Батраки в Новоуральске
Автор - В. Казаков
В середине июня 2023 года при благоустройстве дороги в районе одной из заводских проходных глазастый рабочий люд углядел странный камень. Он привлёк искушённых копателей своей необычной в природе прямоугольной формой. При ближайшем рассмотрении тяжёлый булыжник ещё раз удивил рабочих - на нём читались древние знаки.![]()
Первое фото неизвестного древнего артефакта
![]()
Место находки таинственного артефакта в Новоуральске
Что это - древний артефакт из Атлантиды, следы исчезнувшей цивилизации или просто старый демидовский кирпич? Очистив каменюку от тысячелетних отложений, была обнаружена таинственная надпись - «СССР. Батраки. Асфальт». Рабочие вздохнули с облегчением - артефакт не такой уж и древний. По телефонной рекомендации из Российской Академии Наук и лично одного именитого академика-археолога, огромный кусок асфальта с загадочной надписью «СССР. Батраки. Асфальт» и клеймом в виде серпа и молота - символами СССР был немедленно передан местным краеведам, которые бросились изучать находку.![]()
Что же удалось выяснить по горячим следам? Удивительная находка лежала на глубине до 50см и, вероятнее всего, была там заложена ещё в начале строительства города и завода. То есть приблизительно в конце 1940-х или в 1950-х годах.![]()
Вес таинственной находки с интересным клеймом составляет около 40 кг и габаритные размеры кирпича - 35х30х12см
Что за кирпич с клеймом в культурном слое на полуметровой глубине? Откуда он там взялся и что значат надписи «СССР, батраки, асфальт»? В кратчайшие сроки, с привлечением знаменитых исследователей и даже одного действующего члена Академии наук, удалось выяснить следующие факты:
Оказывается в 1871 году братья Войековы начали строить завод у села Батраки, ныне город Октябрьск. Производство асфальтовых блоков, близ станции Батраки началось с 1875 года. Благодаря огромным залежам природного асфальта, очень скоро дела «пошли в гору». У завода не было конкурентов, продукция предприятия шла на экспорт, регулярно получала медали на выставках. В 1876 году в порядке эксперимента блоками батракского асфальта была замощена часть Тверской улицы в Москве. В 1879 году организовано «Товарищество Сызранского асфальтового завода». Батракский асфальт признан лучшим в Европе, неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках: в 1882 году на выставке в Москве асфальт Батракского завода был удостоен золотой медали, в 1878 году бронзовой медали. Требования к качеству в царские годы было высокое: «Асфальтовая мостовая должна удовлетворять следующим условиям: состав асфальта должен быть таков, чтобы зимою во время морозов, мостовая не давала трещин, чтобы асфальт не крошился и не ломался, а летом даже во время сильных жаров асфальтовая мостовая не должна быть мягкой».![]()
Реклама асфальтовых заводов
![]()
Первомайский асфальтовый завод. Дробильное отделение
![]()
В 1918 году завод был национализирован и передан в ведение Главного управления силикатной промышленности.
Структура асфальтового завода: варочное отделение, литейная, машинное отделение, лаборатория, дробильное отделение, механическая мастерская, электротехническая, котельное отделение, водокачка, контора, столярная мастерская, кузница, хозяйственная часть.
1 января 1922 года был образован Райсиликат Самарской Луки, в него вошел Батракский асфальтовый завод. Райсиликат подчинялся Главному управлению силикатной промышленности Высшего Совета народного хозяйства РСФСР.
В материалах историко-технологического очерка «Группа асфальтовых заводов. Первомайский асфальтовый завод» 1924 г., напечатанных в «Симбирском вестнике» в 1996 году можно прочитать о жизни рабочих того времени:
Несмотря на то, что работа на штольнях трудна и опасна, при заводе имелась лишь маленькая амбулатория вместо больницы, да и за находилась в полуразрушенном доме, стоящем на берегу Волги. Каждый день амбулаторию посещало около 30 человек. Это были рабочие и члены их семей. Большое число больных объяснялось тем, что после голодного 1921 года люди не успели поправиться. Кроме того, условия работы в штольнях были достаточно тяжелыми: недостаток кислорода, каменная пыль, пороховой дым, сырость. За дни болезни рабочий получал пособие в размере заработной плазы, только не из конторы, а из страховой кассы. Печерский асфальтовый завод принадлежал к районной страховой кассе № 3 города Сызрани. Своей кассы на заводе не было. Эти обязанности возлагались на одного из членов рабочего комитета. Он получал от заводоуправления деньги за страхование рабочих в размере 20 % с получаемого жалования и делал ежемесячный доклад о своей работе в РКК.
При Печерском асфальтовом заводе находилась школа первой ступени из 5 групп. В этой школе учились дети служащих и рабочих завода и штольни. Число учащихся в разные годы было очень неравномерным В 1918 - 18 человек, в 1920 ввиду временного закрытия завода - 15, позже количество увеличилось. Здание, в котором помещалась школа, было вполне пригодно для этих целей, в классе, где занимались ученики, было 4 окна. Два помещения рядом были отданы под библиотеку и жильё для учителя. Дети были обеспечены учебниками и учебными пособиями. Библиотека насчитывала более 170 книг. Со временем число учащихся росло, и в одном классе приходилось тесниться 2-3 группам одновременно, что вызывало определённые трудности.
В 1921 году украли практически все книги из библиотеки, потерю частично восполнили, но это были в основном детские книги. Взрослые же читали газеты и журналы в читальне, которая находилась при библиотеке, правда, периодические издания там появлялись нерегулярно, да и основная масса рабочих была неграмотной.
При заводе существовал драматический кружок, в который входила в основном администрация, зак как у рабочих оставалось очень мало свободного времени для отдыха после тяжёлой физической работы. Однако на постановки приходило очень много народа.
Благодаря предоставляемой на штольнях и заводе работе увеличивалось население Печерска, главным образом это был рабочий класс.
Часть прибыли от работы завода шла на усовершенствование производственного процесса на заводе и в штольнях, а также на устройство школ, клубов, библиотек.
Производимый асфальт широко использовался по всей России не только в промышленности и торговле, а также в производстве лекарств и в фотографии, идя туда под названием «иудейская смола».
![]()
Батракский асфальтовый завод. Ударники производства
В период 1932-1939 гг. Батракский асфальтовый завод находился в подчинении Государственного Всесоюзного асфальто-битумного треста "Асфальт" главного управления по производству строительных материалов "Главстройматериалы" Народного Комиссариата тяжелой промышленности.
В мае 1940 года произошло слияние Батракского и Первомайского асфальтовых заводов с названием БАТРАКСКИЙ АСФАЛЬТОВЫЙ ЗАВОД.
С 1940 по 1946 годы завод подчинялся тресту "Союзасфальт" управления "Главнеметруд" Народного комиссариата промышленности строительных материалов.
С 1947-1955 годы завод - в подчинении Министерству промышленности строительных материалов РСФСР.
В 1956 г. Батракский асфальтовый завод относился к Главному управлению по производству мягкой кровли и асфальта "Главкровля".
Указом Президиума ВС РСФСР от 7 августа 1956 г. № 742/19 образован г. Октябрьск областного подчинения.
За период 1957-1960 гг. завод подчинялся 7-му управлению Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического административного района.
с 1961 по 1962 гг. завод находился в подчинении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического района.
с 1963 по 4 мая 1965 г.г. завод находился в ведении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Средне-Волжского экономического района г. Куйбышева.![]()
Батракский асфальтовый завод. Хорошо видны кирпичи асфальта
На основании распоряжения Совета народного хозяйства экономического района г. Куйбышева от 4 мая 1965 № 1277-р Батракский асфальтовый завод переименован в Октябрьский завод изоляционных материалов.![]()
Таким образом, найденный в Новоуральске асфальтовый кирпич с клеймом «СССР. Батраки. Асфальт» был произведён не позднее 1965 года и явно был заложен в основание новой строящейся дороги в начале строительства города.
Краеведы Новоуральска благодарят неравнодушных рабочих, которые выкопали такой интересный предмет из прошлого нашего города. Спасибо вам, что вы не прошли мимо находки и не поленились передать её нам. Асфальтовый кирпич с клеймом «СССР, батраки, асфальт» займёт своё заслуженное место в Музее СССР, куда он был передан на вечное хранение.
Вот такие батраки в Новоуральске! Сколько ещё интересных находок и таинственных артефактов ждут на Новоуральской земле своих исследователей...



