Памятники старого православного Верх-Нейвинского погоста

Памятники, символы и эпитафии старого православного Верх-Нейвинского погоста

Каталог и описание

Автор - Денис Щербина


Вот кладбище! Везде поставлены кресты, 
Зеленою травой давно поросшие могилы. 
Здесь памятники есть богатой красоты 
               И сон царит меж ними...
На кладбище безгласно и уныло,
Лишь изредка я слышу голос птиц, 
Летающих над сей могильной сенью,
Да тихую мольбу людей меж тех могил 
               и каменных гробниц... 
Лети, лети от нас людское треволнение,
И пусть идут о том мышления минуты, 
Смиряющия все сердца людей, людей умы, 
Что нам не избежать могильного приюта, 
От мира и сует отделимся и мы.
Да, жребий сей свершится и над нами,
И память вечную над нами пропоют,
И мы из памяти людской изгладимся годами, 
И нас забвению, нан прочих, предадут.
Со временем могильные кресты заменятся
               другими,
Воздвигнут богачу и мрамор, и гранит,
Но мертвым все равно, чтоб ни было
               над ними,
И спящий вечным сном молчание хранит.
И вечно будет здесь молчанье гробовое,
И вечный сон и летом, и зимой,
Лишь ветер зашумит, пронзительно завоет 
Иль песнь церковников послышится порой.

Автор неизвестен


Русские кладбища: сельские и городские. Кресты, плиты и стелы... Словно книга судеб человеческих, застывших на веки. Когда-то, очень давно, кто-то из отечественных классиков в своих произведениях писал: « Если вы хотите узнать о городе или деревне, о быте и жителях данного района, то посетите местное кладбище. Любое кладбище является зеркалом культуры общества».
Сколько необычайного, таинственного и священного хранит каждое из кладбищ. Не лишено тайн и различных загадок старое кладбище Верх-Нейвинского поселка.
Верх-Нейвинский православный погост вероятнее всего возник в самом конце XVIII века. Обычно при выделении земельного участка под строительство храма учитывалось и о земельном наделе под устройство приходского кладбища. Из истории храмостроения в Верх-Нейвинском заводе известно, что, до появления православного храма, у тех жителей кто не связывал себя со старообрядчеством, была лишь только своя православная часовня. Думается, что с открытием той часовни и появилось свое приходское кладбище:

План селения Верх-Нейвинского завода Пермской губернии, Екатеринбургского уезда, на котором отмечены три участка под захоронения Верх-нейвинцев. Конец XIX века. Фрагмент 

А вот то же место с примерным наложением на современную карту:

 

Согласно указа Правительствующего Сената от 17 ноября 1771 года, в котором предписывалось об устроении и перенесении кладбищ на окраины поселений. Исключением стали ранее открытые некрополи, находящиеся на территории монастырей и небольшие погосты, устроенные внутри церковных оград, где совершалось погребение местного духовенства и причта. Но впредь и на тех кладбищах «погребать умерших дозволялось с разрешения епархиальных архиереев».
Православное или как его еще называли «Дальнее» кладбище устроено в точности в соответствии указа от 1771 года. В северо-восточной части Верх-Нейвинска, на склоне горы «Сухой», тогда еще совсем в глухом и отдаленном месте, появились первые захоронения православных жителей.
Помимо православного кладбища в Верх-Нейвинском заводе были компактно расположены еще два погоста. Первый находился около Воскресенской церкви и служил для погребения единоверцев. На этом же погосте был отведен участок для старообрядцев. Другое кладбище было совсем небольшим, и находилось оно в ограде Никольской старообрядческой часовни. [смотрите схему выше]
Украшением могил той эпохи были деревянные кресты, как правило, восьмиконечной формы. Крест - самый популярный и распространенный символ в мемориальном искусстве, самый яркий и точный знак. В нем содержится два значения: смерть и воскресение. Как Христос через крест победил смерть, так и умерший, лежащий под крестом, должен достичь триумфа - встречи с Создателем.
Со временем стали появляться и каменные надгробия, чаще всего выполненные из мрамора.
Еще во второй половине XVIII века в крупных уездных городах на кладбищах появляются новые архитектурные формы: пилоны, жертвенники, алтари и обелиски - дань эстетике стиля классицизма, опиравшегося на античное наследие Древней Греции и Рима.
Все чаще в оформлении надгробий стали появляться затейливые знаки и символы, заимствованные из античной культуры, которые наделялись новыми значениями и трактованиями.
Заказывая памятник, перед родными покойного вставал вопрос: как лучше оформить место погребения, каким символом украсить надгробие, чтобы выразить свою скорбь и любовь? Какое доброе слово запечатлеть на могильном камне? Для этого и появились поэтические молитвенные и светские тексты пожеланий под названием «эпитафии».
Надгробные стихи - эпитафии - это особый жанр духовного творчества, который также богат и разнообразен, как весь мир кладбища. С другой стороны, эпитафии - это ценнейший исторический материал, много дающий исследователям русской старины.
В тоже время эти умилительные строки являются уникальным явлением культуры прошлого.
Исследуя в наши дни «Старое кладбище», на территории которого было выявлено 17 различных надгробий, установленных в XIX и в начале XX веков, было принято решение составить описание этих интереснейших образцов мемориальной пластики.
Систематизация ниже описанных памятников составлена в хронологическом порядке, по датам захоронений, которые наиболее близки к тому времени, когда были установлены эти надгробия. Все тексты эпитафий публикуются в оригинальной орфографии.

НАДГРОБИЕ АНТОНИНЫ РЕНКУЛЬ
Самый ранний памятник находится в 250 метрах от старой калитки. Установлен он на месте погребения Антонины Ренкуль.

 

Данное надгробие представляет собой распространенную форму памятника - «обелиска». В основании надгробия установлена массивная гранитная плита, служащая опорой для мраморного профилированного постамента-тумбы с карнизной плитой. На фасаде в нижней части памятника, четко виден текст: «Антонина Ренrуль». Написание имени выполнено вязью под латиницу. С левой стороны тумбы просматривается его продолжение: «Родилась 6 августа 1853 г.». И с правой стороны: «Скончалась 16 декабря 1876 г.». На восточной стороне тумбы трогательная эпитафия: «Мало жила. Много страдала».
Верх тумбы венчает обелиск - суживающийся кверху четырехгранный столб с пирамидальной заостренной верхушкой. На фасаде обелиска высечено контррельефное изображение четырехконечного креста известного как Латинского. С другой стороны обелиска изображен рельефный равноконечный Греческий крест. Под этим крестом находится изображение лаврового венка, выполненное также рельефным способом, в центре которого помещены цифры 1876, соответствующие дате смерти, которая указана ниже на тумбе.
 
Лавровый венок часто использовался для оформления надгробий. Первоначально являлся отличительным знаком победителя у древних греков. У римлян лавр стал символом добродетели и триумфа. В христианском же искусстве ветви лаврового дерева стали символизировать победу Христа над смертью, также лавр символизирует духовную стойкость.
Монумент собран из четырех отдельных частей, выполненных из серого мрамора. Высота памятника составляет 1 м 95 см, длина и ширина постамента 85 см. Предположительно, что покоящаяся под данным надгробием Антонина Ренкуль была сестрой Николая Амантовича Ренкуль, инженера путей сообщений и владельца механической фабрики в городе Екатеринбурге. Вот только возникает вопрос. Как она оказалась в Верх-Нейвинске?


НАДГРОБИЕ ТИМОФЕЯ ПАТРУШЕВА

 
К числу древнейших форм надгробия принадлежит плита, установленная над местом погребения.
Горизонтально положенные надгробные плиты также присутствуют и в оформлении мест захоронений Старого кладбища. Самая ранняя из них является надгробием Тимофею Патрушеву.
Прямоугольная плита выполнена из серого мрамора, в верхней части которой высечен молитвенный текст: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.». Под ним изображен стоящий на символической горе Голгофе восьмиконечный крест, ниже которого высечена эпитафия: «Здесь покоится тело Почетного Гражданина Тимофея Ивановича Патрушева, скончав(шегося) 26 сентября 1892 года 63 лет от рождения».
Длина надгробной плиты 1 м 07 см, ширина 52 см, высота 10 см. 

 
НАДГРОБИЕ МАРИИ БАГАРЯДЦЕВОЙ

 

Среди захоронений 1960-х годов, совсем рядом с надгробием А. Ренкуль, лежит заросшая травой, обращенная в западную сторону могильная плита. Выполнена она из серого мрамора, трапециевидной формы, суживающаяся книзу. Верхняя часть плиты имеет полукруглое завершение, которое украшено текстом молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.». Под молитвой изображен установленный на символической горе Голгофе восьмиконечный крест. Ниже под крестом высечен текст: «Здесь покоится прах рабы Божией Марии Викторовны Багарядцевой. Родилась 1864 г. Декабря 22. Скончалась 1893 г. Августа 14».
Длина этой надгробной плиты 1 м 40 см, ширина 70 см, высота 10 см.


НАДГРОБИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ КУЗОВКИНОЙ


Фрагмент памятника в виде прямоугольника - тумбы. Вероятнее всего, данное надгробие было смещено, и до недавнего времени этот памятник был почти полностью засыпан землей. Вот, что удалось прочитать на фасаде тумбы: «Здесь погребено тело рабы Божией Елисаветы Ивановны Кузовкиной». На правой стороне памятника текст, продолжается: «Жены Шуйского мещанина Василия Ивановича Кузовкина». И заканчивается с левой стороны: «Скончавшейся 22 июня 1894 года. Лет ей было 33 года».
Памятник выполнен из белого мрамора. Высота его 37,5 см. ширина 35,5 см. 

 
НАДГРОБИЕ АЛЕКСАНДРЫ БАГАРЯДЦЕВОЙ

 
Надгробная плита трапециевидной формы, суживающаяся книзу, выполненная из серого мрамора с полукруглым завершением. В верхней части плиты идет текст молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.». Под ней изображен стоящий на символической горе Голгофе восьмиконечный крест, ниже которого написано: «Здесь покоится прах рабы Божией Александры Степановны Багарядцовой. Родилась 1828 г. 23 апреля. Скончалась 1896 года 17 марта».
Длина надгробной плиты 1 м 40 см, ширина 70 см, высота 10 см.


НАДГРОБИЕ АЛЕКСАНДРЫ МАШАНОВОЙ

 

Самый необычный и красивый памятник на старом кладбище установлен на месте погребения Александры Кирилловны Машановой. Это поистине монументальное произведение, по своей форме относящийся к надгробным знакам, таким как «стела», но по замыслу скульптора этот памятник символизирует «алтарь», что в переводе с латинского как раз и означает высокий, возвышенный.
В основании монумента лежит массивная гранитная плита, на которой установлен мраморный профилированный постамент-тумба, вверху которой, со всех четырех сторон вырублены дугообразные карнизы. Над ними установлен еще один профилированный постамент, напоминающий киот (рамка для иконы), декорированный волнообразными стрельчатыми завершениями граней, размещенных на всех четырех сторонах памятника. Венчает всю эту конструкцию украшенная резными листьями винограда символическая урна, которая установлена на самом верху надгробия. В мемориальном искусстве изображение урны часто использующийся символ, имеющий несколько значений. Одновременно урна может символизировать чистоту, плодовитость и смерть. На фасаде, в нижней части постамента, помещен текст: «На сем месте покоится прах жены почетного гражданина Михаила Констант(иновича) Машанова Александры Кирилловн(ы)».

Справа текст имеет продолжение: «Из роду Шадринскаго купца Павлова. Родилась 8 апреля 1865 г. Умерла 17 сентября 1896 г. пороком сердца». В левой части памятника имеется скорбная эпитафия: "Милая моя Саша мало жила много страдала и оставила меня одиноким до страшнаго дня, спи сном глубоким». В восточной части эпитафия продолжается: «До последней минуты моя незабвенная добро творила. Мир праху твоему и вечная память». Над текстом, который высечен на фасаде, имеется рельефное украшение в виде растительного орнамента, на восточной стороне этот орнамент повторяется. В тумбе, которая напоминает киот, вырублено отверстие-ниша, в которую раньше ставили лампадку. По бокам ниши видны пять отверстий, которые ранее служили для крепления железной дверцы, чтобы закрывать нишу и предотвращать угасания огня в лампадке. Высота этой ниши 23 см, ширина 16 см, глубина 10 см. Над нишей под стрельчатыми гранями, высечен рельефный небольшой венок из лавровых и дубовых веток с оплетающейся лентой. С восточной стороны это изображение повторяется. Вероятнее всего, изобразить этот символ пожелал сам заказчик, показывая свою стойкость и силу, хотя и пребывал он тогда в статусе вдовца. Дуб же во все времена считался символом стойкости, мудрости и силы. В мемориальном искусстве прошлых столетий изображение дубовых веток встречается крайне редко. Монумент выполнен из белого мрамора и состоит из шести отдельных частей. Долгое время установленная на самом верху урна отсутствовала, так как была снесена вандалами, но этот фрагмент памятника уцелел и всегда находился рядом. В 2009 году потомки семьи Машановых подняли урну с земли и установили на самом верху надгробия. Сейчас этот памятник можно увидеть во всей его красоте.
Высота монумента 2 м 55 см. Длина и ширина постамента 89 см.
Как указано на самом памятнике погребенная под ним Александра Кирилловна Машанова была дочерью купца Павлова и являлась первой женой Михаила Константиновича Машанова, фельдшера верх-нейвинской больницы. Вскоре после кончины первой жены он женится во второй раз.


НАДГРОБИЕ АНДРЕЯ ПОЛЯКОВА

 
Фрагмент памятника в виде прямоугольного профилированного постамента-тумбы. В основании надгробия лежит мраморная плита, на ней и установлен памятник, на фасаде которого высечена волнообразная, рельефная рамка, внутри нее находится текст: «Здесь покоится прах раба Божия Андрея Тимофеевича Полякова. Скончался 1897 г. 26 ян(варя)». На правой стороне надгробия помещена эпитафия: «О Боже сильный наш Спаситель. Пошли Андрею душе покой. Всели его в Свою обитель. И со святыми упокой».
С левой стороны тумбы текст продолжается: «Спи папаша мой, до страшного суда. Придет время я приду сюда. Создай тебе Господи вечную память».
Памятник выполнен из белого мрамора. Высота 63 см, длина 59 см, ширина 52 см.

НАДГРОБИЕ МАКАРА БАКУЛИНА

 
Фрагмент памятника в виде прямоугольного постамента-тумбы. Установлен этот фрагмент как раз на вышеописанном надгробии. Изначальное место установки памятника утеряно. В процессе исследования находящихся вблизи захоронений удалось выяснить следующие подробности.
Жительница Верх-Нейвинска Елькина Ольга Алексеевна, урожденная Власова рассказала, что этот памятник был перенесен с другого кладбища, которое находилось у Воскресенской церкви. Этот надгробный камень стоял на месте захоронения их дальнего родственника. А теперь он находится рядом с могилами семьи Власовых.
На тумбе есть текст: «Здесь погребен Манар Федорович Бакулин. Снонч(апся) 18 (?) г.».
Судя по этой информации можно предположить, что данный памятник был изготовлен заранее, так как оставлено место на камне для уточнения даты смерти, которая отсутствует. Видимо родные упустили тот момент, когда надо было выбить эти скорбные цифры на надгробии.
Памятник выполнен из белого мрамора. Высота 41 см, длина 32 см, ширина 27 см.


НАДГРОБИЕ АЛЕКСАНДРЫ МАШАНОВОЙ


Необычный по своему виду памятник в виде пня установлен на месте погребения Александры Михайловны Машановой, второй жены Михаила Константиновича Машанова.
Памятники такой формы стали популярны еще в середине XIX века. Казалось бы надгробия в виде пней, не имеющих никакой символической нагрузки, и как они стали популярны? Богатое символами мемориальное искусство так трактует форму таких надгробий. Дерево само по себе символизирует годовой цикл жизни, оно по осени умирает, а весной заново оживает, воскресает, что и подчеркивает его символику жизни, смерти и воскресения. Облик пня означает прерванную рано жизнь. Как дерево срубили, так и человека в рассвете лет болезни и иные обстоятельства подкосили и свели в могилу. Вот почему такие надгробия устанавливали на месте погребения относительно еще совсем молодых людей.
В основании надгробия лежит гранитная плита, на которой установлен стилизованный сосновый пень. На пне высечена табличка, на которой сказано: «Здесь погребено тело рабы Божией Александры Михайлов(ны) Машановой». С левой стороны от основного пня выделяется еще один пень, на срезе которого имеется текст: «Скончалась 17 сентября 1900 года. 20 лет от роду». Ствол пня украшен четырьмя сучками, а подножие выпирающими корнями, количество которых приравнено возрасту покойной. 21 корень уточняет то, что женщина скончалась на 21 году своей жизни. В верхней части памятника, на месте символического спила высечена эпитафия: «Незабвенному другу от благодарного мужа Михаила Константиновича Машанова и детей. Спи до гласа трудного и царство тебе небесное и вечный покой». Надгробие выполнено из цельного куска белого мрамора. Высота его 100 см, длина 80 см, ширина 72 см. После смерти второй жены Михаил Константинович женился в третий раз.

НАДГРОБИЕ ПЕТРА ВЛАСОВА


Памятник в виде стелы, состоящий из прямоугольного профилированного постамента-тумбы с декорированным верхом в форме киота установлен на могиле Петра Кузьмича Власова. Мраморная тумба установлена на гранитной плите. На фасаде, в нижней части памятника, высечена рамка с волнообразным рисунком, внутри которой помещен текст: «Здесь погребе(но) и покоится тело раба Божия Петра Козьмича Власова». С правой стороны тумбы есть продолжение текста: «Скончался 15 декабря 1908 года. Жития его было 26 лет». В западной части надгробия текст эпитафии завершается такими словами: «Мир праху твоем(у) дорогой сын и брат». Верхняя часть памятника профилирована стрельчатыми тягами. На фасаде этого фрагмента, в самом центре, вырублено четырехугольное отверстие 6x6 см. В былые времена в эту нишу вставлялся небольшой образок. Под нишей помещен текст молитвы, выполненный шрифтом под славянскую вязь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.». На другой стороне киота таким же шрифтом высечен другой молитвенный текст: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».


В данное время верхняя часть надгробия снята и установлена рядом с тумбой. Памятник выполнен из белого мрамора, состоит из трех отдельных частей. Подлинная высота надгробия вместе с киотом составляет 1 м 65 см, Длина постамента 73 см, ширина 64 см. Покоящийся под данным надгробием Петр Власов был сыном местного купца Кузьмы Николаевича Власова, у которого в Верх-Нейвинске были галантерейные, мануфактурные и другие лавки.


НАДГРОБИЕ ВАСИЛИЯ МАРАКУЛИНА

 
Еще одно надгробие в виде пня обнаружено в старой части кладбища. К сожалению, не было возможности обследовать этот памятник полностью, так как на половину данное надгробие завалено ветками деревьев и различным мусором.В центре этого символического пня высечена табличка в виде свитка, на которой помещен текст: «Василий Кузь(мич) Маракули(н) скончавший(ся) (?) января 190(7) года. Лет ему было 4(?). От благодарной жены дорогому мужу».
Под текстом вырублена ниша для лампадки. Высота отверстия 18 см., ширина 14 см., глубина 11 см. От основного массивного пня, выделяются еще четыре небольших отростка, на срезе которых помещены молитвенные тексты, начинающиеся с левой стороны: «Святый Боже», на правой: «Святый Крепкий», и на западной стороне памятника, справа: «Святый Безсмертный». И заканчивается текст на левой западной стороне словами: «Помилуй нас». Данный текст очень распространен в оформлении надгробий, так как под пение «трисвятого» совершается погребение. В основании пня высечено около 30 корней, которые просматриваются. Вероятнее всего их количество гораздо больше. Надгробие выполнено из цельного куска белого мрамора. Высота его 90 см, длина 78 см, ширина 75 см.


НАДГРОБИЕ ФЕДОРА ПУНТОВА

 

В глубине старого кладбища, на довольно большом расстоянии от старого участка есть могильная плита, вероятнее всего смещенная с места захоронения. 
Плита выполнена из белого полированного мрамора трапециевидное формы, слегка суживающаяся книзу, с закругленной верхней частью, которая украшена высеченным текстом трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Под текстом молитвы изображен стоящий на символической горе Голгофе восьмиконечный крест, под сенью которого помещены эпитафии:
«Здесь покоится прах раба Божия Федор Николаевич Пунтов. Умер 1910 года 27 февраля 46 лет.
О Боже Сильный наш Спаситель
Пошли душе его покой
Всели его в Свою обитель
И со святыми упокой.
Ах могила, могила
Сырая земля
КаК ты изменила всю жизнь у меня,
Дорогого отца взяла у меня.
Вечная память тебе. На память дорогому Отцу от Сына и Снохи».
Длина плиты 1 м 10 см, ширина 56 см, высота 12 см.

НАДГРОБИЕ СВЯЩЕННИКА НИКОЛАЯ НОСОВА


Есть среди надгробий того времени памятник, на котором можно прочесть только фамилию. История его появления и установки на старом кладбище весьма интересна и связана она с семьей Машановых. В 2008 году мне удалось, встретится с дочерью Михаила Константиновича Машанова Магдалиной Михайловной Квинт. В разговоре о своих родителях она рассказала и про их захоронения и о тех родственниках, которые покоятся рядом. Её рассказ был очень насыщен разными именами, фамилиями и датами.
Среди родных она упомянула имя священника Николая Носова, который был тестем Михаила Константиновича Машанова (являлся отцом его третьей супруги).

Как стало известно из вышеописанного, Михаил Машанов был на то время вдовцом. Но вскоре после смерти второй жены он вступил в брак с Александрой Николаевной Носовой, дочерью священника. После заключения этого брака в Верх-Нейвинск переехали ее родители отец Николай с супругой Антониной. К тому времени отец Николай был уже заштатным священником и проживал он в поселке на иждивении зятя и дочери. Когда отец Николай скончался, настоятелем Николаевского православного храма священником Иоанном Рубаном было принято решение о захоронении отца Николая в ограде Николаевской церкви, что и было исполнено. Над местом упокоения священника был поставлен соответствующий памятник в виде церковного аналоя. «Аналой» - высокий стол либо подставка с наклонным верхом, куда кладутся иконы и книги. Каменный аналой декорирован драпированным покрывалом. Наверху, на столешнице аналоя высечена лежащая раскрытая книга со следующим текстом: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и Я успокою вас», взятым из Евангелия от Матфея, глава 11, стих 28. На фасаде надгробия ранее был высечен следующий текст: «Священник Носов Николай. Скончался 25 октября от роду 53 лет 1910 года», который в данное время утрачен.
После закрытия Николаевского храма в 1937 году дочь священника Александра Николаевна Машанова перевезла это надгробие на православное кладбище и установила его рядом с могилой своей матери и супруги отца Николая. Позднее данное надгробие было снесено и на протяжении долгих лет находилось в забвении, засыпанное старой листвой и мусором. Летом 2009 года потомками семьи Машановых этот памятник был установлен вновь. Благодаря тому, что у Магдалины Михайловны Квинт сохранилась «Поминальная книжка» принадлежащая ее матери удалось установить точную дату смерти ее деда священника Николая Носова. Памятник выполнен из цельного куска белого мрамора. Высота его 1 м 05 см, ширина и длина 37 см.


НАДГРОБИЕ АНТОНИНЫ НОСОВОЙ

Рядом с вышеописанным надгробием лежит массивная трапециевидная плита, под которой покоится супруга священника Николая Носова. Без всяких излишеств и сложных символов оформлено это надгробие. В верхней части плиты высечен восьмиконечный крест, под которым очень просто написано: «Носова Антонина Николаевна 17 декаб(ря) 1912 г.». В нижней части плиты выбита аббревиатура «Д.С.Н.».
Плита выполнена из серого крупнозернистого гранита. Длина плиты 1 м 70 см, ширина 1 м 23 см.

НАДГРОБИЕ НИКОЛАЯ ПОСКРЕБЫШЕВА


Фрагмент памятника в виде прямоугольного постамента - тумбы, которая установлена на мощной плите из гранита. На фасаде памятника высечен текст: «Здесь покоится тело Нолинскаго мещ(анина) Николая Яковлевича Поскребышева». На правой стороне тумбы текст продолжается: «Умершаго 1914 года 3 мая». Дополняют основной текст еще две строчки, помещенные одна на восточной части памятника, которая звучит так: «Сын Николай». И слева: «И дочь Антонина». Надписи эти свидетельствуют о том, что надгробие было изготовлено на средства детей без упоминания супруги, которая, по - видимому, уже скончалась.
Памятник выполнен из белого мрамора. На верхней части тумбы видны два металлических штыря, подтверждающие то, что у этого надгробия было продолжение, которое в данное время утрачено.

 
Высота памятника 37 см, длина 37 см, ширина 25 см.

 
НАДГРОБИЕ ДЕТЕЙ МАШАНОВЫХ

 
Памятник в виде небольшого пня установлен над местом погребения дочерей Михаила и Александры Машановых. В основании памятника лежит гранитная плита, на которой стоит стилизованная скала, из которой, выпираясь своими корнями изображен пень.
Для оформления этого надгробия использованы весьма любопытные символы. Изображение скал и гор в мемориальном искусстве как раз и подчеркивает мужество родителей, скорбящих о скончавшихся младенцах. Так как «скала» символизирует христианское мужество и силу. 
В центре пня на фасаде высечена табличка с текстом: «Дети Муза и Маргарит(а) Машановы». Под текстом изображена небольшая по размеру пальмовая ветвь, символизирующая бессмертие, рай и воскресение. В древности пальмовые ветви символизировали триумф и славу. В данном случае этот символ означает совсем иное. Младенцы ушли в мир иной безгрешными и потому, на небесах их ожидает «Небесная Слава» - рай. В подтверждение этому в Священном Писании есть следующие строки: «Взглянул я, и вот великое множество людей... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откровение 7:9). В дополнение к общему оформлению памятника, из камня высечены еще два пня, два сучка и шесть корней. На месте символического спила в центре надгробия помещен металлический штырь длиной 8 см. Памятник выполнен из цельного куска белого мрамора. Высота его 90 см, длина 40 см, ширина 34 см.
Вышеописанный памятник был установлен примерно в 1914 году. Опять же дополнительную информацию удалось узнать от Магдалины Михайловны Квинт, урожденной Машановой, из поминальной книжки ее матери. В 1905 году 11 апреля у супругов Машановых родилась дочь Муза, которая умерла во младенчестве 8 апреля 1907 года. В ноябре 1912 года у супругов родилась еще одна дочь Маргарита, которая, также скончалась будучи еще младенцем 26 августа 1914 года. После ее погребения было и установлено это надгробие.


НАДГРОБИЕ ДЕТЕЙ ОНУФРИЕВЫХ

 

Ещё одна надгробная плита, которая также установлена на месте погребения младенцев. Плита трапециевидной формы с полукруглым завершением, на котором помещен текст молитвы, выполненный под славянскую вязь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.». Ниже этого текста высечено изображение восьмиконечного креста, стоящего на символической горе Голгофе под этим священным знаком и помещен основной текст эпитафии: «Здесь покоятся младенцы Симеон и Гавриил дети А. и А. Онуфриевых».
Плита выполнена из серого мрамора. Длина плиты 90 см, ширина 40 см.

 
Старые потертые от времени, от ветра и дождей надгробные знаки памяти говорят нам, как скоротечна наша жизнь. Посещая Старое кладбище, обратите внимание на старинные памятники, на их символы и знаки. Сумеем ли мы угадать ту мысль, которая в них заложена? Кладбище с его особым священным миром говорит нам о том, что оно не только последнее пристанище, но и то место, где сосредоточена память различных поколений.
 
Источники:
«Епархиальные ведомости».-1908, №45. Ст. 767.
«Эпитафии». Автор-составитель В.Д. Кукушкин. Изд. «Ярупрполиграфиздат». Ярославль. 1991. Ст. 19.
План селения Верх-Нейвинского завода Пермской губернии Екатеринбургского уезда конца XIX века. Из частной коллекции Попова В.В.
«Знаки памяти». Автор-составитель Ю.М. Пирютко. Изд. «Искусство России». Санкт-Петербург. 2004. Ст. 2, 3
Диана Апостолос-Каппадона. «Словарь Христианского искусства». Изд. «Урал LTD». Челябинск. 2000. Ст. 122, 222, 205
«Адрес Календарь Екатеринбургской епархии на ! 887 год». Екатеринбург. Ст. 43.
Ян Урыга. «Символика кладбищенского искусства». // Сибирская Католическая газета. Новосибирск.- 2001, №11. Ст. 10.
«Уральский торгово-промышленный календарь». Пермь. 1901. Ст. 120.
Нефедов Г.Н. (протоиерей) «Таинства и обряды Православной церкви». Изд. «Фолиум». Москва. 1992. Ст. 7,12.
«Моя Церковь». Составитель Я. Шипов (священник). Москва. 1998. Ст. 8.
«Поминание». Тип. Полякова. Москва, 1903. Со вставками рукописного текста с именами и датами жизни умерших родственников Машановой А. Н. Из семейного архива Квинт М. М.
В издании использованы фото автора (Д. Е. Щербина) и фото из семейного архива Магдалины Михайловны Квинт, урожденной Машановой.

Издано в Новоуральске, 2011 год. Тираж 50 экземпляров

P.S.
Магдалина Михайловна Квинт, урожденная Машанова, с которой беседовал автор, скончалась в 2014 году и похоронена в общем семейном захоронении Машановых, рядом с упоминающимися памятниками...
 

памятник, надгробие, верх-нейвинское кладбище, погост, кладбище, мраморный памятник, старое кладбище

Комментарии (3)

avatar
#1 гость

Спасибо, здорово интересный материал!  А где можно приобрести это издание? 

avatar
#2 Пользователь offline Элла Подгорнова
гость, к сожалению, автор (Денис Щербина) все свои книги издает в малом количестве. Они быстро расходятся по местным краеведам.

Приобрести - это вряд ли. В Центре краеведения (Центральная библиотека) это издание было.


avatar
#3 Гость

Спасибо, вскоре после Вашей публикации, удалось достать этот материал в печатном виде.   

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх