Народное образование на Урале с 1870 по 1915 годы

Автор - Юлия Щекалева

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЗАВОДАХ И В ДЕРЕВНЯХ ГОРНОЗАВОДСКОГО УРАЛА С 1870 ПО 1915 ГОДЫ

В данной статье рассматривается вопрос об открытии начальных народных школ при заводах в Верхнем Тагиле, Верх-Нейвинске, Нейво-Рудянка, а также в селах Тарасково, Таватуй, в деревнях Мурзинка (на Исети) и Пальникова, которые содержались за счет земства и сельских обществ с 1870 по 1915 годы. Рассмотрим, следующие темы: постановка учебного процесса в земских школах, уровень грамотности сельского населения, разработку учебного плана и учебных пособий. Назовем людей, которые осуществляли надзор за школами, попечителей, их роль в благоустройстве школ и первых учителей, которые внесли свой вклад в развитие начального народного образования на заводах и в деревнях, а также коснемся обучения учителей на педагогических курсах в 1870-1915 годы.

Материалы для публикации взяты из Государственного архива Свердловской области, «Журналов Екатеринбургского уездного земского Собрания» за 1874-1914 годы, «Полного Собрания Законов Российской Империи» за 1874,1908 годы.
Земские учреждения были введены в Пермской губернии в течение 1870 года. Уездные Управы открылись в мае и июне 1870 года. Губернские и уездные земские Собрания выполняли распорядительные функции, которые созывались один раз в год. Губернские и уездные Управы выполняли исполнительные функции, которые действовали на постоянной основе. В Екатеринбургскую уездную земскую Управу и Собрание избирались земские гласные из уездных землевладельцев, городских обществ и сельских обществ. В Собрание избирались гласные сроком на 3 года.
В первые месяцы своей деятельности Екатеринбургская уездная Управа первого призыва приступила к разработке вопроса о «мерах развития народного образования». Прежде всего, Управа собирала сведения о числе школ. В современном понимании школа называлась училищем.
В документе «Дело Екатеринбургской уездной земской управы о числе школ в городе и о состоянии училищной части в уезде за 1870 год» находим рапорт Нейво-Рудянского волостного правления «вследствие предписания Екатеринбургской земской управы, от 20 минувшего августа (полученного же 10 сего сентября) за № 484 Нейво-Рудянское волостное правление имеет честь при сем представить нижеследующие сведения:
1.    При Нейво-Рудянском Волостном Правлении как школ, так и учебных принадлежностей не имеется.
2.    По предъявлении Нейво-Рудянским Правлением о необходимости школ, учебных заведениях, а также и по разъяснении им об их интересах для жителей, на сходе общественниками, хотя и признано было полезнейшим предметом, но по случаю соседственного училища, находящегося в расстоянии от сего в 12 верстах в ведомстве Верхнетагильской волости, имеющего быть вследствие сего распоряжения при Верх-Нейвинском заводе, отстоящем также только в 8 верстах, и по случаю малочисленного общества, которое состоит здесь из 676 ревизских душ большей частью раскольников, - они о заведении столь огромнейшего предмета отменили, а решили обращаться по желанию каждого домохозяина в соседственные».
12 сентября 1870 года Директор народных училищ дал указание устроить народные училища, предварительно приготовив способных и достойных учителей. Обучением занималось, по преимуществу, местное духовенство, лишь в немногих владельческих заводских училищах содержались особые преподаватели (Верхне-Тагильское, Билимбаевское, Невьянское).
В этом же «Деле Екатеринбургской земской управы» находим сведения, которые сообщил попечитель В.-Тагильского училища Сергей Яковлевич Козлов в волостное правление: «Сведения о имеющихся при Верхне-Тагильском училище учебных руководствах и о прочих учебных принадлежностях: парт - 10, досок деревянных больших - 3, аспидных досок - 35, готовален - 3, треугольников дерев. — 14, ножей перочинных - 2, чернильниц жестяных - 2, чернильниц стеклянных — 34, счетов для практики - 5, сукна фабр, на столе - 2,5, стаканов хруст. - 5. Графины, карандаши, бумага, перья, мел и чернила заготавливаются покупкой помесячно и более по потребности. Учебные руководства: таблицы Золотова - 1, руководство к обучению грамоте - 1, прописей - 68, «Русский букварь» - 5, «Родное слово» в 2-х ч. - 44, «Евангелий на русском и славянском шрифте» — 2, «Молитвослов на славянском шрифте» — 6, «Св. история: Ветхий завет» — 16, «Новый завет» - 16, «Катехизис Филарета» — 15, курс рисования - 1, грамматика Антонова - 1, Минина — 1, «Книг для чтения» - 18. Помещение для учащихся дано заводоуправлением,отопление и охранение его производится на сумму училищную. Попечитель В.-Тагила училища С.Козлов».
28 октября 1870 года был открыт Екатеринбургский Уездный училищный совет. В его состав входили: горный инженер Н.К.Штейнфельд, коллежский секретарь П.М.Турчанинов, О.И.Знаменский, М.К.Советкин, П.И.Уржумцев Председателем был избран М.К.Советкин.
В 1870 году в Екатеринбургском уезде существовало 45 школ.
Инспектор народных училищ Шишонко в 1878 году писал: «Верхне-Тагильское училище открыто в январе 1870 года, школа помещается в 3-х комнатах, здание школы принадлежит владельцу, но им пользуются бесплатно; жалованье: законоучителю 60 рублей, учителю 360 рублей и сторожу 40 рублей. Эта сумма ежегодно ассигнуется обществом мастеровых завода и удерживается у них из заработанной ими платы, школа для обоего пола, учащихся 52, из коих 50 м.п. и 2 ж.п.»
Верх-Нейвинское училище открыто было в 1847 году и содержалось за счет заводоуправления. В 1849 году духовенство учредило второе училище при единоверческой Вознесенской церкви.
Шишонко писал о Верх-Нейвинском училище: «26 апреля 1872 года оба училища в Верх-Нейвинске слились в одно, которое содержалось обществом и земством, из коих первое ассигновало в год 480 рублей, а второе 300 рублей, школа помещалась в общественном доме, в 3-х комнатах».
«В 1872 году при участии земства открылись: Верхнейвинская и Нейворудянская школы».

Верх-Нейвинское мужское училище, 1901 год.


Нейво-Рудянское мужское училище 1885 года. Фото 1970 года



Нейво-Рудянское женское училище 1885 года. Фото 1970 года


С октября 1870 по октябрь 1876 года открытием школ в уезде занимался Екатеринбургский уездный училищный совет. В 1876 году Екатеринбургское уездное земское Собрание постановило: «Заведывание хозяйственной частью училищ передать в ведение уездной земской управы, оставив на членах училищного совета лишь наблюдение за училищами в педагогическом отношении».
«4 мая 1877 года было созвано 6 чрезвычайное Ек. уезд, земское собрание, на котором Ек. Управа предлагала установить единые правила для открытия школ. Собрание утвердило эти правила: новые школы должны быть открываемы только в тех местностях, где население о том ходатайствующее примет на себя обязательство, выраженное в форме общественного приговора — устроить для школы помещение на известное количество учащихся, отвечающее всем требованиям гигиены. Такое помещение должно быть отдано под школу на всё время ее существования. Всего лучше, чтобы такие помещения выстраивались вновь по плану, получившему одобрение Земской Управы. Затем, общества должны принимать на себя отопление, освещение и ремонт школы. Содержание при ней сторожа и требующейся гигиеной чистоты, берет на себя устройство мебели».
Земство же должно было принять участие в содержании школы уплатой жалованья - учителю, помощнику его, если таковой в школе будет, законоучителю и снабжение школы учебными принадлежностями. Земство брало на себя обязательство выдавать пособия на постройку помещений для школы.
В 1876 году Верх-Нейвинское общество на свои средства устроило дом, стоящий до 2000 рублей. Врач Пономарев писал: «В.-Нейвинская школа находится в заводском не совсем оконченном деревянном здании, прихожей нет, вентиляции никакой, впрочем, помещение школы этой по окончании ее отстройки обещает быть довольно хорошим». В 1877 году Управа закрывает Верх-Нейвинскую школу как «не подходившая в отношении содержания, о чем тогда же были уведомлены волостное правление и попечитель училища». В 1878 году школа в Верх-Нейвинске вновь открылась (после исправления учебного заведения).
«В 1879 году предполагалось открыть школу в Нейво-Рудянске. Екатеринбургская Земская Управа сделала распоряжение «об осмотре уступаемых обществом под нее помещений». 26 января 1879 года было открыто Нейво-Рудянское земское училище.
В 1884 году в Екатеринбургскую Управу поступило ходатайство от Тарасковского сельского общества об открытии новой школы. По ходатайству Тарасковского общества, они «приняли на себя обязательства дать для школы помещение, отопление и прислугу и «заслужили удовлетворения от Управы и школу в Тараскове. Управа намерена открыть в настоящем (1884) году, как только будут готовы для нее помещение, мебель и прочее». В «Журнале Екатеринбургского земского собрания от 14 октября 1884 года» даны следующие сведения: «Предполагается открытие новых школ — Ново-Алексеевская, Походиловская, Тарасковская — куда надо будет назначить студентов семинарии, считаем на школу по 480 рублей; в течение сентября пришлось уже назначить в разные школы помощников... в этом году придется снабдить мебелью 3 новых школы. Собрание постановило на заготовку и ремонт классной мебели ассигновать 1000 рублей. Точно так же утверждено ассигнование на закупку классных принадлежностей на сумму 1200 рублей. На покупку книг для школы была выделена сумма 2500 рублей». В течение 1884/85 годов была открыта Тарасковская школа.
В 1881 году Ек. земским собранием были приняты правила, предложенные Екат. Управою о порядке выдачи пособия обществам на постройку или приобретение домов под школу: «Новые помещения для школ, в тех случаях, когда для постройки их общества желают получить пособие от земства, должны быть устраиваемы не иначе как по плану, одобренному управою. Управа со своей стороны полагает, что пособия обществам на устройство новых школ могли бы быть выдаваемы в размере 1 /3 и 1 /4 части стоимости всей постройки. Ежегодное ассигнование на предмет выдачи пособия обществам для постройки школ не должно превышать 2000 рублей».
В 1883 году Нейво-Рудянская школа помещалась в заводском здании. В «Журнале» за 1885 год даны сведения: «По Нейво-Рудянской школе. Начатая в прошедшем году (1884) постройка здания, под наблюдением бывшего управителя Нейво-Рудянского завода г. Роджера, ныне окончена. Хотя на постройку этой школы израсходовано 2007 рублей 14 копеек, но Земство земских сборов пока на ее постройку не тратило, а выплачивало суммы, пожертвованные служащими и рабочими Нейво-Рудянского завода».
В этом же 1885 году в «Журнале» приведены сведения по Тарасковской школе. «В минувшем году (1884) Тарасковская школа помещалась в наемном доме, не особенно удобном; в наступившем году, хотя школа и переведена в другой дом, но и этот не удобен; почему общество пожелало построить дом специально для школы, к постройке его уже и приступлено». В помещении Тарасковского училища имелась квартира для учительницы. Там в 1898 году размещалась часовня.
Исключительно на средства Екатеринбургского уездного Земства по недостаточности средств у местных сельских обществ содержались две школы, все же прочие - на объединенные средства Земства с заводами, сельскими обществами, местными попечительствами, духовным ведомством и частными лицами, а именно:
1.    На средства Земства и сельских обществ существовали: Тарасковская, а в дальнейшем Таватуйская, Мурзинская (на Исети), Пальниковская школы.
2.    На средства Земства, сельских обществ и заводов содержались: Верх-Нейвинская, Верхне-Тагильская, Нейво-Рудянская.
2 октября 1898 «В деревне Таватуй была открыта школа. Недружелюбно отнеслись многие к открытию школы в деревне Таватуй, сплошь населенной раскольниками. Хотя учиться сразу оказалось 14, а затем это число увеличилось до 25, тем не менее, общество под влиянием своих стариков, отказалось от участия в содержании училища и от выбора попечителя. Это враждебное отношение к училищу за последнее время, однако, смягчилось, вследствие благих результатов обучения, убеждений инспекций и под влиянием нового земского начальника, который и избран обществом в попечители».
В 1894 году в «Журнале» приводятся сведения: «Еще в сентябре 1893 года уполномоченный обществом попечитель Верхне-Тагильской школы, горный инженер Г.А.Марков составил план и смету (в 14520 рублей) на каменный школьный дом в Верхне-Тагильском заводе на 380 человек, обратился в Управу с просьбой о пособии. Верхне-Тагильская школа, имеющая в настоящее время до 235 учеников, помещается в заводском здании при госпитале. Здание это далеко не может вместить всех желающих обучаться, вследствие чего ежегодно приходится отказывать 1/3 просящих о приеме их детей в школу. Кроме того, значительное неудобство существующей школы общество еще видит в том, что она смешанная, и желало бы видеть отдельные школы: мужскую и женскую, хотя и поместить их в одном большом здании. Само общество располагает на постройку 9500 рублей и просит Земство об ассигновании 1/3 исчисленной по смете суммы, т.е 4840 рублей, которые соглашается получить в два года. Управа предложила на благоусмотрение этого вопроса Земскому Собранию в 1894 году». Собрание отказало в ассигновании запрошенной суммы.
«В 1898 году 18 сентября попечитель В.-Нейвинской школы горный инженер Г.А.Марков предоставил в Управу план и смету на постройку нового здания для училища на 412 человек, просив, по приговору общества, представить их на рассмотрение Земского Собрания. Из заявления Маркова видно, что училищное здание в Верх-Нейвинске, приспособленное в 1876 году из пожертвованных обществу старых деревянных магазинов, приходит в совершенную ветхость. Зимой в нем бывает сильный холод как от стен, так и с полу; коридор холодный; вследствие чего ученики должны во время перемен или оставаться в классах, или выходить во двор. Крыша на доме настолько плоха, что во время дождей в комнатах бывает течь. Устранить указанные недостатки на некоторое время можно — производством капитального ремонта. Но так как здание по величине его недостаточно для помещения всех желающих учиться, то ремонт вызвал бы непроизводительную затрату денег. Поэтому общество решило построить каменное здание, в котором поместить мужскую и женскую школы. Стоимость постройки исчислена в 16479 рублей 43 копейки, и общество ходатайствует о выдаче субсидии от земства в 5500 рублей, хотя бы в течение трех лет...»
В 1901 году в «Журнале» даны следующие сведения: «В Верх-Нейвинском заводе постройка и отделка здания для училища, на каковую выдано земством 3000 рублей, закончена. И с началом учебного года Верх-Нейвинская школа, разделяемая на две: мужскую и женскую, переводится в новое помещение. Помещение это состоит из трех этажей, причем в нижнем этаже имеется: вестибюль, комната с кухонной печью для сторожа, по две комнаты для первого и второго отделений, комната для третьего отделения, коридор, комната для библиотеки и четырехместный ватер-клозет, с автоматически действующими горшками, приспособленные строителем Г.А.Марковым специально для школ. Второй этаж состоит из вестибюля с отдельным крыльцом, трех классных комнат, рукодельной, общего для обеих школ зала, трех комнат для учительниц, четырехместного ватер-клозета и ванной комнаты для учительниц. Третий этаж представляет зал для школьного музея.
За осуществление постройки этого, во всех отношениях прекрасного и единственного в уезде, школьного здания, составляющего украшение не только Верх-Нейвинского завода, но и могущего занять место на центральной улице большого города, вполне справедливо выразить искреннюю
благодарность попечителю и строителю школы, уважаемому Г.А.Маркову, о чем Управа имеет честь ходатайствовать перед Собранием. Сам же Марков просит Управу ходатайствовать пред собранием, не найдет ли оно возможным принять на счет земства часть перерасхода против сметы, составленной им в 1898 году на постройку школьного здания. Из заявления Маркова, поступившего в Управу 5 сентября 1901 года, и приложенного к нему отчета по постройке, видно, что стоимость всего здания выражается в сумме 21043 рубля 57 копеек. Первоначальная же смета была составлена на сумму 16479 рублей 43 копейки, т.е. менее на 4654 рубля 14 копеек. Управа полагала бы выдать еще 1000 рублей».
В 1903 году Мурзинское общество (на Исети) ходатайствовало об открытии школы. Общество в приговоре говорило о том, что «детей от 9 до 12 лет в селении более 30, и указывали на то, что ближайшая Таватуйская школа находится в 20 верстах, просит Управу о назначении лица для обучения детей, со своей стороны обязуется нанять для занятий подходящий дом, отоплять его и вообще принимает на себя расходы, кроме жалованья учителя».
В 1903-1904 годах открыта в деревне Мурзинке (на Исети) земская школа.
«В 1904 году Марков заявлял о ненормальном, по его мнению, положения дела в начальном обучении в деревне Пальникова, где теперь школа грамоты, и просил, в случае ходатайства о том общества, открыть там земскую школу. Свящ. о.Чистосердов указал, что Пальниковская школа, как и всякая школа грамоты, исполняет свое назначение, насаждать элементарную грамотность. Заступающий место председателя Управы доложил, что от Пальниковского общества есть приговор о желании иметь земскую школу, но вопрос этот Управа еще не имела возможности решить. Собрание постановило: поручить раскладочной комиссии войти в обсуждение сделанного г. Марковым заявления о желательности открытия в д. Пальниковой земской школы».
«В 1902 году здание в деревне Таватуй, как видно из сообщения попечителя школы, уже закончено и обществу выдано все пособие от земства в сумме 1088 рублей 29 копеек. Постройка школы велась под личным наблюдением земского начальника-попечителя школы Троцкого».
В 1905 году было рассмотрено заявление попечителя Таватуйского училища гласного Г.А.Маркова о погашении состоящего за училищем долга в сумме 2500 рублей и образовавшегося вследствие перерасхода, произведенного при постройке школьного здания прежним попечителем училища Троцким. Попечитель Г.А.Марков внес предложение об уплате долга Таватуйской школы губернским земством, т.к. местное общество не имело к этому никаких средств. «Собрание постановило присоединиться со своей стороны к ходатайству Маркова и просить губернское земское Собрание о принятии перерасхода по Таватуйской школе на средства губернского земства».
В этом же году приговором сельского схода В.-Тагильское общество на постройку школьного нового здания ассигновало весь копеечный сбор, который имелся в кассе (около 2500 рублей). Стоимость здания по смете была исчислена в 25 тыс. рублей. Раскладочная комиссия нашла возможным назначить пособие от уездного земства в размере 3000 рублей. Собрание постановило: «Принять участие в постройке школьного здания в В.-Тагильском заводе, на основаниях, выработанных раскладочной комиссией».

Верхне-Тагильское женское училище. Фото начала XX века.


В 1911 году были открыты земские школы в Верхнем Тагиле и д. Пальникова.
Таким образом к введению всеобщего обучения в 1908 году земством была создана школьная сеть, в которой могло получать начальное образование сельское население. Сельское общество само решало вопрос об открытии школы и его содержании. Земская Управа Екатеринбургского уезда брала на себя расходы, связанные с оплатой жалованья преподавателям, снабжением учебными пособиями, классными принадлежностям, мебелью. В первые десятилетия существования земства его первостепенными задачами являлись: приведение помещений для школ в удовлетворительное состояние и обучение достойных учителей для преподавания в начальных народных училищах (школах). Чтобы увидеть, как учили детей в школе, нужно обратиться к нормативным актам того времени.


Дневник М.И.Черных

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛАХ

Из закона № 53574 от 25 мая 1874 года «Положения о начальных народных училищах» читаем: «Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: Закон Божий, Чтение по книгам гражданской и церковной печати; Письмо; Первые четыре действия арифметики и церковное пение там, где преподавание его будет возможно». В начальных народных училищах преподавание совершалось на русском языке. В них употреблялись учебные руководства, одобренные Министерством Народного Просвещения и духовным ведомством по принадлежности. В училища принимались дети всех состояний, без различия вероисповедания. «Там, где не представляется возможности иметь отдельные мужские и женские училища, дети обоего пола могут обучаться в одном и том же училище, но с тем, чтобы в таких смешанных училищах девочки были не старее 12 лет».
Начальное образование в земских школах было трехгодичным и включало 3 отделения: младшее, среднее и старшее.

ОБ УЧАЩИХСЯ, КОЛИЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ, ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Для грамотных существовала льгота при отбывании воинской повинности, поэтому количество школьников заметно увеличилось в 80-90 годы XIX века. Учащиеся принадлежали к крестьянскому и мещанскому сословиям. По вероисповеданию учащиеся распределялись так: православные, единоверцы, раскольники. Большинство были православными.
О грамотности населения можно сказать, что на 1881 год процент учащихся к населению выражается в следующих отношениях:
По Верх-Нейвинской при населении 3656 душ и учащихся 62 человека: 1:58, т.е. 1 грамотный на 58 неграмотных людей.
По Нейво-Рудянской при населении 1329 душ и учащихся 58 человек: 1:22.
Процентное отношение учащихся по отношению к населению школьного возраста на 1882/83 годы: В.-Нейвинск — 19% (344 детей /67 учащ.), Нейво-Рудянское — 50,3% (153/80 уч), В.-Тагильское - 42% (280/119).
В 1885 году в Тарасковской школе на момент открытия обучалось 27 детей.
К 1904 году наблюдается увеличение количества учащихся, особенно мальчиков, в земских школах. Приведем цифры о количестве детей школьного возраста (8, 9, 10, 11 лет) по Всеобщей переписи 1897 года с количеством учащихся детей по факту в школах. В скобках указана цифра по переписи 1897 года. Посмотрим на цифры: В.-Тагильская муж. школа - 126 учеников (138 мальч.), В.-Тагильская жен. школа 87 учениц (199 дев.), В.-Нейвинская муж. школа — число учеников 189(192 мальч.), В.-Нейвин- ская жен. школа - число учениц 89 (195 дев.), Н.-Рудянская муж. школа - учеников 109 (109 мальч.), Н.-Рудянская жен. школа — учениц 54 (126 девочек), Тарасковская школа - учащихся мальчиков 18, девочек 13 (18 мальчиков, 21 девочка), Мурзинская школа — учащихся 13 мальчиков и 5 девочек (6 м., 6 дев.), Таватуйская школа - учеников 32 мальчика и 9 девочек (23 м. 28 дев.).

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Екатеринбургское земское уездное Собрание постановило: «признать наиболее желательным поступление детей в школы в возрасте не моложе 8 лет». Школьный возраст был от 8 до 11 лет.
Выбывание детей из школ.
Главнейшею причиною выхода учащихся до окончания курса являлась воля родителей, другими причинами выступали: малоуспешность, бедность (за недостатком одежды и обуви), исключение за дурное поведение, смерть. Этот преждевременный выход мог быть устраним только введением обязательного всеобщего обучения. «Учащиеся выбывают в основном из младших и средних отделений», после 2 лет обучения. Воля родителей не давала детям учиться в школе до окончания курса, иногда несколько недель. Мотивацией для выхода были бытовые побуждения родителей, которые руководствовались своим собственным мерилом грамотности: «Поучился сын (дочь) в школе - и будет с нас: нам их не в попы ставить», — говорили обыкновенно родители выбывающих учеников.
«Из 100 выбывших около 17 человек вышли из училища безграмотными или не усвоившими грамоты, но остальные 83 человека оставили училище грамотными, при этом могли даже сдать выпускной экзамен».

ВЫПУСКНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
В 1893 году выпускные испытания были произведены во всех народных училищах с 20 апреля по 5 июня включительно. В испытательных комиссиях председательствовали в разных школах: инспектор училищ, члены училищного совета, попечители училищ. Успешно прошедшим испытания выдавалось свидетельство об окончании курса в начальном народном училище.
Переводные испытания во всех училищах производились всем личным составом учителей при участии попечителей. В 1884 году в «Журнале» читаем: «Испытания прошли успешно в Верх-Нейвинской школе - 11 мальчиков и 1 девочка (при общем количестве учащихся 68 мальч./ 13 дев., в Нейво-Рудянском - 8 мальчиков и одна девочка (при общем количестве учащихся 64 мальч./22 дев.)».

ПЛАТА ЗА УЧЕБУ
Правила о взимании платы за учение с лиц, не участвующих в содержании школ, выработанные Управой при участии Инспектора училищ, при постановлении Земского Собрания в 1895 году были следующие: «Плата разрешается не свыше трех рублей в год и при том только с лиц состоятельных. Определение состоятельности предоставляется преподавательскому персоналу и попечителям училищ. Деньги, получаемые за право учения, поступают к попечителям; употребляются только на нужды школ, и в расходовании их предоставляются ежегодные отчеты в Управу».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ГОДА В УЧИЛИЩАХ
В начальных народных училищах ученье начиналось в первых числах сентября, заканчивалось после выпускных испытаний. С 1891 года выпускные испытания начинались с 25 апреля по 5 июня. В среднем учебных было 175 дней в году. В апреле родители привлекали детей к полевым работам. Дети не учились во время Рождественских каникул, Масленицы, Пасхи, во время 4-месячных летних каникул со второй половины мая. Занимались по пять уроков в день.
Были приятные моменты в жизни школьников, так в 1893 году в Нейво-Рудянской женской и Тарасковской школах были устроены на Святках елки для учащихся на средства родителей.


 
Арифметика.Составитель Малинин и Буренин. Изд. Сытина. Москва, 1914 год


Сборник Арифметических задач и примеров. Вып. 2. Изд. Тихомирова. Москва, 1906 год

ПРЕДМЕТЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ШКОЛАХ
Во всех училищах помимо основных предметов детей учили рукоделию и пению. В В.-Нейвинском и Н.- Рудянском училищах преподавалось черчение. Рукоделие в женских В.-Нейвинском и Нейво-Рудянском училищах велось под руководством попечительниц Н.В.Марковой и Н.О.Ива- новой. Девочки обучались простым видам вязания, вышивки и шитья.
Лучшие работы учениц В.-Тагильского женского училища в 1898 году были посланы на Оренбургскую профессиональную педагогическую выставку.
На уроках пения учащиеся разучивали преимущественно молитвы «с голоса» под руководством отца законоучителя. В 1900 году было подано в Управу прошение Г.А.Маркова об открытии четвертого дополнительного отделения при В.-Нейвинской школе. «Ученики четвертого отделения должны заниматься повторением и усвоением курса третьего отделения, с добавлением курса дробей, чтением таких книг и статей, в которых заключаются сведения по минералогии и черчению, пригодные для учеников, как будущих работников на заводах».
В 1905 году в Верх-Нейвинском мужском училище было открыто четвертое общеобразовательное отделение по настоянию попечителя Г.А.Маркова. На занятиях ученики проходили церковную историю по учебнику Смирнова, русскую историю и географию по учебнику Пуцыковича, грамматические сведения, простые и десятичные дроби».
Рассмотрим учебные пособия, по которым учились в Верх-Нейвинской школе в 1874 году: «Начальная школа Корфа», «Родное слово Ушинского» ч. 1, 2, 3; «Арифметические задачи» Томаса и Евтушевского; «Наставления в православной вере» Соколова; «По закону Божиему» Романова, «Изъяснения воскресных и праздничных Евангелий» Свирелина. Всего было разных книг 150 штук на сумму 53 рубля 26 копеек.
Грамоте в 1 отделении (классе) обучались по «Азбуке комиссии учителей Екатеринбургского уезда, изданной в 1884 году», которая была признана лучшей и неоднократно переиздавалась. Во всех подведомственных училищному Совету школах был введен звуковой метод обучения грамоте.
Рассмотрим, какое количество книг и наглядных пособий содержалось в ученической и учительской библиотеках в школах: в В.-Нейвинске было 14 книг и 4 наглядных пособия в ученической библиотеке, в Нейво-Рудянске - 12 книг и 3 наглядных пособия в ученической и 4 в учительской библиотеках, в Тарасковской - 30 книг в ученической и 6 книг в учительской библиотеках, в В.-Тагильской - 97 книг в ученической и 5 наглядных пособий, 75 - в учительской библиотеках. В.-Тагильская школа была лучше всего обеспечена учебными пособиями. Наглядные пособия, которыми пользовались в школах, были следующие: классные счеты, карта России, глобус, термометр, умывальник. По данным 1891 года,В.-Тагильская, В.-Нейвинская и Нейво-Рудянская школы были укомплектованы полностью наглядными пособиями, в Тарасковской школе из наглядных пособий были только термометр и умывальник. Недостаток наглядных и учебных пособий ощущался в сельских школах в конце XIX века.
В 1894 году инспектор народных училищ В.Е.Попов разработал «Программу для народных школ» Екатеринбургского уезда.Требования составленной программы были довольно обширны: «От ученика 3-го отделения требуется свободное решение задач на все 4 действия именованных чисел, правильно и красиво писать под диктовку и знакомство с элементарными правилами грамматики; а из Закона Божия требуется знание молитв, истории древнего и нового завета и богослужение. При этом требуется, чтобы ученики все рассказы излагали своими словами и твердо знали все главные события Священной истории. Экзамены назначались только после 1 мая, чтобы дать возможность подготовить учеников к предъявляемым требованиям. Требования этой программы вполне выполнимы и почти во всех школах ученики удовлетворяют им. Во многих школах учителя даже успевают своих учеников ознакомить с главными событиями Отечественной истории. Особое внимание обращалось на письмо и пение. С целью уставить почерк учеников, инспектор настаивал на большем упражнении учеников на бумаге, а не на грифельной доске, как это практиковалось ранее. Ученики 1 отделения к концу года пишут совершенно правильными и красивыми буквами. Во всех школах пение велось учителями или законоучителями, и стройное пение молитв приятно действует на всех посетителей».
9 октября 1906 год Г.А.Марков внес предложение «об издании Губернским земством, в целях удешевления, учебников для народных школ по однообразной для всех уездов программе». Екатеринбургское
уездное земское Собрание постановило: «Поручить Управе внести в Губернское собрание вопрос об издании губернским земством учебников для народных училищ Пермской губернии».
С момента финансирования земских школ из Министерства Народного Просвещения была достигнута цель всеобщего обучения населения. В 1908 году был составлен проект школьной сети и финансовый план, по которому предполагалось обучить: Верхне-Тагильской муж. школе - 242 чел, Верхне-Тагильской жен. школе - 126 чел., Верх-Нейвинской муж. школе - 231 чел., Верх-Нейвинской женская школе — 132 чел., в Тарасковской школе - 30 чел. (планируется 66 чел.), Нейво-Рудянской муж. школе — 121 чел., Нейво- Рудянской жен. школе - 107 чел., Мурзинской - 26 чел., Таватуйской - 52 чел. (планируется 93 чел.), Пальниковской - 52 чел. (планируется).
По закону № 30328 от 1908 года, Высочайше утвержденного и одобренного Государственным Советом и Государственною Думою, «на нужды начального образования отпускалось 6 900 000 рублей в год». Средства выделялись на поддержание и дальнейшее расширение начального образования. Пособия отпускались земству на выдачу содержания учащим в начальных училищах, как существующих, так и вновь открываемых в размере 390 рублей на 50 детей школьного возраста (8-11 лет), считая жалованье учителю в год не менее 360 рублей и законоучителю (на 100 детей школьного возраста) не менее 60 рублей. Пособие выделялось для единовременных расходов по постройке училищных зданий и оборудованию училищ. «Во всех начальных училищах получающих пособие обучение должно быть бесплатным».
Менялся порядок содержания школ. Екатеринбургские земские школы получали субсидии из Министерства Народного Просвещения в сумме 108 420 рублей на введение всеобщего обучения. Из субсидии земство возмещало часть жалованья преподавателям, земство дало обязательство принять на свой счет содержание помещений всех школ, т.е. отопление, наем сторожей для них, соблюдение должной чистоты и страхование зданий.

Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. СПб, 1909

В 1910 году открыто городское училище в Верх-Нейвинске, 2-классное муж. училище преобразовано было в начальное.
В 1914 году учителя получали жалованье через Екатеринбургскую земскую Управу. Заработная плата формировалась из двух источников: от земства — от 5 до 14 рублей и от министерства 30 рублей в месяц, помощницы получали жалованье от министерства 30 рублей. Помощников у учителя могло быть двое.    
Подводя итоги по грамотности, содержанию учебного процесса, обеспеченности учебными пособиями, можно сделать вывод, что наблюдался количественный рост учащихся детей школьного возраста во всех школах Екатеринбургского уезда. Уровень грамотности вырос в этот период. Фактически земство построило школьную сеть, в которой получало начальное образование сельское население, при всеобщей доступности образования. В предмете обеспеченности учебными и наглядными пособиями школ, наблюдалась нехватка пособий из-за больших финансовых расходов. Была успешно внедрена «Азбука комиссии учителей Ек. уезда», по которой учились в школах. В разработанной В.Е.Поповым «Программе для народных школ» четко определялись критерии оценки знаний учащихся на испытаниях для получения свидетельства об окончании начального народного училища. Подготовка педагогов к работе в начальных народных школах, подбор кадрового состава были предметом заботы земства.

Свидетельство об окончании Кукарской учительской семинарии Вятской губ. В.М.Поповым 1908 года

ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯВШИЕ НАДЗОР ЗА ШКОЛАМИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ НАРОДНЫХ ШКОЛ
В Законе от 1874 года «О начальных народных училищах» были прописаны лица, осуществлявшие надзор за школами. Заведывание начальными народными училищами было возложено на Уездный и Губернский училищный Советы, директора и инспектора народных училищ, Попечителей учебного округа, Министерство Народного просвещения. В статьях 21-26 были определены обязанности инспектора народных училищ. «Инспекторы народных училищ избирались из лиц, известных педагогической опытностью, и утверждались в должности Попечителем учебного округа». В 1878 году было дано разрешение г. министра народного просвещения на учреждение должности инспектора за счет средств земства в Екатеринбургском уезде. Инспектору было назначено жалованье в 2400 рублей. Инспекторами народных училищ в 1880—1910 годы работали статские советники А.Н.Рожков и В.Е.Попов.
В этом законе определялись обязанности Уездного училищного Совета: изыскание и обсуждение способов для открытия новых начальных народных училищ, их снабжение учебными пособиями и руководствами. Окончательное утверждение в должностях учителей и учительниц начальных народных училищ. Составление списков попечителей. Предоставление учителей к награде. Члены училищного совета составляли доклады о состоянии народных школ и своей деятельности в уезде. На жалованье 2 членам училищного совета выделялось 1200 рублей.
Деятельность попечителей народных школ регулировалась ст. 13-14 закона № 53574 от 25 мая 1874 года. В 1882 году на 13 очередном Ек. уезд. зем. собрании была принята Инструкция для попечителей школ, в которой прописывались обязанности попечителей: «Попечители посещают вверенные им школы и сообщают о недостатках училищному совету. Попечители входят в сношения с инспектором народных училищ и отвечают за порядок в учебном заведении. На попечителей возлагается надлежащий надзор за отоплением, освещением школьного здания, за содержанием его в чистоте, попечение о его ремонте на средства отпускаемые обществом или земством, о снабжении школы мебелью, классными принадлежностями и учебными пособиями, за которыми учитель обращается в земскую управу. Попечители наблюдали за исправным и усердным исполнением обязанностей преподавателей. Следили за своевременной выплатой жалованья преподавателям. Попечители должны быть при годичных испытаниях». Земское Собрание рекомендовало Управе и училищному Совету составлять, по получении общественных приговоров, список кандидатов, намеченных к избранию в попечители, и представлять его на рассмотрение Собрания. Лица, избираемые на должность попечителя, были хорошо известны «сельскому обществу», они сочувствовали делу народного образования. На эту должность избирали с их согласия сроком на 3 года. При этом должность попечителей исполнялась безвозмездно. Попечителями выступали, как правило, управители и смотрители заводов, чиновники, потомственные дворяне, священники, крестьяне, мещане.
Давайте посмотрим на людей, которые были попечителями в разные годы в училищах на заводах и в деревнях.
Попечителями в Верхне-Тагильской муж. и жен. школе (перешедших в земство в 1882 году, которые до этого существовали за счет завода) были А.Г.Роджер (1885-1888), Л.М.Свечина (1888-1890), Г.А.Марков (1893-1897), П.Е.Тегенцев (1897-1900), А.Е.Трубин (1900-1906), учитель Верхний Тагил школы М.Е.Ломаков (1906-1908), М.В.Ломаков (1909 — 1911). В 1895 году была объявлена благодарность Ек. уездным земским Собранием попечителю В.-Тагильского училища Г.А.Маркову за заботливое отношение к удовлетворению всех училищных нужд.
В Верх-Нейвинской школе попечителями были в этот период времени: с 1872-1885 годы управляющий Верх-Нейвинским заводом А.И.Роджер. В 1885-86 годах смотритель Нейво-Руд. завода В.А.Дудин. В 1886-1897 годы М.И.Дудина. Училищный совет Ек. уезда выразил благодарность А.И.Роджеру и М.И.Дудиной за усердие в деле народного образования.

Мария Ивановна Дудина


Управляющий заводами Г.А.Марков (1893-1907) был попечителем в разные годы в В.-Тагильской, В.-Нейвинской, Таватуйской, Тарасковской школах. 12 октября 1900 года Г.А.Марков был избран гласным в Губернское земское Собрание. В 1895,1905 годах ему Екатеринбургское земское собрание выразило благодарность за труды по народному образованию. В «Журнале земского Собрания Екатеринбургского Уезда за 1906 год» читаем: «При постоянной заботливости обо всех нуждах училища Гавриил Александрович затрачивает на эти нужды и собственные средства. Так он ежегодно платит одному из помощников учителя за обучение пению в обоих училищах — 60 рублей. За свои труды по народному образованию он ныне Всемилостивейше награжден орденом святого Станислава 2 степени».

Гавриил Александрович Марков


В 1909-1911 годы попечителем был управляющий В.-Нейвинским заводом А.А.Шалабанов.
В 1903-1907 годах в В.-Нейвинской женской школе попечительницей была Н.В.Маркова. Она вела уроки рукоделия в В.-Нейвинском женском училище. Вознаграждения за уроки не получала. В 1905 году земское собрание выразило ей благодарность за труды по народному образованию. В 1909—1911 годы попечительницей была Е.А.Шалабанова.

Надежда Владимировна Маркова (ур. Дудина)


В Нейво-Рудянской мужской и женской школе в 1885-1888 годы попечителем был Полозников, 1888- 1890 - В.С.Новиков, 1890-1894 — А.Ф.Бобылев, 1894-1897 -П.И.Иванов, 1903 — 1906 — Н.О.Иванова. Н.О.Иванова вела рукоделие в Нейво-Рудянск. женском училище. В 1905 году земское собрание выразило ей благодарность за труды по народному образованию. В 1906-1908- В.А.Сырейщиков, 1909—1911 годы — П.В.Баутин.
В Тарасковской школе попечителями были в разные годы: 1885-1888 - К.И.Иванов, 1888-1890 -свящ. о. Д.Пономарев, 1894-1897 - В.С.Щекалев, 1900-1906 — Н.Н.Бакулин, 1906-1907 — управляющий В.-Нейвинским заводом Г.А.Марков, 1909-1911 — А.А.Шалабанов.

Павел Иванович Иванов


В Таватуйской школе попечителями были в разные годы: 1900-1903 - земский начальник 13 участка В.В.Троцкий, 1903-1906 - Г.А.Марков, 1906-1908 - Д.И.Яковлев, 1909- 1911 - Я.Г.Яковлев.
В Мурзинской школе (на Исети) попечителями в разные годы были: 1906-1908 - И.К.Голубев, 1909-1911 - Н.К.Яковлев.

УЧИТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ
В ст. 18 Закона 1874 года указывались лица, которые допускались к исправлению учительских обязанностей. С 1873 по 1908 годы в Екатеринбургском земстве были выработаны локальные акты, которые устанавливали сроки выслуги, жалованья, прибавки, образовательный ценз учителей. В 1885 году Земская управа в докладе «О пенсиях для учителей народных школ» пришла к заключению, что срок службы для учителей на пенсию следует признать 25 лет. Были установлены правила, по которым «в учителя и учительницы народных школ Екатеринбургского земства принимаются преимущественно лица, окончившие курс в средних учебных заведениях, и только за неимением таковых определяются и лица с аттестатами народных учителей. Всем кандидатам на учительские должности ведется список в 2-х экземплярах: в управе и у инспектора. Вакантные учительские должности замещаются по взаимному соглашению управы с инспектором. Желающие занять учительские должности должны предварительно прослужить помощниками или помощницами учителя в течение 3 лет. Срок этот может быть и уменьшен по усмотрению инспектора или членов училищного совета от земства, для лиц, могущих по своим способностям и познаниям быть самостоятельными учителями. Помощники, оказавшие успехи в преподавании, назначаются на учительские вакансии с увеличением оклада жалованья. Все перемещения учителей из одной школы в другую осуществлялись до начала учебного года (до 1 сентября). Жалованье учителям и учительницам рассчитывается в следующем порядке: в первый год служения получают 240 рублей, во 2 и 3 годы - по 300 рублей, в 4 и 5 - по 360 рублей. По окончании первого пятилетия делается прибавка согласно постановлению Земского собрания 50 рублей и в течение 2 пятилетия учителя и учительницы получают по 410 рублей. После 10 летней службы делается прибавка 50 рублей, и учителя получают по 460 рублей. После 15 лет службы учителя получают 510 рублей, которые получают до конца службы. И по окончании 5 пятилетия (25 лет) получают право на пенсию. Право на пенсию одинаково принадлежит как учителям, так и учительницам. Законоучителя, помощники и помощницы учителей право на пенсию также имеют, но в меньшем размере, чем учителя. Пенсии выдаются в размере 240 рублей в год учителям, 120 рублей помощникам и 36 рублей законоучителям. Пенсия выдается пожизненно и не передается наследникам».
В 1910 году были увеличены годовые оклады жалованья тем преподавателям, которые выслужили уже существовавшие прибавки: прослужившим 10 лет 480 рублей жалованья, 15 ~ 540 рублей, 25 лет - 590 рублей.
В 1906 году была понижена норма на 1 учителя с 50 до 30 учащихся в тех школах, где со всеми тремя отделениями (классами) занималась одна учительница.
По сословному происхождению в составе учительниц преобладали лица духовного происхождения, дочери чиновников, почетных граждан, крестьян, мещан.
Учительницы получали образование в Екатеринбургской женской гимназии (после окончания 8 класса), Епархиальном женском училище, Духовной семинарии, Казанской учительской семинарии, имеющие домашнее образование, из низших учебных заведений со званием сельской учительницы. Помощницы при учителях были с 7 классами женской гимназии. У всех было русское подданство.
В 1902 году состоялось определение Св. Синода, в силу которого «Преподавателями Закона Божьего могут быть только священники или лица, окончившие курс богословия».

Преподаватели и законоучителя, инспектируемые из Епархиального училищного совета. Верх-Нейвинский завод, 1913 год. На фотографии слева направо сидят: 3) Евгения Всеволодовна Вишневская, 5) Юлия Николаевна Прохорова, 7) священник Иоанн Алексеевич Рубан.
Стоит крайний слева: священник Андрей Карпович Авдеев. Фото сделано на фоне старой школы.


Назовем преподавателей, внесших вклад в развитие начального народного образования на заводах В.-Тагильского,В.-Нейвинского, Н.-Рудянского и в селах Тарасково, Таватуе, в д. Мурзинке (на Исети), Пальникова в 80 годы XIX века и по десятые годы XX века.
В Верхне-Тагильском мужском училище преподавали учитель Ломаков, учительница А.Д.Тунева, учитель М.И.Попов, А.А.Моршенина. Помощницами работали Т.Е.Задорина, А.Н.Кибардина, 3.И.Ожегова, А.В.Некрасова. Законоучителями были о. Пальмов, о. Пономарев.

Надежда Всеволодовна Лапотышкина (ур. Вишневская).


В 1895 году А.Д.Тунева была представлена к благодарности Екатеринбургским земским собранием за труды по народному образованию.
В Верхне-Тагильской женском училище преподавали учителя А.Л.Полежаева (ур. Питателева), А.Л.Васильева, Е.П.Полякова. Помощницами работали Е.П.Трусова, Ф.И.Кондратьева, З.Н.Лапотышкина, А.К.Ключарева.
В Верх-Нейвинском мужском училище преподавали учительницы Чакрыгина, А.П.Чеснокова (стаж с 1877), учителя М.И.Глинский, А.А.Попков, учительница В.А.Бушуева.
При этом А.П.Чеснокова, М.И.Глинский. были представлены к благодарности Екатеринбургским земским собранием за труды по народному образованию в разные годы.
В 1900-1915 годы помощницами работали А.Е.Лапотышкина, А.В.Мухина, В.В.Катайский, А.Н. Лопков, А.И.Сафонов, М.М.Обухова, Е.С.Чазова (ур. Сивкова), О.С.Шерлаимова (ур. Берсенева), К.К.Шелегова.

Супружеская пара учителей Чазовых. Елена Сергеевна и Михаил Дмитриевич. 1909 год.

В 80-е годы законоучителям был священник о. Пономарев. Ему была выражена Ек. земским Собранием благодарность за труды по народному образованию. В 1898, 1905, 1915 гг. законоучителями в мужском и женском училищах В.-Нейвинска были священники о. А.Миртов, о. А.Пономарев, о. И.Рубан.

Священник Иоанн Алексеевич Рубан


В Верх-Нейвинском женском училище преподавали учительница А.С.Кубина, помощницы Е.А.Маркова, К.В.Горных, Ю.Н.Прохорова (ур. Васнецова), О. Д.Воробьева, А.А.Матвеева.
Учительница А.С.Кубина и К.В.Горных были представлены к благодарности Ек. земским Собранием за труды по народному образованию в разные годы. Учителя проживали при Верх-Нейвинском заводе.
В Нейво-Рудянском заводе в мужском училище преподавала Е.Ф.Новгородцева (в 1897 году была  представлена к благодарности Ек. земского собрания, в 1906 году была вознаграждена за отличное ведение школьного дела в продолжение 25 лет 50 рублями. В 1910 году ушла из преподавательской деятельности по болезни). Учителями были Имшенецкая, Д.Н.Дягилев, А.Н.Третьякова. Помощниками работали В. А.Вшивцев, Е.М.Колосова, Л.В.Белова (ур. Топоркова), З.Я.Рачева. Законоучителями были священники о. Г.Сель менский, о. Троицкий.
В Нейво-Рудянском женском училище преподавали учительницы Ю.В.Виноградова, Ю.В.Бабкина, Ильиных, Л.И.Ожегова. В 1904 году Ю.В.Ильиных была выражена благодарность Екатеринбургском земском Собранием за труды в народном образовании. Помощницами работали О.И.Фирюкова (О.И.Неугодникова), З.Д.Сабанеева, Л.В.Бояринцева (ур. Кукшина), М.А.Смолина, Е.И.Молодцова. Учителя проживали в Нейво-Рудянском заводе.
В Тарасковском земском народном училище преподавали учительница Ф.Е.Богомолова, с 3 сентября 1898 года по 1915 годы Е.С.Курамжина, с домашним образованием и педагогическими курсами, которые закончила в 1900 году в Екатеринбурге. Помощницей в 1915 году была Н.В.Вишневская, из духовного сословия с епархиальным женским училищем. Законоучителями были священники о. А.Миртов, о. Огибенин, о. И.Рубан.
В Таватуйском земском училище преподавали учительницы М.В.Наумова, З.Е.Галкина (ур. Боголепова). Помощницей работала Н.Н.Колосова (ур. Ковалева) — представлена к благодарности Ек. земск. собранием за труды по народному образованию. Законоучителем была сама учительница в с. Таватуй.
В Мурзинском земском училище (на Исети) преподавали учительница П.Я.Артемова (ур. Геликонова). Была законоучителем в школе.
В Пальниковском земском училище преподавали учителя В.Н.Мазеин, Д.А.Крутиховский. Помощницами работали Кичигина, Н.А.Симонова.

Документ «О награждении Г.А.Маркова орденом св. Станислава 2 степени»



Учебное пособие «Иоанна Златоустаго беседы на Евангелиста Матфея. Часть 3» Москва, 1899 год

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ
Были введены правила о педагогических курсах, утвержденные министром просвещения 5 августа 1875 года. Цель курсов - обучить малоподготовленных и неопытных преподавателей и дать им существенно необходимые сведения по преподаванию и воспитанию в школе.
С 1878 по 1911 годы организовывались педагогические курсы в Екатеринбурге. В 1878 году с 15 июля по 15 августа в Екатеринбурге были открыты педагогические курсы в помещении Земской Управы, председателем был Шишонко, руководителем — Павлов, учитель Екат. жен. гимназии.
В 1883 году — с 15 июля по 13 августа. На курсах было 112 человек. Руководителем был учитель Ек. женской гимназии А.П.Павлов, который совместно с инспектором составил программу занятий. Преподавались арифметика, развитие в учениках грамматической правильности письма, изучение учебных пособий. Была создана комиссия для составления Азбуки и задачника для народных школ. «Азбуку комиссии учителей», изданную в 1884 году, неоднократно переиздавали, по ней занимались в школах Екатеринбургского уезда.
На курсах преподаватели пожелали иметь наглядные пособия, при каждой школе иметь библиотеку для учителя; устроить ссудо-сберегательную кассу для учителей. Все это Управа нашла невозможным из-за больших затрат.
18 июня 1900 года в актовом зале Ек. уезд. жен. гимназии были открыты педагогические курсы, на которых присутствовало 167 слушате
лей. Руководил инспектор В.Е.Попов, ему помогали Шагин, Младов, Русских. Изложения и беседы о преподавании в школе касались всех предметов обучения, а также и школьного воспитания.
Поскольку среди учащихся были старообрядцы, на курсах давалось разъяснение по преподаванию Закона Божьего: «Детям раскольников предоставлено право совсем не слушать Закона Божия, а потому обязывать их к выполнению со всеми общей молитвы, к употреблению крестного знамения и читать молитвы по православному не следует, но следует останавливаться подробнее на тех пунктах православного учения и обряда, в отношении которых раскольники заблуждаются... Когда дети раскольников слушают Закон Божий, им не воспрещается употребление двуперстия, которому они научены дома, но чтение молитв в школе требуется по православному тексту».
В «Журнале» опубликованы списки учителей и учительниц, помощников, помощниц, бывших слушателями и слушательницами Временных педагогических курсов, организованных в г. Екатеринбурге в 1900 году: Ю.В.Ильиных (Н.-Рудянское жен. уч.), Е.С.Курамжина (Тарасковское), М.В.Наумова    (Таватуйское), А.А.Моршенина, А.Л.Полежаева (В.- Тагильское), Ф.И.Кондратьева (В.-Тагил. жен. уч). Помощницы А.Е.Лапотышкина (В.-Нейвинское), А.В.Мухина (В.-Нейвинское), О.И.Неугодникова (Н.-Рудянское жен.), Л.И.Ожегова (Н.-Рудянское мужское), Е.А.Маркова (В.-Нейвинское).
В 1913 году состоялся первый Всероссийский Съезд учителей по вопросам народного образования. Программа этого съезда состояла из трех отделов: организация начальной школы, методы преподавания и учебно-воспитательный строй школы и подготовка народных учителей.
«Екат. зем. Управа считала возможным ассигновать на указанный предмет до 300 рублей и, докладывая об изложенном, покорнейше просила земское Собрание... ассигновать просимую сумму». Управа определила высший размер пособия в 30 рублей на каждого участника Съезда. Таким образом, количество преподавателей, которым следовало бы выдать пособие для поездки на Съезд, должно быть 10-12 человек. На съезде учителя обменивались педагогическим опытом.
Историю творят личности. Сохранились имена людей, которые внесли вклад в дело становления народного образования. Особенно значимых попечителей и учителей отмечали благодарностью и материальными вознаграждениями в Екатеринбургском уездном земском Собрании. В профессию преподавания шли люди по призванию и оставались работать самые лучшие. За время существования земства была подготовлена школьная сеть для введения всеобщего обучения в сельской местности, в которой обучалось крестьянское население. Дух времени требовал образованных людей, поэтому мысль о всеобщем обучении нашла свое воплощение в жизни.

Журналы Екатеринбургского уездного земского Собрания

Источники:
1.    ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Ф. 18. On. 1. Д. 117, 123, 164, 340, 392.
2.    «Полное Собрания Законов Российской империи» за 1874, 1908 годы.
3.    «Журнал Екатеринбургского уездного земского Собрания за 1874-1914 годы».
4.  Шишонко В.Н. «Описание начальных народных училищ в уездах Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском Екатеринбургского района Пермской губернии», Екатеринбург,1878.
5.    Шишонко В.Н. «Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии, с указанием времени открытия учебных заведений, с приложением карты. Составил инспектор народных училищ Екатеринбургского района В.Шишонко». Екатеринбург, 1879.
6.    Фотографии из архива Марковых и из фондов Нейво-Рудянского школьного музея.

Автор - Юлия Щекалева
г. Екатеринбург. Окончила исторический факультет УрГУ в 2000 году. Родовед-генеалог. Член УИРО. Род по отцу из села Тарасково Свердловской области

Материал опубликован в журнале "Веси" №1, 2016. Публикуется без изменений.

образование, школа, земство, история образования, горнозаводский, урал, история, училище


Похожие публикации


Наверх