Батраки в Новоуральске

Автор - В. Казаков

В середине июня 2023 года при благоустройстве дороги в районе одной из заводских проходных глазастый рабочий люд углядел странный камень. Он привлёк искушённых копателей своей необычной в природе прямоугольной формой. При ближайшем рассмотрении тяжёлый булыжник ещё раз удивил рабочих - на нём читались древние знаки.

 

Что это - древний артефакт из Атлантиды, следы исчезнувшей цивилизации или просто старый демидовский кирпич? Очистив каменюку от тысячелетних отложений, была обнаружена таинственная надпись - «СССР. Батраки. Асфальт». Рабочие вздохнули с облегчением - артефакт не такой уж и древний. По телефонной рекомендации из Российской Академии Наук и лично одного именитого академика-археолога, огромный кусок асфальта с загадочной надписью «СССР. Батраки. Асфальт» и клеймом в виде серпа и молота - символами СССР был немедленно передан местным краеведам, которые бросились изучать находку.

Что же удалось выяснить по горячим следам? Удивительная находка лежала на глубине до 50см и, вероятнее всего, была там заложена ещё в начале строительства города и завода. То есть приблизительно в конце 1940-х или в 1950-х годах.
 
Вес таинственной находки с интересным клеймом составляет около 40 кг и габаритные размеры кирпича - 35х30х12см

 

Что за кирпич с клеймом в культурном слое на полуметровой глубине? Откуда он там взялся и что значат надписи «СССР, батраки, асфальт»? В кратчайшие сроки, с привлечением знаменитых исследователей и даже одного действующего члена Академии наук, удалось выяснить следующие факты:

  

Оказывается в 1871 году братья Войековы начали строить завод у села Батраки, ныне город Октябрьск. Производство асфальтовых блоков, близ станции Батраки началось с 1875 года. Благодаря огромным залежам природного асфальта, очень скоро дела «пошли в гору». У завода не было конкурентов, продукция предприятия шла на экспорт, регулярно получала медали на выставках. В 1876 году в порядке эксперимента блоками батракского асфальта была замощена часть Тверской улицы в Москве. В 1879 году организовано «Товарищество Сызранского асфальтового завода». Батракский асфальт признан лучшим в Европе, неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках: в 1882 году на выставке в Москве асфальт Батракского завода был удостоен золотой медали, в 1878 году бронзовой медали. Требования к качеству в царские годы было высокое: «Асфальтовая мостовая должна удовлетворять следующим условиям: состав асфальта должен быть таков, чтобы зимою во время морозов, мостовая не давала трещин, чтобы асфальт не крошился и не ломался, а летом даже во время сильных жаров асфальтовая мостовая не должна быть мягкой».

В 1918 году завод был национализирован и передан в ведение Главного управления силикатной промышленности.
Структура асфальтового завода: варочное отделение, литейная, машинное отделение, лаборатория, дробильное отделение, механическая мастерская, электротехническая, котельное отделение, водокачка, контора, столярная мастерская, кузница, хозяйственная часть.

1 января 1922 года был образован Райсиликат Самарской Луки, в него вошел Батракский асфальтовый завод. Райсиликат подчинялся Главному управлению силикатной промышленности Высшего Совета народного хозяйства РСФСР.
В период 1932-1939 гг. Батракский асфальтовый завод находился в подчинении Государственного Всесоюзного асфальто-битумного треста "Асфальт" главного управления по производству строительных материалов "Главстройматериалы" Народного Комиссариата тяжелой промышленности.
В мае 1940 года произошло слияние Батракского и Первомайского асфальтовых заводов с названием БАТРАКСКИЙ АСФАЛЬТОВЫЙ ЗАВОД.
С 1940 по 1946 годы завод подчинялся тресту "Союзасфальт" управления "Главнеметруд" Народного комиссариата промышленности строительных материалов.
С 1947-1955 годы завод - в подчинении Министрерству промышленности строительных материалов РСФСР.
В 1956 г. Батракский асфальтовый завод относился к Главному управлению по производству мягкой кровли и асфальта "Главкровля".
Указом Президиума ВС РСФСР от 7 августа 1956 г. № 742/19 образован г. Октябрьск областного подчинения.
За период 1957-1960 гг. завод подчинялся 7-му управлению Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического административного района.
с 1961 по 1962 гг. завод находился в подчинении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического района.
с 1963 по 4 мая 1965 г.г. завод находился в ведении Управления промышленности строительных материалов "Промстройматериалы" Совета народного хозяйства Средне-Волжского экономического района г. Куйбышева.

На основании распоряжения Совета народного хозяйства экономического района г. Куйбышева от 4 мая 1965 № 1277-р Батракский асфальтовый завод переименован в Октябрьский завод изоляционных материалов.

Таким образом, найденный в Новоуральске асфальтовый кирпич с клеймом «СССР. Батраки. Асфальт» был произведён не позднее 1965 года и явно был заложен в основание новой строящейся дороги в начале строительства города.

Краеведы Новоуральска благодарят неравнодушных рабочих, которые выкопали такой интересный предмет из прошлого нашего города. Спасибо вам, что вы не прошли мимо находки и не поленились передать её нам. Асфальтовый кирпич с клеймом «СССР, батраки, асфальт» займёт своё заслуженное место в Музее СССР, куда он был передан на вечное хранение.


 
Вот такие батраки в Новоуральске! Сколько ещё интересных находок и таинственных артефактов ждут на Новоуральской земле своих исследователей...

СССР, батраки, асфальт, артефакт, раскопки, история новоуральска, асфальтовый завод, клеймо ссср, Хроника Новоуральска, Новоуральск, Свердловск-44

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх