Алтай. Сплав по реке Чарыш

Добавлено: 8-08-2023, 11:54
620

АВТОР - Элла Подгорнова

Данная публикация, конечно, не совсем подходит под формат нашего сайта, ведь здесь мы пишем о Новоуральске и Урале. Но поделиться  впечатлениями от поездки на Алтай и сплава по реке Чарыш очень хочется.

Чарыш - левый приток Оби, берет начало на склонах Коргонского хребта. Сначала у нее довольно бурное течение с поворотами, валунами, торчащими из воды, скальными берегами, а затем она становится все тише и спокойнее, берега становятся все положе, а вода все грязнее. Многие интернет-источники говорят, что уровень сложности прохождения маршрута по Чарышу - двойка. Наверно, именно поэтому мы на всем нашем пути и не увидели больше ни одного катамарана. Новичкам такой маршрут еще сложен, а для матёрых сплавщиков - не интересен. Коммерческие сплавы предлагаются здесь в большом количестве, но, по-видимому, для семей с детьми (как любят сплавляться туристы) маршрут все же сложен и не очень приятен. Были моменты, что пару раз мы чуть не вылетали с катамарана.

В целом это было потрясающе!

Веселая и дружная компания, с которой я сплавляюсь уже второй раз, тоже далеко не уральская - Нижний Новгород и Городец. Организатором похода является Олег Ларионов - мой родственник, живущий в Городце. В прошлом году мы почти этим же составом сплавлялись по Чусовой. Ребята через пол-России везут катамараны, вёсла, палатки для того, чтобы увидеть красоту природы разных уголков России. Кстати, когда местные спрашивали нас, откуда мы, мой писк "Я с Урала" терялся в громогласном "Мы из Нижнего!".

Для сплава была выбрана река Чарыш, протекающая как в республике Алтай, так и по территории Алтайского края. Кстати, Алтайский край и республика Алтай - это два разных субъекта России. Республику Алтай населяет много алтайцев - представителей тюркского коренного народа Алтая. Немного их колорита мы успели углядеть.

К нижегородцам в поезд, где для меня была уже заботливо подготовлена полочка, я подсела 10 июля почти ночью. До Бийска от Екатеринбурга ехать почти полтора дня. Дальше - шесть часов на микроавтобусе до небольшого села Усть-Кумир. В Топольном подобрали Юрия Ларионова -  брата Олега, а вместе с ним мешок картошки, замороженного мяса и вкуснейших местных чебуреков.

Разница между двумя субъектами как раз на этой дороге и видна. В Алтайском крае обычные русские дома, многие из которых построены на современный лад (не дворцы, конечно, но вполне приличны), а вот в республике во дворе практически каждого дома стоит аил - отдельное конусообразное помещение - юрта. Но если в прошлые века аилы были основным и единственным жилищем, то сейчас их делают второстепенными (что-то вроде летнего дома или даже места для сбора семьи). Раньше алтайцы строили их из лесных материалов: жердей, коры лиственницы, сейчас же многие аилы покрыты сайдингом.

Первые впечатления от Алтая. Фото из автобуса

Я еще и не подозреваю, что такие виды теперь будут повсюду

Слева дом с полукруглой крышей - это и есть аил

Алтайские сёла

Ехали до места очень долго - около шести часов. По пути заехали в Денисову пещеру - местный археологический памятник. Сама пещера не глубокая, но известно, что именно здесь были впервые найдены ископаемые останки вымершего подвида людей - денисовцев. Раскопки здесь производятся до сих пор. Когда мы приехали, одна часть пещеры была закрыта для посещений, а табличка гласила, что ведутся работы. В пещере выявлены больше двадцати культурных слоев различных эпох, собрано более 80 тысяч экспонатов, в том числе и костей первобытных животных. От пещеры вниз, на другой берег реки, тянется железный трос, по которому спускают ёмкости с раскопок.

На первый взгляд, в пещере ничего особенного нет, но шуму наделала много

Ведутся археологические работы

Один раз остановились в поле Алтая, чтобы сфотографироваться. Мимо проезжал местный житель, остановился и сказал: "Пожалуйста, не оставляйте мусор". Вот так любят свой край алтайцы.

К вечеру наша команда прибыла в село Усть-Кумир и встала на ночевку на берегу реки Кумир (впадает в Чарыш). Это горная река с довольно сильным течением. Вода в ней ледяная и очень чистая, прямо прозрачная. Можно было набрать кружкой воду и пить ее. Шум от реки стоит невероятный! Сначала даже казалось, что не уснем, но потом быстро привыкли. Кстати, вода шумела у нас на всех стоянках.

Маршрут наш был рассчитан на пять дней: потихоньку мы собирались пройти больше 80 километров (по карте я насчитала все 90). Наверно, по тихой и спокойной Чусовой так бы и получилось. Но здесь мы преодолели весь маршрут меньше чем за три дня - настолько сильное течение. Но об этом чуть позднее.

Наша первая стоянка

Фото Ольги Калминой

Река Кумир. Сразу за мостом она впадает в Чарыш. В этом мсте мы стартовали. Мост ведев в село Усть-Кумир. Местные жители - чудо. Наши ребята бегали в магазин за газовыми баллончиками. В местном магазинчике (где, кстати, продается всё!) не работал терминал, а у ребят не было ни налички, ни телефона, чтобы перевести деньги. Так продавец сказала: "Вот вам номер моего телефона, дойдете до лагеря и переведёте".

День первый

После ночевки у села Усть-Кумир на берегу реки Кумир мы должны были полдня осматривать местность, а затем уже отправиться по реке. Но решили остаться на этом чудесном месте на целый день и еще раз переночевать.. Разделились на две группы: одна до обеда гуляла по округе, другая - после обеда. Получился своеобразный радиальный выход. Нашей целью было достигнуть достопримечательность под названием Девичьи плёсы. Это большой плёс на реке Кумир, у которого даже есть легенда. Шли мы вдоль реки по довольно неплохой дороге, где то и дело нас обгоняли машины. Периодически, где есть выходы к воде, сворачивали на них, и каждый раз река удивляла нас все новыми образами.

Первое, на что обращаешь внимание на Алтае - это запах трав. Он практически везде и он разный. К шуму воды мои уши привыкли почти сразу, и я уже не обращала внимание на этот внешний раздражитель. А вот запах ощущался все время. И в зависимости от того, каких трав больше, запах менялся. Мне как заправской травнице хотелось их собирать и везти домой. Я буквально наслаждалась запахами!

Вот только пара представителей местной флоры

Вторая особенность Алтая - это горы. Они везде, они окружают со всех сторон. И если даже взбираешься на вершину одной из них, дальше вдалеке снова бесконечная цепь гор. Но они здесь другие, совсем не похожие на Уральские. На фотографиях это видно хорошо. Мы прошли всего около шести километров, при этом перевалили пять горок: вверх-вниз, вверх-вниз.

А вот достигли ли мы конечной цели - Девичьих плёсов - не совсем понятно. Дело в том, что плёсов на Кумире довольно много. Сначала порог с бурлящей водой, затем - спокойная вода (это место и называют плёсом). Скорей всего, настоящие Девичьи плёсы были еще дальше. Пороги на Кумире мощные, сплавщики-стажеры говорят, что третьей-четвертой категории сложности, но есть и пятерки. Ниже таких порогов на плёсах организаторы соревнований обычно натягивали верёвки, чтобы те, кто вылетал с плавсредств, могли ухватиться за них.

А еще вода здесь прозрачная: на дне виден каждый камушек. И настолько ледяная, что не только заходить в нее холодно, но даже рука сразу мёрзнет. Прошли мы вдоль берега около шести километров, встретили небольшой водопад, огромные валуны (и в воде, и на суше), несколько ручьев со звенящей водой. Места здесь популярные - отдыхающих было немало.

Небольшой водопад на Кумире

Один из плёсов (возможно, и есть тот самый)

Фото не передает всей красоты реки. Это довольно опасный порог

Настоящая горная река

А здесь эта же река на видео:

Интересные разноцветные камни

Такое интересное существо повстречалось у нас на пути

Один из ручьев. Там такх много. Вода кристально чистая

Дерево, пальцем показывающее направление

Вернулись в лагерь, где ребята уже собрали катамараны и приготовили обед. Вторая группа ушла по нашим следам, а мы остались готовить ужин.

Во время похода мы заметили некую странность: в округе все березы стояли почти без листьев. Сначала думали, что на Алтае были поздние весна и лето. А потом... на нас сверу начали падать гусеницы. И когда мы присмотрелись внимательнее, то увидели просто миллионы гусениц. В основном, они были на березах и лиственницах. Они беспощадно поедали листья и хвоинки, оставляя деревья голыми. Из-за этого леса в округе выглядят как поздней весной, когда листья еще не распустились. Оказывается, на Алтае уже второй год происходит нашествие гусениц непарного и сибирского шелкопряда, которые уничтожают все леса. Это настоящее бедствие! Гусеницы везеде: они ползут по стволам, по дорогам, они в траве, на цветах. Причем листья съедают не полностью, а потому вся земля усыпана листьями березы. На двух наших стоянках гусеницы атаковали и наш лагерь: ползали по палаткам, одежде, снаряжению. А их, извините, какахи все время падали на нас с деревьев. Поэтому начиная со второй стоянки мы стали натягивать тент над местом, где принимали пищу.

Я заглянула на сайты, оказывается, гусениц с прошлого года все больше, а Министерство природы с ними не борется, объясняя это тем, что деревья восстановятся сами. Но гусеницы осваивают все бОльшие территории и уходить с насиженного места, похоже , не собираются.

На примере этой березы хорошо виден масштаб действий гусениц. Дальше на фотогарфиях это будет видно даже на примере целых лесов

Вот они - вредители

Деревья как будто в начале мая, когда листья еще не распустились. На самом деле они поедены гусеницами

Такие деревья повсюду

День второй

Утром собрались и встали на воду. Очень сказывалась разница во времени. С Уралом разница в два часа (плюсом), а с Нижним - аж 4 часа. Дома в это время еще сладко спим, а здесь уже плыли. Первый день сплава запомнился неплохими такими порогами, перекатами и окатывающей сверху водой. Вспомнилась тогда спокойная наша Чусовая, где просто сидишь и гребешь потихоньку. Здесь нужен глаз да глаз: камни, пороги, потом пошли прибрежные скалы. Но это было здорово! К перекатам и валунам приспособились быстро, капитан только успевал отдавать команды. На плёсах отдыхали. Перекатов очень много: метров 200-500 плывем спокойно, затем 100-200 метров по перекату. Скорость течения довольно приличная, поэтому гребли только когда требовалось. И даже успевали любоваться окружающей местностью. Горы, горы, горы... Населенных пунктов проплыли не очень много (Усть-Кумир, Владимировка, Сентелек, Красный Партизан), зато встретили много построек, которые мы назвали усадьбами. На берегу (чаще всего пологом, с выходом к воде) вдруг вырастают постройки: дом, баня, сарай, загон для лошадей или коров). О том, что такая постройка есть, но не в зоне видимости, часто можно было понять по пасущимся лошадям или коровам. На Алтае это самый распространенный вид частной деятельности. Самое главное - скот питается эколгически чистым подножным кормом.

Солнце палило нещадно, и даже когда сверху окатывало водой (а пару раз нас окатило с головой), то высыхали и согревались мы довольно быстро. Так и плыли: холод-жар. Думаю, что опытные туристы-водники  проходят эту двоечку на раз-два, но я, ходившая по нашим вполне спокойным уральским рекам, получила массу удовольствия и адреналина от перекатов.

Виды вокруг удивительные: справа - длинная многокилометровая скала, слева - поля и горы вдалеке.

В этот день по рсстоянию мы перевыполнили план почти вдвое, а потому решили встать на еще одну дневку, которая была у нас довольно интересной. Место для следующей дневки выбирали тщательно. Сначал нашли прекрасное место за селом Коргон: большая поляна для палаток, сколоченный стол, отличный выход к воде, а недалеко стоял вполне приличный туалет. Но нам объяснили, что это место для себя явно готовили местные (возможно, рыбаки), а потому могут прийти в любой момент. С местным населением (алтайцами) мы решили не связываться. Пообедали здесь и поплыли дальше искать себе пристанище.

Нашли чуть дальше. Большая поляна около воды. Думали, что уж тут-то мы точно будем одни, но вдалеке виднелись какие-то постройки. Юрий сходил, посмотрел и вынес вердикт: место заброшенное, а потому встаем здесь. Мы думали, что будем одни. Но кое-кто нас все-таки посетил...

Виды вокруг - потрясающие!

Пасущиеся коровы и лошади - явление привычное на Алтае

Здесь вода довольно спокойная. Но уже за поворотом нас ждал очередной перекат

Каменные бегемоты

День третий

Юрий (напомню, что он живет в Алтайском крае) несколько раз сказал нам: "Фартовые вы. Чтобы стояла такая жара, да еще ночью было тепло... Мы обычно к вечеру куртки достаём". Будем считать, что мы и правда фартовые. Холодновато было только в первую ночь, холодом тянуло, скорей всего, от воды.

Чарыш в этих местах похож на нашу Чусовую - те же скалы, тянущиеся вдоль берегов, каменистое дно, сосны и пихты. Но все равно Алтай. Отходишь метров сто от реки - огромные поля, лесистые и безлесые горы.

Здесь мы уже смело искупались. Вода холодная, но не ледяная.

Узнав от Юрия, что домик в далеке заброшенный, мы решили исследовать его. Выше я уже писала, что таких вот усадеб на берегу рек на Алтае довольно много. Место что-то вроде заимки, где рыбаки или охотники могут переночевать или даже временно пожить. Но здесь такие заимки особенные. На большом поле стояли постройки: довольно просторный дом (чуть-чуть не достороенный), баня, сарай, большое деревянное строение, по-видимому, для скота. Рядом - загон, окруженный изгородью. На большом поле пасся скот, судя по найденому рогу, коровы.

В доме была только одна закрытая дверь - в комнату с печкой. Тут же сени, где осталось много вещей: инструменты, кухонная утварь, приспособления для рыбалки и выпаса коров. Видно, что сруб довольно свежий, даже не много не достроенный, окна стоят пластиковые. В бане стоят тазы, висят полотенца на веревке. Такое впечатление, что хозяева ушли и по какой-то причине не вернулись, хотя и не собирались бросать дом.

В одном из углов мы обнаружили кучу пустой тары из-под выпивки, пакетов из-под еды. На упаковках нашли дату изготовления и поняли, что в 2022 году хозяева еще были здесь.

Что самое интересное, - вокруг дома и на поле росла конопля. Не в этом ли кроется причина исчезнования хозяев?

Недостороенный дом

Баня

Конопля же!

Коноплю издавна использовали для изготовления одежды, обуви, веревок, из нее делали масло, употребляли в пищу семена. А потом что-то пошло не так...

Внутри дома

Ели и пили здесь явно много и часто

Пока мы бродили по дому, услышали подозрительные тихие звуки, похожие на кошачье мяуканье. И точно -  к нам вышла небольшая кошечкам - худющая и всклокоченная. Откуда она там взялась? Сколько там уже находится? Вопросов много. Кошка оказалась диковатой, не захотела подходить к нам, хотя все время находилась рядом. Мы сбегали в лагерь, взяли остатки каши с завтрака и принесли кошке. Она набросилась на кашу и съела ее в один присест. Если она живет тут довольно долго, то явно чем-то питается - мышей здесь немало. Но все равно голодная. Мы решили перед отъездом еще раз прийти сюда и оставить кошке еду.

Единственный местный житель

Вечером все вместе покорили одну из гор, самую ближнюю к нашей стоянке. С виду - гора как гора: вот подъем, вот виднеется вершина. Но на деле оказалось не так все просто. Во-первых высота горы обманчива - к вершине, на первый взгляд, невысокой горы, мы ползли довольно долго и, как мне показалось, так и не дошли. Во-вторых, то, что снизу кажется высокой травой, на деле оказывается довольно колючим кустарником, сквозь который прорваться почти невозможно (приходилось искать обход и удлинять таким образом путь). В-третьих, протоптанных троп на горах нет, мы - первопроходцы. Точнее, зачатки троп увидеть можно, но по ним, как оказалось, ходят горные козлы. И иногда местные жители, но на конях. Пешком тут нормальные люди не ходят. В-четвертых, вверху встречаются небольшие, но сильно непреодолимые скалы, часто заваленные деревьями. Но тем прекраснее было оказаться на вершине горы! И везде - травы, даже на камнях!

Вот на эту гору мы взбирались. И это только на первый взгляд кажется, что подъем будет простым...

Сверху виды просто потрясающие! Вдалеке - бесчисленное количество гор, внизу змеёй извивается Чарыш, вокруг него - луга. Заброшенный дом сверху казался крошечным, а нашу базу мы даже рассмотреть не смогли.

Назад спускаться трудее: ноги скользят, кустарники царапаются. Кажется, что вот уже пришли, но нет, еще идти и идти. Хорошо, что в лагере уже были приготовлены ужин и походная баня, где мы смыли с себя всю усталость.

Много фото, потому что хочется поделиться всем, что увидела сама. Но, конечно, фотографии не передают красоту.

Далеко внизу остался домик, в котром мы недавно побывали

Скальные выходы наверху

Река Чарыш, убегающая вдаль

Белые полосы на вершинах гор - это снег

К вечеру погода немного испортилась, подул ветер, который мешал спать ночью. Казалось, что палатку вот-вот унесет вместе с её содержимым. Ветер здесь необычный - дует даже со стороны леса. Потом мы узнали, что на Алтае был сильный ветер, который в некоторых населенных пунктах повредил дома и выкорчевал деревья. До нас, к счастью, донеслись только его отголоски.

Всегда, когда приезжаю в новые места, интересуюсь местными топонимами: названиями гор, рек и речушек. Думаю, что и на Алтае каждая гора имеет название, но, к сожалению, спросить было не у кого, поэтому все горы для нас остались безымянными. Посмотрела по карте. Горы имеют названия, если они выше 700 метров над ур. моря. В основном, высота больше 1 000 метров.

В этот же день поздно вечером мы сидели у костра, слушали песни под гитару, которые великолепно поет Сан Саныч, и тут на поляну заходит Олег и говорит: "Я там в лесу сначала увидел два светящихся глаза. Глаза исчезли, а потом снова появились с "мяу". Надо же, кошка пришла к нам в лагерь. Для этого ей пришлось перейти два ручья, которые мы-то еле преодолели по камням. Попытка покормить увенчалась только с третьего раза, потому что кошка бегала от нас. Но целую миску макарон по-флотки она срубила за минуту, после чего снова исчезла в темноте. Утром, уезжая, мы оставили ей еще еды.

Кашлеты - котлеты из остатков каши

Чей-то череп лежал на месте нашего лагеря

Рог был найден в поле. Они хорошо подошли друг другу

Уже традицией стало варить шаманские чаи. Происходит это так:

День четвертый

Утром встали и после завтрака собрали вещи и отправились в путь. Этот сплавный день был самым интересным. Правда, погода немного подкачала. На небе образовались облака, дул ветер, поэтому мы оделись теплее. Но днем погода снова порадовала солнцем и теплом.

Плыли мы вдоль скалистых берегов. Некоторые скалы один-в-один похожи на бойцы Чусовой: и по длине, и по высоте, и даже по внешнему виду. Но воды здесь раза в три больше, да и течение сильное. Поэтому иногда чувствовали себя сплавщиками на Чусовой XIX века, которые имели навыки вписаться в каждый поворот и не врезаться в скалу. Таких эпизодов было несколько и у нас. Иногда даже страшно было, ведь буквально в нескольких сантиметрах мелькала скала или подводный валун. Одно неверное движение - и мы все оказались бы в воде.

Скалы очень похожи на бойцы на Чусовой

Домики на берегу

А вот еще один на скале

На ночевку встали там, где показалось удобным. Правда, были мы там явно первыми, поэтому пришлось уминать траву и с нуля обустраивать лагерь. У Ольги полностью промокли вещи, хотя и были в гидромешке. Это о том, насколько большим количеством воды заливались катамараны сверху. Как бы мы ни прятали вещи под пленки или в гидромешки, вода всегда найдет себе щель.

Первое, что увидели в лагере - это змею. Выползла поглазеть на тех, кто посмел нарушить ее покой. Змей больше не было, но под ноги мы смотрели внимательнее.

Плыли мы в выходной, а потому на берегу кое-где попадались отдыхающие (до этого нам встретился только один рыбак на лодке).

Место последнего лагеря

Готовимся к помледнему броску. Фото Ольги Калминой

Последний завтрак на природе. Фото Ольги Калминой

Вот честно, ничего не трогала, не переставляла, просто подошла и сфотографировала

День пятый

Этот сплавной день был последним, нашей целью был село Красный Партизан. Оно соединено с селом Чарышским, поэтому трудно понять, где заканчивается один населенный пункт и начинается другой. Поэтому на картах можно увидеть и то, и другое название.

Первая попытка пристать к берегу оказалась неудачной - мы залезли в ил, где засасывало сразу до середины бедра. Я чуть не оставила на дне обувь, когда тащили катамаран. В итоге приплыли на другое место, причалили к берегу, сварили обед, слупили его за милую душу. А так как находились уже на территории села, то, конечно же, местные смотрели на нас с большим удивлением. Проплыв еще метров пятьсот, наконец-то встали окночательно.

Я уж не буду описывать выгрузку вещей, сборку катамаранов. Кто плавал, тот знает, насколько муторная это работа. Одноврменно с этим мы перетаскавали вещи в гостевой дом, где для нас были приготовлены мягкие кровати (!), душ и баня (!), столы и стулья (!). Это чудестное место называтеся "Деревенская благодать". Вот прямо советую! Два домика в деревенском стиле, внутри которых все удобства, кровати, диваны, кухня с холодильником, микроволновкой, чайником. Во дворе банька, беседки. Все чисто, прибрано, уютно. Вечером хозяйка предложила нам банку парного молока.

Здесь мы пробыли до утра, прогулялись по селу. По-видимому, место это часто посещаемое туристами. На каждом углу предлагаются сплавы, катания на катере, лодках и другие развлечения, а также несколько гостевых домов. Места тут и правда очень красивые, сразу за домами села - цепь Алтайских гор.

Наконец-то люди!

Сплав позади. На террасе гостевого домика "Деревенская благодать". Фото Ольги Калминой

Милая обстановка внутри гостевого дома

Перед посадкой на автобус. Фото Ольги Калминой

День шестой

В общем, выспались, отдохнули, набрались сил. В 8 утра уже выезжали со столь гостеприимного места в сторону Барнаула. Обратно решили ехать не с Бийска, а с Барнаула. Снова пять часов дороги, обед в придорожном кафе, выгрузка на вокзале. И потом у нас осталось еще несколько часов на изучение города. Изначально мы хотели пойти в музей, но это оказалось довольно сложно. Был вторник, а потому у части музеев был выходной, часть принимала только по предварительной запись, часть вообще была закрыта по непонтяным причинам. Ребята поехали в музей камня, а мы пошли бродить по городу. Улицы, бульвары, памятники, здания. Интересный красивый город. Мне хотелось купить алтайский мёд (нам не удалось это сделать в Красном Партизане), что вполне получилось. Мы забрели на местный рынок, где предлагался не только мёд, но и много других вкусностей.

Дорога на Барнаул

И немного Барнаула:

Вокзал в Барнауле

Памятник "Переселенцам на Алтай от благодарных потомков"

Местный сталинский ампир

Музей Советского времени. Но он тоже был закрыт. Смогли через стекло посмотреть, что внутри

Вокзал в Омске необычайно красив

Дорога домой

Огромное спасибо всей команде! 15 человек как один слаженный организм, несмотря на то, что все очень разные. Сплав закончился, а впечатления от него останутся надолго.

Еще немного фото, которые не вошли в рассказ:

Обеды и перекусы устраивали где придется

Когда попа "Окатамаранивалась", приходилось выходить на берег для небольшой разминки

Монтаж видео - О. Ларионов

Алтайский край, Республика Алтай, Алтай, сплав, походы, реки, Чарыш, Кумир, горы