Станция Верх-Нейвинск до 1917 года...

1
Добавлено: 29-04-2021, 16:00    
0
51
Автор: Лобанов Олег Геннадьевич, ветеран МВД РФ, краевед.

        В 2020 году Свердловская железная дорога отметила свое 142-летие. Вместе с ней отпраздновала эту годовщину и станция Верх-Нейвинск Уральской горнозаводской железной дороги (так в те далекие времена называлась Свердловская железная дорога), жаль что это событие прошло незамеченным.
         Во второй половине XIX века Российская империя активно взялась за строительство железных дорог. В 1861 году нижнетагильский инженер В. К. Рашет в №47 газеты "Пермские губернские новости" опубликовал статью, в которой обосновал необходимость строительства железной дороги на Урале. По мнению Рашета дорога должна была быть проведена в направлении от Перми через Лысвенский, Кыновский и Гороблагодатский округа на Нижнетагильский завод, а от него к югу через Невьянские и Верх-Исетские заводы до Екатеринбурга.Идея понравилась и губернским властям и владельцам заводов. В Сенат посыпались многие прошения о строительстве Пермской губернской железной дороги. И вот в конце 60-х годов XIX века было создано "Общество горнозаводской железной дороги". Уже в 1871 - 1872 годах начались изыскательские работы на трассе будущей "железки", возглавляемые инженерами Соболевским и Миллером. Необходимо было произвести отчуждение частно-заводских и посессионных земель, вырубить просеки под линию дороги, устроить подъездные пути, провести телеграф, построить казармы-бараки для строителей и многое другое. Первый символический камень в строительство дороги был заложен летом 1875 года. Строительство возглавил инженер путей сообщения Голубев. Вся лини была разделена на три огромных участка: от Перми до селения Камасино, от Камасиноло Кушвы и от Кушвы до Екатеринбурга. Работами на участках от Камасино до Екатеринбурга руководил инженер путей сообщения Борис Александрович Риппас, в будущем член Инженерного совета Министерства путей сообщения Российской империи, тайный советник. Им были спроектированы здания вокзалов и станционных служб. Для создания положительного мнения русского общества, по поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги художник Петр Петрович Верещагин пишет серию этюдов Урала и реки Чусовой — вдоль строившейся здесь железной дороги (1875–1876), среди них имеется Верх-Нейвинский пейзаж, на котором изображено место, на котором позже разместилась станция Верх-Нейвинск.
       В августе 1875 года начались работы на участке от Невьянского завода до заимки Таватуй (будущая станция Таватуй, существующая и поныне). На берегу Верх-Нейвинского пруда были построены три деревянные казармы для 120 рабочих. Для проведения земляных работ были привлечены жители поселка Верх-Нейвинский, не занятые в заводском производстве и вольно нанятые со стороны. Работа на строительстве "чугунки" была очень тяжелая и хотя заработки были обещаны приличные, система штрафов делала их мизерными. Об этом писал в своей книге "Кама и Урал" В.И. Немирович-Данченко, написанной в 1875 году. Были намечены места строительства вокзала, депо, поворотного круга. Верх-Нейвинская станция должна была быть узловой, то есть на ней был установлен поворотный круг для разворота паровозов. Это выводило станцию в разряд классных, то есть все должностные лица ее должны были иметь классные чины. К осени 1877 года все станционные сооружения были закончены: построено каменное здание депо, поворотный круг, деревянное здание вокзала, водонапорная башня. Сама станция была оборудована двумя путями, то есть имелась возможность разъезда составов, далее ветка шла на поворотный круг, другая на линию основного направления. Это хорошо видно на цветной фотографии 1878 года, об истории которой будет рассказано ниже.
Строительство велось уже непосредственно на прокладке самого полотна. В декабре 1877 года строительство полотна на линии всей дороги от Перми до Екатеринбурга было закончено. 
27 февраля 1878 года по линии прошел первый рабочий поезд. Весь путь от Перми до Екатеринбурга он прошел за 20 часов. Тогда же было Высочайше утверждено название дороги Уральская горнозаводская железная дорога, а так же названия станций. Существует легенда о происхождении названия станции Верх-Нейвинск. Планируемое название ее было "Верх-Нейвинская", однако когда название стали наносить на схему дороги для утверждения, оно выглядело очень длинным и смотрелось, на взгляд чиновников, на схеме неэстетично. И запись была сделана "ст. Верх-Нейвинск.", точка показывала, что название сокращено. Так и было утверждено. Когда же название официально стали писать в документах и на здании вокзала, то появилось ст. Верх-Нейвинск, спорить с Высочайшим утверждением не решились.
         1 октября 1878 года «последовало торжественное открытие всей линии Уральской горнозаводской железной дороги на протяжении от Перми до Екатеринбурга 468 верст (499 км). Управляющий дороги — инженер Николай Степанович Островский, начальник службы пути и сооружений инженер А. А. Свентицкий, помощник его — П. С. Брадке, начальник службы движения — военный инженер Иванов, начальник подвижного состава и тяги — Парсонс, главных мастерских — Витвитский, телеграфа — Станкевич, контроля сборов — Тарасов, магазинного отдела — Баранов. Пассажирские поезда из Перми отходили в 10 часов вечера, по одному каждые сутки». В этот же день состоялось официальное открытие и станции Верх-Нейвинск. На торжества прибыли инженер путей сообщения Явлоков, товарищ екатеринбургского полицмейстера, управляющий Верх-Нейвинскими заводами, Верх-Нейвинский волостной старшина Тююшев. В присутствии официальных лиц и при стечении заводских жителей был отслужен молебен и произведено окропление зданий и служб станции. Поезд, идущий до Екатеринбурга, был встречен праздничной иллюминацией. Начальником станции был назначен губернский секретарь Крус. Для жительства ему в пос. Верх-Нейвинский была выделена квартира. 
         Верх-Нейвинский вокзал был однозальный, с кассой и буфетом, в котором продавались: "пироги всякие, блюда горячие, конфеты; напитки: чай, воды зельтерские, пиво, водки и вина; закуски холодные: капуста, огурцы бочковые, селедка бочковая". Вокзал отапливался двумя печами. Дрова выделялись на Верх-Нейвинской посессионной лесной даче. Заготавливали их нижние чины станции, в зимнее время здание вокзала отапливал сторож. На здании размещался герб Уральской горнозаводской железной дороги и расписание поездов, а так же название "Верхъ-Нейвинскъ".


К объектам станции Верх-Нейвинск относились Верх-Нейвинский разъезд и железнодорожный мост через реку Бунарка.
         Через станцию Верх-Нейвинск ходили составы, состоящие из классных и неклассных вагонов, товарные составы. Поезда останавливались на станции два раза и стояли 8 - 10 минут. С 1907 года к приходу поезда на перрон выдвигался чин 13 Земского полицейского участка, наблюдавший за правопорядком, при этом он делал запись в особой книге. По воспоминаниям жителей, полицейский обычно обедал в буфете, а затем на тарантасе возвращался в поселок. В 1905 - 1907 годах на станцию Верх-Нейвинск неоднократно приезжал "товарищ Андрей" - подпольная кличка Я.М. Свердлова, который жил в пос. Верх-Нейвинский достаточно долго, участвовал в сходках революционно настроенных рабочих завода и станции. 
От станции Верх-Нейвинск до пос. Верх-Нейвинский ездили тарантасы, возившие пассажиров, проезд стоил от 10 до 20 копеек в зависимости от расстояния.
Сохранились фотографии деревянного Верх-Нейвинского вокзала, снятые в конце XIX века и в 50-60-е годы ХХ. Сам вокзал не дожил до своего векового юбилея два года - в 1976 году он был снесен, а на станции построено современное здание. От старого вокзала осталась только водонапорная башня.
         Одно важное событие позволяет нам, спустя 140 лет представить и воочию увидеть станцию Верх-Нейвинск в момент ее пуска. В 1878 году, в одном из первых рейсов по УГЖД от Перми до Екатеринбурга в вагоне отправились фотографы мастерской Его Императорского Величества. За время поездки они сделали около 180 снимков на всём протяжении магистрали. Снимали станции, перегоны, подъёмы, мосты, выемки. Снимали и населённые пункты, через которые проходила дорога, эти снимки вошли в красочный альбом «Альбом видов Уральской-Горнозаводской железной дороги». Данное издание легло на стол императора Александра II и значится в императорской библиотеке.
Разъезд верх-нейвинск

         Уже в 1878 году был утвержден штат станции Верх-Нейвинск: начальник станции, три рядовых стрелочника, линейный сторож и два стражника. Чины железнодорожной администрации имели установленную форму и соответствующие кокарды, поясные пряжки и должностные бляхи.
Бляха УГЖД

         В конце XIX века в штате станции Верх-Нейвинск появилась должность телеграфиста, на станции ему было выделено помещение, в нем был установлен телеграфный аппарат Бодо. Долгое время телеграфистом на станции служил Кречетов Сергей Ильич. Он жил в пос. Верх-Нейвинский в выделенной ему квартире. Телеграфист имел специальную форму, носил ремень с оригинальной бляхой.
Именно от станционного телеграфиста в 1917 году поселок узнал сначала о Февральской революции, а 26 октября об Октябрьской.
         Жизнь станции Верх-Нейвинск продолжается..., но это уже другая история.
Лобанов Олег Геннадьевич,
ветеран МВД РФ, краевед.
вокзал, железная дорога, верх нейвинский пруд, верх-нейвинск, Новоуральск, история россии, ржд

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Похожие публикации


Наверх