Батраки в Новоуральске

Автор - В. Казаков

В середине июня 2023 года при благоустройстве дороги в районе одной из заводских проходных глазастый рабочий люд углядел странный камень. Он привлёк искушённых копателей своей необычной в природе прямоугольной формой. При ближайшем рассмотрении тяжёлый булыжник ещё раз удивил рабочих - на нём читались древние знаки.


Первое фото неизвестного древнего артефакта



Место находки таинственного артефакта в Новоуральске

Что это - древний артефакт из Атлантиды, следы исчезнувшей цивилизации или просто старый демидовский кирпич? Очистив каменюку от тысячелетних отложений, была обнаружена таинственная надпись - «СССР. Батраки. Асфальт». Рабочие вздохнули с облегчением - артефакт не такой уж и древний. По телефонной рекомендации из Российской Академии Наук и лично одного именитого академика-археолога, огромный кусок асфальта с загадочной надписью «СССР. Батраки. Асфальт» и клеймом в виде серпа и молота - символами СССР был немедленно передан местным краеведам, которые бросились изучать находку.

Что же удалось выяснить по горячим следам? Удивительная находка лежала на глубине до 50см и, вероятнее всего, была там заложена ещё в начале строительства города и завода. То есть приблизительно в конце 1940-х или в 1950-х годах.

Вес таинственной находки с интересным клеймом составляет около 40 кг и габаритные размеры кирпича - 35х30х12см

Что за кирпич с клеймом в культурном слое на полуметровой глубине? Откуда он там взялся и что значат надписи «СССР, батраки, асфальт»? В кратчайшие сроки, с привлечением знаменитых исследователей и даже одного действующего члена Академии наук, удалось выяснить следующие факты:

Оказывается в 1871 году братья Войековы начали строить завод у села Батраки, ныне город Октябрьск. Производство асфальтовых блоков, близ станции Батраки началось с 1875 года. Благодаря огромным залежам природного асфальта, очень скоро дела «пошли в гору». У завода не было конкурентов, продукция предприятия шла на экспорт, регулярно получала медали на выставках. В 1876 году в порядке эксперимента блоками батракского асфальта была замощена часть Тверской улицы в Москве. В 1879 году организовано «Товарищество Сызранского асфальтового завода». Батракский асфальт признан лучшим в Европе, неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках: в 1882 году на выставке в Москве асфальт Батракского завода был удостоен золотой медали, в 1878 году бронзовой медали. Требования к качеству в царские годы было высокое: «Асфальтовая мостовая должна удовлетворять следующим условиям: состав асфальта должен быть таков, чтобы зимою во время морозов, мостовая не давала трещин, чтобы асфальт не крошился и не ломался, а летом даже во время сильных жаров асфальтовая мостовая не должна быть мягкой».

Реклама асфальтовых заводов



Первомайский асфальтовый завод. Дробильное отделение



В 1918 году завод был национализирован и передан в ведение Главного управления силикатной промышленности.
Структура асфальтового завода: варочное отделение, литейная, машинное отделение, лаборатория, дробильное отделение, механическая мастерская, электротехническая, котельное отделение, водокачка, контора, столярная мастерская, кузница, хозяйственная часть.

1 января 1922 года был образован Райсиликат Самарской Луки, в него вошел Батракский асфальтовый завод. Райсиликат подчинялся Главному управлению силикатной промышленности Высшего Совета народного хозяйства РСФСР.
В материалах историко-технологического очерка «Группа асфальтовых заводов. Первомайский асфальтовый завод» 1924 г., напечатанных в «Симбирском вестнике» в 1996 году можно прочитать о жизни рабочих того времени:
Несмотря на то, что работа на штольнях трудна и опасна, при заводе имелась лишь маленькая амбулатория вместо больницы, да и за находилась в полуразрушенном доме, стоящем на берегу Волги. Каждый день амбулаторию посещало около 30 человек. Это были рабочие и члены их семей. Большое число больных объяснялось тем, что после голодного 1921 года люди не успели поправиться. Кроме того, условия работы в штольнях были достаточно тяжелыми: недостаток кислорода, каменная пыль, пороховой дым, сырость. За дни болезни рабочий получал пособие в размере заработной плазы, только не из конторы, а из страховой кассы. Печерский асфальтовый завод принадлежал к районной страховой кассе № 3 города Сызрани. Своей кассы на заводе не было. Эти обязанности возлагались на одного из членов рабочего комитета. Он получал от заводоуправления деньги за страхование рабочих в размере 20 % с получаемого жалования и делал ежемесячный доклад о своей работе в РКК.
При Печерском асфальтовом заводе находилась школа первой ступени из 5 групп. В этой школе учились дети служащих и рабочих завода и штольни. Число учащихся в разные годы было очень неравномерным В 1918 - 18 человек, в 1920 ввиду временного закрытия завода - 15, позже количество увеличилось. Здание, в котором помещалась школа, было вполне пригодно для этих целей, в классе, где занимались ученики, было 4 окна. Два помещения рядом были отданы под библиотеку и жильё для учителя. Дети были обеспечены учебниками и учебными пособиями. Библиотека насчитывала более 170 книг. Со временем число учащихся росло, и в одном классе приходилось тесниться 2-3 группам одновременно, что вызывало определённые трудности.
В 1921 году украли практически все книги из библиотеки, потерю частично восполнили, но это были в основном детские книги. Взрослые же читали газеты и журналы в читальне, которая находилась при библиотеке, правда, периодические издания там появлялись нерегулярно, да и основная масса рабочих была неграмотной.
При заводе существовал драматический кружок, в который входила в основном администрация, зак как у рабочих оставалось очень мало свободного времени для отдыха после тяжёлой физической работы. Однако на постановки приходило очень много народа.
Благодаря предоставляемой на штольнях и заводе работе увеличивалось население Печерска, главным образом это был рабочий класс.
Часть прибыли от работы завода шла на усовершенствование производственного процесса на заводе и в штольнях, а также на устройство школ, клубов, библиотек.
Производимый асфальт широко использовался по всей России не только в промышленности и торговле, а также в производстве лекарств и в фотографии, идя туда под названием «иудейская смола».


Батракский асфальтовый завод. Ударники производства 


В период 1932-1939 гг. Батракский асфальтовый завод находился в подчинении Государственного Всесоюзного асфальто-битумного треста "Асфальт" главного управления по производству строительных материалов "Главстройматериалы" Народного Комиссариата тяжелой промышленности.
В мае 1940 года произошло слияние Батракского и Первомайского асфальтовых заводов с названием БАТРАКСКИЙ АСФАЛЬТОВЫЙ ЗАВОД.
С 1940 по 1946 годы завод подчинялся тресту "Союзасфальт" управления "Главнеметруд" Народного комиссариата промышленности строительных материалов.
С 1947-1955 годы завод - в подчинении Министерству промышленности строительных материалов РСФСР.
В 1956 г. Батракский асфальтовый завод относился к Главному управлению по производству мягкой кровли и асфальта "Главкровля".
Указом Президиума ВС РСФСР от 7 августа 1956 г. № 742/19 образован г. Октябрьск областного подчинения.
За период 1957-1960 гг. завод подчинялся 7-му управлению Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического административного района.
с 1961 по 1962 гг. завод находился в подчинении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического района.
с 1963 по 4 мая 1965 г.г. завод находился в ведении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Средне-Волжского экономического района г. Куйбышева.

Батракский асфальтовый завод. Хорошо видны кирпичи асфальта

На основании распоряжения Совета народного хозяйства экономического района г. Куйбышева от 4 мая 1965 № 1277-р Батракский асфальтовый завод переименован в Октябрьский завод изоляционных материалов.

Таким образом, найденный в Новоуральске асфальтовый кирпич с клеймом «СССР. Батраки. Асфальт» был произведён не позднее 1965 года и явно был заложен в основание новой строящейся дороги в начале строительства города.

Краеведы Новоуральска благодарят неравнодушных рабочих, которые выкопали такой интересный предмет из прошлого нашего города. Спасибо вам, что вы не прошли мимо находки и не поленились передать её нам. Асфальтовый кирпич с клеймом «СССР, батраки, асфальт» займёт своё заслуженное место в Музее СССР, куда он был передан на вечное хранение.


 
Вот такие батраки в Новоуральске! Сколько ещё интересных находок и таинственных артефактов ждут на Новоуральской земле своих исследователей...

СССР, батраки, асфальт, артефакт, раскопки, история новоуральска, асфальтовый завод, клеймо ссср, Хроника Новоуральска, Новоуральск, Свердловск-44

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх