Музей Ильи Тупикова в Нейво-Рудянке

5
Добавлено: 25-06-2021, 15:44    
1
1 646

АВТОР - Александр Гурин


Недавно мы с новоуральскими краеведами ездили в Нейво-Рудянку, в школьный музей Ильи Тупикова. Во-первых посмотреть, что там прибавилось из экспонатов. А во-вторых, завершить длинную эпопею по передаче в музей тетрадки моего прадеда Павла Георгиевича Егорова, где он писал историю Нейво-Рудянки и Лесохимического завода, где он работал. Было и в-третьих – передать в музей экспонаты. Портреты передовиков производства и пионерский альбом «Люсе от Нади» начала 50-х годов. Портреты – с доски почёта бывшего Лесохимического завода, а альбом я нашёл на собственном чердаке. Кстати. Было и «в-четвёртых» - посмотреть, как там поживает «наша» картина. Организовала эту поездку Тамара Михайловна Ширяева.



Я опять ездил на свою малую Родину как турист. На большом белом автобусе, с культурной программой, помахивая фотоаппаратом. Сначала музей, потом Шигирский торфяник, потом покупка местных сувениров и домой. Перед поездкой с нас собрали паспортные данные. Так положено. Мы же идём в школу, а школы сейчас опасаются разных «казанских стрелков». Хотя у маньяков ведь тоже есть паспортные данные.

Температура у всех в норме.


Заходим в музей. С виду тут ничего особо не изменилось. Разве что появились забавные надписи. Специального помещения для блогеров нет, поэтому нас можно причислить к сопровождающим.



Тот же шитый конь с санками и сбруей, те же фото снесённых домов. Наличники на стенах.



А началась наша экскурсия с подарков. Городской музей подарил школьному музею книги, краеведы тоже подарили книги. А я подарил те самые тетрадки и портреты передовиков производства. Что самое потрясающее – Илья Николаевич кого-то из этих передовиков узнал. Это были известные люди посёлка.



Вон они, подарки, разложены на столе перед печатной машинкой. А фото передовиков Илья держит а руке.



В ходе рассказа Ильи об истории посёлка узнаёшь немало нового. Например. Рудянку основывали два раза. Первый раз в 1730-х годах. Тогда это была крошечная деревня при Ломовском руднике. Тот рудник был совсем рядом с заводом и железной дорогой. В то время, естественно ни завода, ни дороги ещё не было, всё это появилось гораздо позже. Предположительно рудник был там, где сейчас озеро, в котором «утонул паровоз». Вот оттуда Рудянка и началась. Там добывали железную руду и на лошадях возили в Верхний Тагил, где из неё плавили чугун. Древние нейворудянцы сначала металлургами не были, они только работали на руднике.




Потом открыли месторождение меди. И вот под эту медь построили завод. Медь быстро кончилась, а железо осталось. Тогда поставили ещё два железоделательных завода – Молебский и Нижнерудянский. А «медный» завод забросили. На развалинах одного из тех железных заводов мы в прошлом году были. И я тогда рассказывал о спорах из-за воды, основной движущей силы металлургии предков. «Битву за воду» наши предки проиграли невьянцам. И оба завода пришлось закрыть, благо посёлков при них не было, и людей переселять не пришлось. Производство вернулось в Рудянку.



Получается, что в древности было две волны заселения Рудянки. И отличить их можно, глядя на план посёлка. Улицы первой деревни при руднике – кривые и их немного, может быть, даже всего одна. Улицы заводского посёлка – прямые. И весь посёлок расчерчен этими улицами на ровные прямоугольники. Его строили «по науке» и под строгим контролем. Почти как Нью-Йорк. Где первая улица – Бродвей – идёт как попало, а все остальные – под 90 градусов. А вот в советское время эта прямолинейность опять утратилась. И концы прямых улиц посёлка при Советской власти опять стали загибаться туда и сюда. Ниже будет план Рудянки, начерченный в 19-м веке. Видите единственную улицу, идущую по диагонали? С неё и началась деревня при руднике.



Илья сказал, что его фамилия есть в списках первых рабочих рудника.
-Получается, что мой род живёт здесь почти триста лет.
Только вот в списках значится совсем немного фамилий, а родов старожилов в посёлке куда больше. Это потому, что на новом месте у людей появлялись новые фамилии. Так случилось, например, с моими предками. Сын моего пращура Климентия Родионова получил фамилию Климин по имени отца. А его дети Егор и Пётр стали родоначальниками Егоровых и Петровых. Егоровыми были мои прапрадед, прадед и дед. Им дали фамилию уже «родовую» и постоянную, а не по имени отца.



Металлургия на моей малой Родине прошла через три эпохи. Их можно назвать по именам владельцев заводов – эпоха Демидовых, Яковлевых и Стенбок-Ферморов. Во времена графов была очередная «индустриализация». Именно тогда (1864-й год) был построен доменный корпус, сохранившийся до наших дней. А домна рудянская была крупнейшей во всём Верх-Исетском округе, к которому относился завод. Илья Николаевич вроде бы даже разгадал, что означает загадочная аббревиатура АРАС, которая украшает древнюю мемориальную доску на стене доменного корпуса. А означает она инициалы двух человек. Александр Роджер и Александр Стенбок. Роджер проектировал домну, а Стенбок владел всем заводом.

Красивое, кружевное железо. Может быть что-то, самое простейшее, было сделано и у нас в Рудянке.


-А сейчас что с бывшим заводом? – спрашивает кто-то из нас.
Сейчас завод по-прежнему используют «ракетчики» из ЗИКа в качестве склада всякой рухляди, которую дорого хранить в Екатеринбурге. И вроде бы даже хотели сносить и древний доменный корпус, тот самый, на котором табличка. Могут, конечно, сделать и это. После всех разрушений, которые были в Рудянке, удивляться чему-то этакому уже не приходится. Историческая память для сегодняшних поколений это… В общем, если начальство денег подкинет, то сохраним эту самую память, а если нет, то экономические интересы или просто чья-то дурость подскажут, как с ней поступить. Судьба самого старого здания города Кировграда как бы намекает. Какие-то здания в заводе уже разбирают на кирпич и камень. Правда это те здания, которые в зону ответственности «ракетчиков» не попали.

Хорошие картинки. Если повезёт чуить-чуть, то сделаем с детьми макеты этих древних заводских механизмов.



-Рудянка претерпела не один период разрухи за свою историю.
И каждый период разрухи обязательно сменялся периодом процветания. Был период, когда забросили завод в 19-м веке, когда кончилась медь, второй период был в начале 20-го века, когда истощились железные месторождения. Третий период был в девяностые, когда загнулось лесохимическое производство.
-А почему это случилось?
Случилось это потому, что вместо живицы, на которой было основано прежнее производство, стали использовать какое-то более дешёвое китайское сырьё. Гениев, способных повернуть родной завод на иной, более прибыльный путь, в Рудянке не нашлось. И невидимая рука рынка завод убила. С ним чуть не погиб и весь посёлок.
-Но я верю - сказал Илья - что наша Родина возродится.
Правда пока непонятно, в каком качестве.



Одно радует. Нет большого оттока населения. Такой кошмар, как в Лёвихе нам чужд. В школе постоянно увеличивается число учеников.
-Когда я пришёл сюда работать, было 192 ученика, сейчас 252.
И это не дети мигрантов с юга.

На Рудянской школе так и написано "Точка роста".


Илья рассказывает об экспонатах своего музея. Кое-что мы уже видели в прошлый свой приезд, а кое-что стало новостью и для нас. В витрине стоит большой деревянный сундук. В нём были богослужебные книги из старообрядческой часовни. Полный набор книг, нужных для отправления служб. Эти книги Илье отдали вместе с сундуком. Как в двадцатых годах часовню закрыли, так с тех пор этот сундук у кого-то хранился и его вроде бы даже и не открывали. Вон виден угол того сундука.



Некоторые из книг – рукописные. Читаю текст молитвы и вижу, что он несколько отличается от того, что принят у православных. Например: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи». А у православных: «Смертию смерть поправ». Это и есть те самые разночтения. Именно против них боролся патриарх Никон, с реформы которого и начался раскол, разделивший православных на два враждующих лагеря. Кроме молитв здесь есть и духовные стихи. Образец одного из таких стихов у меня был выложен. Молились же нейворудянцы иногда в специальных моленных комнатах, входы в которые были в виде красивых арок с резьбой.

Вот как раз тот самый рукописный текст.


В Рудянке были два направления старообрядчества – белокриницкие «австрийцы» и безпоповцы – «лучинки». Мои предки принадлежали как раз к «лучинкам». А почему их называли «лучинками», я уже писал. А почему «австрийцы» - вы и так знаете. Здесь же в витрине и кусок лепнины из часовни.



Часовня была исключительно надёжным зданием. Она была сложена из огромных брёвен. Пол был двуслойным из плах восьмисантиметровой толщины. Она могла бы простоять и пятьсот лет. Если бы крышу заменили. Но не заменили. После закрытия в ней располагались какие-то учреждения, а на моей памяти это был «барак» - жильё с коридорной системой. Купола с часовни сняли сразу после её закрытия. Я слышал, что раньше, когда там жили одинокие старушки, часовня была в относительном порядке. А потом пришли новые жильцы, разные люди, которым отдельное жильё было не по карману. Они-то и довели здание до ручки. Ну, и как обычно – восстанавливать накладно, да и незачем, снести легче. Лепнину эту из часовни я помню.
Наличников на стене стало больше. Один из них- зелёный (на фото в центре) - с дома моих предков. Когда дом снесли, наличники были кому-то отданы. И новый хозяин их переделал. Наличники были с полукруглым завершением, а стали прямыми. При этом часть пропильной резьбы была утрачена.



А мы смотрим на картину Заусаева. На ту самую, которую когда-то принесли в музей. Она висит на видном месте, занимая чуть ли не всю стену. Картина была написана между 1961-м и 1969-м годами, а не в 56-м, как я почему-то думал раньше. Это потому, что Дом культуры был построен в 1961-м году. На картине он есть. Есть на ней и узкоколейная дорога, идущая вдоль заводского забора. И паровозик на ней. Дорогу разобрали в 1969-м. Вот этими датами и определяется время создания картины. А ещё на картине изображена аллея, обсаженная ёлочками. Она идёт прямо внутри завода. Эти ёлочки сажал Марков, управляющий заводом. Он сажал их по сторонам подъездного пути, который шёл от основной узкоколейки в завод. Рельсы тогда уже сняли, а ёлочки остались.
А ещё в Рудянке оказывается была лодочная станция. Этого я не знал, да и родители забыли. Станция была на конце дамбы, которая на картине хорошо видна (зелёная). Дамба эта не достигает противоположного берега, обрывается прямо в воду.



На конце дамбы был «домик для полоскания». Дощатый сарайчик, стоящий на сваях. А в нём – большой проём в полу, в проёме – вода. Там и полоскали бельё, всё ж не на улице. А может кто и рыбачил зимними удочками, там было довольно глубоко. Зимой в этом проёме делали большую прорубь. Оказывается, этот «домик для полоскания» был остатком лодочной станции. "Нашу" картину осматривали реставраторы, закрепили красочный слой, но до полноценной реставрации пока далеко. Ибо это дорогое удовольствие. А ещё, как говорит Илья, под красками этой картины есть какое-то другое изображение. Надо бы просветить её рентгеном, но это тоже дорого и хлопотно.
Земляки мои были иногда довольно богаты. Во времена большого золота они могли выписывать даже минеральную воду из Германии. Бутылка из-под такой воды имеет странную форму. Она не может стоять вертикально, должна лежать на столе. Я попытался разобрать, что же на бутылке написано, но не преуспел в этом.

Здоровенные железные коробки из-под сладостей, конфет и печенья. Меня всегда поражали их размеры. В 19-м веке не мелочились.


Вроде написано "Bomchen". Не знаю, была ли такая минеральная вода. Но бутылки "горизонтальные" в 19 веке встречались нередко. И делали их такими для того, чтоб пробка была постоянно смочена, разбухала и не вылетела под давлением газов.



А эта кружка – память о печально знаменитой Ходынке. Помните, при коронации Николая Второго каждому, пришедшему на торжества, давали горсть пряников и какую-то кружку. Для народа предназначались жестяные кружки с двуглавым орлом. А полицейским, которые охраняли царские торжества, давали кружки и тарелки керамические. Но не смогли полицейские уберечь народ от чудовищной давки, в которой погибло более тысячи человек. Илья Никуолаевич рассказывал, где он нашёл эту кружку, но я это позабыл. Фото кружки  у нас вышло очень плохо. Она - вот такая (фото ниже).

"Ходынские" керамические кружки. Фото из Интернета.


Если у вас есть старинный сундук, то самое интересное может быть у него внутри. Люди оклеивали внутреннюю поверхность крышек таких сундуков разными картинками, фантиками от конфет, вырезками из журналов. Сегодня эти древние фантики и картинки – настоящее сокровище. Например, вот картинки исторические. Видение святых князей Бориса и Глеба Александру Невскому. Александр Второй отменяет крепостное право, и народ радуется. Военный совет в Филях, где Кутузов сказал роковые слова о том, что Москва должна быть оставлена. А это, наверное, Екатерина Вторая и Ломоносов. Вон вокруг какие-то латунные приборы. А может быть, это Екатерина соглашается на прививку от оспы. Тут и Пётр Первый, и его соратники.




А лежит в сундуке «коронационный» платок Александра Третьего. Такие платки тоже раздавали народу. Его хранили бережно, а подарили Илье вместе к красным революционным фартуком.



Вензель в центре платка - это четыре буквы "А" плюс четыре римских цифры 3. Александр Третий. Кто-то из тогдашних нейворудянцев был на коронации императора в Москве.



А это каменная плита с надписью.



Такую плиту мог заказать кто-нибудь богатый, чтобы его вечно поминали в церкви. Илья нашёл эту плиту на автобусной остановке. Просто увидел камень и перевернул. Что тут написано, я не могу разобрать. Вижу имена мучеников Гурия, Самона и Авива, мучеников Паисия и Улиты. Взять бы карандаш и бумагу и попытаться перевести на бумагу текст. Но времени нет. Нам ещё смотреть доисторический зал и ехать на Шигирский торфяник.



На экспозиции доисторического зала сильно останавливаться не буду. Она довольно подробно описана в одном из прошлых постов. Там, где про станки эпохи неолита. Скажу лишь про то, что в доисторические времена на месте Рудянки было большое озеро. Потом ушло. Остатки этого огромного озера – это современные Шигирское и Шайтанское озёра. А на том месте, где стоит наша школа, раньше был остров. Первобытные люди тут не жили, остатков их жилищ не обнаружено. Они сюда приходили или охотиться, или поклоняться каким-то своим духам, совершать жертвоприношения.

В окна школы много чего видно. Например, дымит наша "неугасимая" свалка.


Не зря же Шигирский идол, самая древняя на Земле деревянная скульптура, был найден именно здесь. Язычники приходили сюда многие сотни и даже тысячи лет. От периода охоты на мамонтов до средневековья. А что случилось в Средневековье – этого я не знаю. Может, пришли русские? Получается, что наша земля содержит массу самых разных артефактов. Только вот археологи не любят тут копаться. Почему?



- Археологами раскопано только пять процентов Шигирского торфяника. А золотоискатели перерыли все шестьдесят.
И хорошо ещё, когда это были древние золотоискатели с лопатами. Хуже, когда современные, с гидромониторами. Струи воды от гидромониторов разрушают хрупкие приметы времени. Дерево, кожа, кость, керамика, береста – всё это разлетается и гибнет под мощной струёй. Уцелеть могут лишь каменные и металлические вещи.
-А когда я резал этого маленького Шигирского идола, я сильно заболел – говорит Илья.
Вообще древние идолы, кости древних людей часто «мстят» своим исследователям. С ними случаются какие-нибудь неприятности.

И.Н. Тупиков с миниатюрной копией Шигирского идола


Например, Аля после археологической экспедиции сломала руку. А один какой-то учёный и вообще порубил ногу топором. Какие-то умники, узнав, что Илья режет копию идола, говорили ему:
-А кто ты вообще такой, что режешь такие вещи?
Имея в виду то, что резать идолов может лишь шаман. Вот такая древняя чертовщина. Верить ли в неё – это вы уж решайте сами.
Здесь же исторический стенд с портретами императоров и генеральных секретарей. Это ведь кабинет истории.



И странная записка, написанная детской рукой. Её тоже поместили в качестве экспоната. Телефоны можно доставать только после 4-го урока. А кто достанет после пятого...



Ну, и такой вот "петроглиф " тоже присутствует. У наших детей и людей доисторических сюжеты схожие.



Муляжи фигурок "звериного стиля"


А ещё, Шигирский идол тоже является каким-то брендом. И за использование его образа надо кому-то платить. Не помню уж, кому. Может быть, музею в Екатеринбурге, где этот идол стоит. Когда директор фабрики в Таволгах решил поставить его копию, то ему тоже пришлось раскошелиться.
-Десять тысяч заплатил за право…



В коридоре школы есть экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне.



И небольшой стенд, посвящённый моему прадеду, моему деду и его брату Валерию, погибшему на фронте. Я уже писал о раскопках, которые Илья вместе с учениками проводил на месте дома моих предков. О том, что нашли они ручку от подписанной солдатской ложки, старый, изъеденный коррозией значок «Готов к ПВХО», который носил мой дед, колокольчик и наконечник карандаша фирмы "Зингер".



И сегодня я смог впервые подержать эти вещи в руках. Надо же. Давным-давно, почти девяносто лет назад, дед потерял этот значок. И теперь я держу его на ладони. Очень волнительный момент- прикоснуться к живой истории своего рода.



Здесь же, на стенде – фото моих предков и небольшое их жизнеописание. Илья сказал, что он и его ученики ещё будут работать с материалами о моих предках, а том числе и с теми текстами, что есть в подаренной тетрадке. А мне подарили сборник текстов краеведческих чтений со статьёй о моих предках.



В этом посте я несколько раз упоминал о том, о чём писал раньше. И альбом "Люсе от Нади", и АРАС, и бывшая часовня, и тетрадка прадеда, и значок деда, и станки эпохи неолита - обо всём этом было у меня написано. Ссылки давать не буду, а кому интересно - можете посмотреть под меткой "Нейво-Рудянка". Скоро в школьном музее организуется ещё один отдел – советский. Материалов для него собрано уже много. Кстати. Небольшая музейная экспозиция существует в местной библиотеке. Там даже есть макет завода. Надо бы нам наведаться и туда.
А потом мы грузимся в автобус и едем к Шигирскому торфянику. Но об этом напишу после.


Нейво-Рудянка, музей, Александр Гурин

Комментарии (1)

avatar
#1 Александра Ивановна

Здравствуйте, Александр. Прочитала ваш материал. Очень интересно. Вы вообще умеете подать его завлекательно. Единственное замечание, как то коробит, что вы называете музей музеем Ильи Тупикова, прежде всего это школьный краеведческий музей, экспонаты для него собирались всем миром. Прежде руководила музеем Балакина Елена Николаевна. Теперь Илья продолжает это дело, отдает ему и время и душу, а  люди помогают ему кто чем. Вот и вы помогли. с картиной.

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх