Аятский водовод
АВТОР - Элла Подгорнова
В сентябре 2022 года наш известный краевед и турист Павел Анатольевич Исаков предложил нам прокатиться на машине в лес для того, чтобы увидеть "кое-что интересное". Так и сказал: "кое-что интересное". Мы прыгнули в машину (проходимую по лесным дорогам) и поехали по маршруту, известному только ПалАнатоличу. "Сворачивай направо, теперь налево", - указывал наш провожатый. И еще добавил мне: "Ты в этих местах точно была, но зимой". Так с каждым поворотом нам становилось все интереснее и интереснее.
Мы выехали из поселка Верх-Нейвинский и, немного не доезжая до садов "Металлург", свернули в лес. В этом лесу довольно много запутанных дорог и троп, в которых разбираются только такие специалисты как ПалАнатолич. В итоге мы оказались за Верх-Нейвинским прудом, в районе Первой речки, за болотом, которое на карте обозначено как болото Отца Павла.
Именно в этом месте мы и увидели то самое интересное - канал, по которому с шумом неслась вода. Как сказал Павел Анатольевич, он часто бродит по этим местам, но впервые за много лет видит этот канал действующим. Обычно он сухой.
Аятский водовод - это официальное название, но многие старожилы еще помнят название "БАМ - Большая Аятская магистраль", а иногда этот канал называют еще проще - "АЯМ". История его весьма интересна.
За историей данного сооружения я обратилась к книгам Юрия Елфимова "Уралгидромонтаж: страницы истории" и Ольги Егоровой "Золото Зарафшана". Информация в источниках идентичная. Да и местные краеведы поделились информацией.
В 1975-1976 в Свердловской области годах выпало очень малое количество осадков (дождя и снега), а лето было жарким. Реки, озера и пруды обмелели. Многие уральские города почувствовали на себе недостаток воды, но особенно сильно засуха сказалась на жителях Новоуральска (тогда Свердловска-44). Основное предприятие - Уральский электрохимический комбинат - без воды остаться не может, поэтому сильно страдали горожане. На подъездах жилых домов появились листовки с призывами экономить воду.
Город и комбинат питались водой из Верх-Нейвинского пруда, а он очень сильно обмелел. В 1976 году было принято решение о строительстве водовода с забором воды из озера Аять. Длина водовода предполагалась 22 километра.
Главной проблемой было то, что водовод нужно было прокладывать через сосновый лес, болота и топи. Трасса прокладывалась через тайгу, потому что более подходящего питьевого водоема поблизости от Свердловска-44 не было.
Проблема была настолько серьезной, что координацию всех работ взяло на себя Министерство среднего машиностроения во главе с первым заместителем министра Н. А. Семеновым. Генподрядчиком выступило Средне-Уральское управление строительства (СУС) под руководством В. Д, Опарина, заказчиком - Уральский электрохимический комбинат под руководством А. И. Савчука. Опарин и Савчук сами много раз приезжали на объект и проверяли ход работы. Проектировщики были приглашены из Ленинграда. Многие специалисты, участвовавшие в работе, были приглашены из Озерска, из треста "Гидромонтаж". Так как работы велись под контролем министерства, сразу же была прислана вся необходимая техника: бульдозеры, трубоукладчики, автокраны.
Первое, что надо было сделать - это вырубить лес, без этого прокладку труб было начинать нельзя. Рабочих рук не хватало, и жителей города призвали принять участие в ударной стройке. Ежедневно более сотни человек выходило на трассу для вырубки и уборки сваленных деревьев. Строители отсыпали дороги по просеке со стороны Новоуральска, высушивали болота, строили ЛЭП для насосной береговой станции. Летом 1976 года был подготовлен первый участок под монтаж трубопровода.
Строители вспоминают, что приходилось ломать головы над тем, как перевезти трубы через заиленные и заболоченные участки. Трубовозы приходилось таскать с места на мест бульдозерами. А на ряде участков для проезда тяжелой техники сваривали слани* из металлических труб.
Среди строителей "БАМа" я увидела фамилию Виктора Семеновича Кислицына - в то время инженера-куратора. Он мне рассказывал, что дневал и ночевал на объекте, проводил там все выходные и праздники до самой сдачи в эксплуатацию. Настолько важен был для города и комбината этот водовод.
На строительстве Аятского водовода. Справа налево: главный инженер 12 ГУ Е. С. Клюшин, директор УЭХК А. И. Савчук, первый заместитель министра Среднего машиностроения Н. А. Семенов, начальник СУС В. Д. Опарин
Строительство насосной станции для водовода на Аятском озере. Фото из архива МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей"
Оперативное совещание по строительству Аятского водовода. Слева направо: секретарь парткома СУУС В. Г. Волков, начальник СУУС В. Д. Опарин, зам. директора УЭХК Е. Я. Писаренко, начальник участка Г. П. Калашников, главный инженер УКСа УЭХК В. Я. Божко, начальник УИР СУУС С. С. Поваляев, начальник цеха УЭХК А. Преображенский. Фото из архива МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей"
В 1977 году, к поставленному сроку, вода пошла по водоводу. Для города водовод стал спасением, до сих пор Верх-Нейвинский пруд подпитывается водой из Аятского озера.
Возвращаюсь к нашему небольшому походу. Напомню, что Павел Исаков, который часто бывает в этих местах, обозначил, что ни разу не видел в канале воду. Возможно, что его подключают, когда наш пруд обмелевает. А ведь последние два лета (2021 и 2022 гг.) действительно были засушливыми.
Конечно, увиденное впечатлило. Посреди леса вырыт канал, по которому с немалой скоростью с шумом бежит вода. Причем, можно увидеть, как она вырывается из труб. В одном месте сделан мост, по которому вполне можно не только пройти, но и проехать.
Из этого небольшого отверстия вода вырывается с силой и шумом
Вид с другой стороны
Канал - часть водовода в открытом виде, все остальное в трубе
Колодец, уходящий в трубу. Шум оттуда поднимался невероятный
Мост через канал
И я действительно на этом канале однажды была. Зимой 2019 года я помогала судить этап на областных соревнованиях по спортивному лыжному туризму. Наш этап был как раз в том месте, где мы наблюдали воду в открытом канале. Через этот канал было проложено бревно, по которому туристам нужно было доставить пострадавшего. Заснеженный канал казался обыкновенной длинной ямой, и не подозревала я тогда, что у него такая интересная история.
На этой фотографии то же место, что и на двух нижних. Слева - Павел Исаков
Моменты зимних соревнований по спортивному лыжному туризму
*Слани - пакеты сваренных между собой труб, которые укладываются на заболоченных местах и не позволяют увязнуть тяжелой технике.