Конжак, или Туда и обратно

Добавлено: 20-07-2021, 13:50
2 841
На горе Конжаковский Камень я мечтала побывать уже давно. Знала, что там по-настоящему высокие вершины, почти непреодолимый курумник и, главное, потрясающие виды.
Удалось. Мечты сбываются.

Просто так на Конжак не попасть. Раньше можно было на машине доехать чуть ли не до подножия даже не горы, а вершины, а сейчас дорогу перекрыли, оставив ее только для рабочего транспорта. По этой причине подняться на гору можно только пешком (или весь путь, или чуть больше половины пути). А это 21 километр! И еще столько же обратно. Зато когда попадаешь на вершину, то забываешь и о пройденных километрах, и о стоптанных ногах и об укусах тысяч комаров. Что интересно, весь путь на Конжак промаркирован и вытоптан так, что ошибиться и уйти в сторону практически невозможно.

Сразу скажу, что мы совершили несколько ошибок. Но о них буду писать по ходу действия.

Вид с Конжака

Небольшая справка об объекте. Конжаковский Камень — это самая высокая гора в Свердловской области. — 1562 м над уровнем моря. Расположен в северной части области (в районе Карпинска и поселка Кытлым). Конжаковский Камень входит в так называемый Конжаковский массив, включающий в себя два хребта: Конжаковский (горы: Южный Иов,Северный Иов, Острая Косьва, Трапеция) и Серебрянский (гора Серебрянский Камень).

Итак, выяснив, что погода в Кытлыме в день нашего выхода на Конжак будет вполне пригодной для похода, мы в пятницу днем выехали из Новоуральска на машине. Весь путь занял 5 часов, ехали мы по Серовскому тракту, до Карпинска, а дальше свернули на юго-запад в сторону маленького поселка Кытлым, после которого уже до самого Соликамска тянется уральская непроходимая тайга. Дорога до Кытлыма отличная — асфальтированная, новенькая. До поселка доезжать не надо, примерно на полпути есть база активного отдыха «Серебрянский Камень», где можно остановиться на ночь или на несколько дней. На базе есть домики, но можно приехать и со своей палаткой.

Вот она - наша цель!

Да, хороший кадр требует жертв

Конечно, не все останавливаются на этой базе. Есть возможность проехать на машине примерно половину пути к Конжаку, оставить ее в лесу, подняться на гору, переночевать в палатке на поляне художников. Кто-то делал именно так. Но мы пока чайники в покорении самой высокой вершины СО, а потому выбрали свой путь.

На базе мы уже в десятом часу вечера поставили палатку, развели костер, сварили гречневую кашу на утро, попили чай и легли спать. Ночи на Северном Урале, конечно же, холоднее, чем на Среднем, а потому спальники и теплую одежду надо брать с собой даже если днем обещают жару. Отдыхающих на базе было много: все домики были заняты и стояло несколько палаток. Не знаю, все ли приехали покорять Конжак или просто отдохнуть на природе. Но, с другой стороны, зачем еще ехать в такую даль, если не пойти в горы?

В семь утра мы встали, в половине девятого начали движение в сторону Конжака. Сразу скажу, что нам не хватило одного часа для полного покорения главной вершины, поэтому в нашем случае можно было выйти на час раньше. Хотя, в это же время вышла и другая компания, и вот они успели все. Но нашей первой ошибкой был даже не поздний выход, а то, что мы взяли много лишних вещей. Надо было запастись водой и перекусом. И все. Никакой дополнительной одежды (кофты, куртки, обувь) не надо было брать. И хотя два раза прошел небольшой дождь, а дождевики нас вполне спасли, можно было обойтись и без них. Вторая группа шла налегке, возможно поэтому все и успели. Как оказалось, по пути не раз попадается вода, вполне пригодная для питья (первый раз примерно на девятом километре, второй — на черырнадцатом). Так что и воды много брать не следует. У нас вода закончилась, и мы пополняли ее из источников. Из обуви — крепкие кроссовки на надежной толстой подошве. Мы были в берцах. Да, по камням скакать в них удобнее и комфортнее, но к концу похода ноги гудели и отказывались идти.

От базы отдыха, сразу за дорогой, начинается путь к Конжаку. Дорога эта появилась не случайно. Несколько лет тому назад здеь был организован беговой марафон «Конжак», в котором принимают участие тысячи спортсменов. Честно говоря, даже не представляю, как по этой дороге можно бежать: камень на камне, но бегут и еще и рекорды ставят.
Но вернусь к нашему путешествию. Первые пять километров мы шли по легкой лесной тропе. Везде есть указатели, маркировка, каждый километр обозначен, поэтому, как я уже писала выше, заблудиться здесь сложно. Да и ответвлений от тропы нет никаких., то есть дорога там одна.

Лесная тропа вполне пригодна для пешего туризма. Где-то попадались болотца, но через них были проложены бревна и даже закреплен страховочный канат. Не упадешь и ноги не намочишь. Пройдя пять лесных километра, мы вышли на каменистую дорогу, посыпанную вполне крупным гравием. Обрадовались, потому что тут и солнце ярче светило, и комары исчезли. Оказывается, по этой дороге можно было проехать на машине. И, действительно, пока по ней шли, видели и машины, и места для стоянок. Дорога начинается от самой трассы и длится около 10 км, то есть почти половину пути можно проехать на машин. Конечно, не на всякой, но на джипе точно можно, хотя, машины стояли разные. Те, что пониже, — в середине пути, а повыше доезжали до конца этой дороги, до реки. Еще километров пять мы шли по этой дороге — то вверх, то вниз.

Оборудованные стоянки на пути

Следующий пункт — река Серебрянка. Через нее проложен мост, даже не мост, а скрепленные бревна. Вода в реке чистейшая. Мы в этом убедились на обратном пути, когда вода у нас закончилась, и пришлось набрать из реки. Серебрянка — горная река, которая сопровождала нас почти весь путь. Ее либо пересекаешь, либо идешь рядом. Шум от нее стоит невероятный!

После моста началась настоящая горная тропа. Камни, камни, камни. Коренья, коренья, коренья. Либо скачешь по камням, либо перешагиваешь огромные корни деревьев. Вот здесь начинается настоящее испытание. И еще дорога теперь шла только вверх. На этом отрезке пути нас настиг дождь. Не ливень, конечно, но накрапывал хорошо. Вот здесь пригодились дождевики, заботливо взятые с собой. Но дождь как неожиданно начался, так неожиданно и закончился. Даже ноги промочить не успели. Было опасение, что камни теперь будут мокрыми, но они под палящим солнцем высохли довольно быстро.
И уже здесь начали открываться потрясающие виды на горы, к которым мы шли. Они казались близкими, но на самом деле до них еще пилить и пилить!
Но вот как раз здесь почувствовалось величие северных Уральских гор. Наши Висячий Камень, Бунар и Перевал просто пригорочки по сравнению с тем, что мы увидели. Облака находились ниже вершин. И таких гор там не одна, и даже не две. Они окружали нас со всех сторон.

Знаменитая надпись на памятнике погибшему здесь в 2005 году по дороге на Конжак: "Так лучше, чем от водки и от простуды"

Это не наши, если что...

Но лирика лирикой, а ноги нас двигали дальше. На четырнадцатом километра пути (ох, как же мы мечтали поскорее до него добраться) расположена поляна художников. Именно с этой точки видны многие вершины. Именно здесь художники любят писать шедевры, а фотографы снимать чудесные фотографии. Поляну многие используют как перевалочный пункт. Кто-то (и мы тоже) отдохнули перед последним рывком и перекусили, а кто-то ставит здесь палатку. Кстати, это самый удобный вариант. За пару выходных можно обойти все горы, не заботясь о том, что нужно пилить 20 км обратно. До вершины Конжака отсюда еще километров 5-6.

До поляны художников путь был сначала легкий, потом чуть-чуть трудный. А дальше начинается очень трудный путь. Каменистая тропа уходит резко вверх, и она по-настоящему каменистая. Иногда приходилось перепрыгивать с камня на камень. Но это еще не предел испытаний. Природа здесь резко меняется. Если до поляны мы шли и любовались вековыми огромными соснами, видели много вывернутых с корнями елей, у которых диаметр выворотня достигал не меньше пяти метров, то здесь, ближе к вершине, растут карликовые ели и березы. Интересно наблюдать растущие на уровне глаз еловые шишки.
Еще одна достопримечательность последних километров пути — это каменная река. Огормный курумник, который тянется сверху вниз. И кажется, что по этим камням должна бежать вода, но ее нет.

Каменная река

Карликовые деревья

Башенки из камней

Еще пара километров вверх, и мы выходим на безлесое пространство, с которого открываются виды на несколько вершин Конжаковского массива. Увидеть Париж и умереть? Нет, в рамках Урала увидеть Конжак и умереть. Умом понимаешь, что это еще далеко не самая высокая гора на всем Урале и тем более в мире, но даже этих видов достаточно для того, чтобы дух захватывало.

Тропа нас вела то по траве, то снова по камням. Вся вершина Конжаковского Камня состоит из сплошного курумника. И это не камушки, это огромные валуны, и мы перешагивали с одного на другой, а иногда и перепрыгивали. Марафонская тропа проложена и здесь, причем, по самым удобным валунам, поэтому желательно было не сходить с нее. Именно здесь, почти на вершине у меня открылось второе дыхание, и я уже просто перескакивала с камня на камень, желая поскорее добраться до конца.

Многие стараются оставить на Конжаке память о себе, именно поэтому здесь много всяких табличек, разных предметов или же просто водруженные друг на друга камни. Мы не исключение, поэтому оставили о себе нашу табличку.

Это знак "Европа-Азия", поставленный к 300-летию уральской металлургии

Интересно было наблюдать за тем, как солнце неравномерно освещало местность: то одна, то другая вершина попадала под его лучи. А когда набегала туча, то было видно, какой вершине отдает предпочтение небесное светило.

Кстати, с погодой нам очень (очень!) повезло! Солнце светило, ветра почти не было. Большая редкость для Северного Урала. К слову, почти всю следующую ночь лил дождь, а утром было пасмурно и сыро. Многие встреченные нами туристы были одеты в шорты и майки.

Что интересно, в самом начале пути мы долго шли одни, только на десятом километре нам стали попадаться люди, а чем ближе к вершине, тем людей становилось больше. Видимо, сюда стекаются с разных сторон и дорог.

А теперь о финале, о том, к чему мы стремились. На самую вершину Конжака мы не попали. Находились от нее метрах в двухстах. Но если лезть напрямую, то это надо перебираться по огромным валунам, а если идти по проложенной тропе (тоже каменистой), которая делает большой крюк, то это еще минут 40-45. Плюс обратно столько же. Полутора часа у нас в запасе уже не было. Ровно в 16 часов нам надо было повернуть назад, чтобы спокойно добраться до базы засветло. Где-то мы шли медленно, где-то засиделись, да еще и рюкзаки были тяжеловаты. Неудобная громоздкая обувь и длинный путь дали о себе знать. Все эти наши ошибки не позволили нам прикоснуться к вершине Конжака.
Но, собственно, такой цели мы и не ставили. Дошли, увидели, победили. Хотя, нет, еще не победили. Дальше нас ждало еще одно испытание — дорога назад. И вот это испытание оказалось самым трудным.

Да, кстати, я еще умудрилась упасть на валунах. Но получилось вполне удачно — пара царапин, синяков и легкий ушиб руки.

Кажется, что с горы идти легче. Да, по нашим лесным тропам действительно бежишь вприпрыжку (ну, в зависимости от возраста и подготовки, конечно). На Конжаке это не работает. Обратно пришлось идти по тем же камням и валунам, только теперь уже перескакивая вниз. А это намного опаснее и сложнее. Если вверх ты просто лезешь, переступая с камня на камень, то здесь уже надо было думать о том, куда поставить ногу, чтобы не соскользнула. И тут оказалось, что некоторые камни ходят ходуном, а некоторые очень скользкие.

И так мы шли до поляны художников. И дальше камни не кончились, они просто стали меньше, но так же приходилось переступать с одного на другой. А потом в обратном порядке: корни, корни, корни; камни, камни, камни. И не было этому ни конца, ни края. Ноги уже гудели, спина начинала напоминать о том, что она есть и не очень ей нравится тащить этот долбанный тяжеленный рюкзак.

Единственная радость на пути — это радуга. Огромная, красивая радуга. А вы когда-нибудь видели, чтобы за радугой было что-то еще? А мы видели. Перед радугой горы и за радугой тоже виднелись горы. Она была между гор. Это потрясающе!

Километры один за другим говорили нам, что их осталось все меньше и меньше, хотя я уже ненавидела эти километровые столбики.

Идя назад, мы все время набирали воду. Трудный подъем и жара выжали наши организмы досуха. И если сначала я еще как-то брезговала пить речную воду, то теперь мне было все равно, тем более что она оказалась чистейшей.

Снова дорога из крупного гравия (как же мы завидовали тем, кто оставил здесь свои машины!) и последние пять километров по лесной тропе. И вроде ждали эту тропу, но ноги уже просто отказывались идти даже по ней. Последние километры прошли просто на автомате.
Подпись к фото не нужна

В 22 часа 20 минут мы зашли на базу, добрались до палатки и упали спать. Последней моей мыслью было: чтобы я хоть еще раз… Но глубокий сон вернул наутро здоровье, зализал раны, и утром мы уже были готовы ехать домой. Выспались, доели кашу, вскипятили чай и в путь! Домой, к мягкому дивану, душу и к новым идеям, какие горы покорить.

P.S. И в конце немного напишу о базе. Дело в том, что когда мы искали информацию о данном походе, то даже не представляли что с собой брать. Мы даже купили горелку на всякий случай. Она нам пригодилась, но могли бы обойтись и без нее. На базе можно снять домики, можно приехать со своей палаткой и поставить ее на полянах (за 500 рублей человека), специально для этого предназначенных. На всех полянках есть оборудованные костровища, навесы, сидения (мы зря взяли стульчики).
База оборудована туалетами, умывалками (правда, под открытым небом). Для детей есть небольшой веревочный парк. Между домиками проложены деревянные дорожки. Да, есть электричество. Палаток это не касается, конечно, но в туалет можно не бояться ходить. Есть где оставить машину.

Выше я уже писала, что на Конжак можно доехать на специальном транспорте. В 9 утра от базы отходит машина, за 1000 с человека можно уехать на ней. Это, конечно, для тех, кто не может пройти длинный путь. Рядом с нами отдыхала группа пенсионеров, вот они точно поехали на этом транспорте. Цены, конечно, кусаются. Но тут уж ничего не поделаешь — конкурентов у хозяев базы нет.
В любом случае, база отличная, для тех кто приехал покорить местные горы — в самый раз.

А какие там закаты!

Когда ехали домой, то в Карпинске увидели вот такое чудо около мебельного магазина:

Конжак, Конжаковский Камень, Серебрянский Камень, Серебрянка, река, горы, походы, путешествия