61. Надгробие на могиле А.Д. Тимофеева
62. Надгробие на могиле Ф.М. Малярщикова
63. Надгробие на могиле А.М. Карпычева
64. Надгробие на могиле Трутневых Шипулина
65. Надгробие на могиле В.В. Шараповой
66. Надгробие на могиле А.Н. Злоказова
67. Надгробие на могиле В.Г. Зацепиной
68.Могила полного кавалера ордена «Славы» А.Н. Булаева
69. Надгробие на могиле Е.А. Трутнева
70. Надгробие на могиле В.М. Гуськова
71. Надгробие на могиле С.П. Ахлюстиной
72. Надгробие на могиле А.П. Иовлевой
73. Надгробие на могиле Хорошениных
74. Надгробие на могиле А.Р. и Н. Широковых
75. Надгробие на могиле врача А.П. Волянского
76. Надгробие на могиле О.И. Ощепковой
77. Надгробие на могиле М.П. Карякина
78. Братская могила воинов, умерших от ран в госпитале г. Касли в годы Великой Отечественной войны
79. Могила героя гражданской войны Г.Я. Дунаева
80. Надгробие на могиле Б.В. Волкова
81. Часовня Серафима Саровского
82. Ограждение из камня
83. Сторожка смотрителя
Издание "Каслинское городское кладбище. Путеводитель"
Составитель - В. М. Свистунов
Издано тиражом 100 экземпляров в городе Касли в 2016 году.
Оцифровано энтузиастами для проекта "Хроники Новоуральска" в 2023 году.
Материал публикуется в авторской редакции без изменений.
Благодарим Грачеву Екатерину Борисовну, младшего научного сотрудника Муниципального учреждения "Каслинский историко-художественный музей" за консультации по Каслинскому городскому кладбищу.