Второй Финский поселок
АВТОР - Элла Подгорнова
Второй Финский поселок, как и Первый, появился после войны. Строительство началось в 1946 году. Находился он месте нынешних улиц Мичурина и Гастелло и так же, как и сейчас, поднимался от вокзала в гору.

Улицы 2-го Финского: Мичурина, Гастелло, Подгорная, Молодежи, Кольцевая, два переулка Кольцевых. Как видим, две улицы остались на прежнем месте и не изменили своих названий. Хотя, нет, сейчас улица Мичурина очень извилиста, а в то время она была прямая, но так же поднималась вверх от вокзала.
Честно говоря, пока разбиралась с улицами 2-го Финского, чуть не свернула себе мозг - так там все было запутано. Один из Кольцевых переулков я так и не нашла на карте. И уже даже возникают сомнения: а был ли он? Про один Кольцевой переулок помнят многие старожилы, а вот о том, что был еще и второй, говорят единицы. Учитывая, что все финские дома и улицы снесли подчистую, очень сложно было на современную карту нанести старые улочки. Спасибо нашим краеведам, умеющим работать с картами - П.А. Исакову и В. А. Ломову. Направили и подсказали.
Сфотографировал карту несколько лет назад А. Жданов. Но из-за нехватки времени некоторые куски получились смазанными. Пришлось восстанавливать буквально по сантиметрам. Здесь карта обрывается. Улицы Молодежи, Мичурина, Кольцевой переулок уходят дальше, а за Кольцевым переулком еще была улица Гастелло. Но с ней проще - она и сейчас практически на том же месте
А это моя попытка восстановить старые улицы на современной карте. Надеюсь, что все понятно. Если есть неточности - пишите
Кольцевая была примерно там, где сейчас Красногвардейский проезд. А улица Молодежи начиналась за художественной школой (практически от ворот) и тянулась по территории детского сада № 22 "Надежда".
Оба Кольцевых переулка шли вверх от улицы Кольцевой и упирались в ул. Гастелло. А сама улица Гастелло находилась в том же месте, что и сейчас, только заканчивалась там, где сейчас роддом.

ПРимерно в этом месте начиналась улица Молодежи (Мичурина, 8)
Улица Подгорная. 1960 г. Фото из домашнего архива семьи Мясоедовых
Еще один интересный факт - недолгое время улица Подгорная носила имя Кагановича. Напомню, что Лазарь Матвеевич Каганович некоторое время был наркомом путей сообщения, а потому улица, находящаяся рядом с железнодорожной станицей по тем временам совершенно справедливо носила его имя. В 1957 году Каганович попал в опалу, был снят со всех государственных постов, а потому улицу по-тихому переименовали в Подгорную.
Кстати, улица Подгорная есть и сейчас, но находится она в совершенно другом месте – в промзоне. К первой Подгорной никакого отношения не имеет.
Место, где находится памятник погибшим в годы гражданской войны, когда-то в народе называлось Станционной горкой. Да и сам памятник уникален тем, что был возведен первым в городе. В 1949 году, к 30-летию событий гражданской войны, под руководством тогдашнего начальника строительства генерал-майора И. П. Бойкова был установлен деревянный памятник. В 1957 году взамен прежнего установили бетонный четырехгранный обелиск с надписью: "Героям гражданской войны, павшим за Советскую власть. 1918 г."
Учитывая, что в городе долгое время было всего три памятника: героям гражданской войны и два В. И. Ленину, многие торжественные мероприятия проводились именно на этой площади. Например, многие вспоминают, что здесь принимали в пионеры, отмечали последний звонок. И каждый раз перед юными горожанами выступал старичок, который помнил события гражданской войны. Он рассказывал о том, что памятник стоит на месте ямы, где белогвардейцы расстреляли красноармейцев.

Перед памятником находится площадка, где когда-то хотели поставить пушку, видимо, времен гражданской войны. Что-то не получилось, пушку не установили, а площадка осталась.
Сейчас место, где находится памятник, называется Сквером революции. Да и второе его название - Привокзальная площадь - вполне еще живо.

На месте сквера революции, прямо за нынешней остановкой, когда-то стояли два рубленных двухэтажных дома. Это были жилые дома для сотрудников дома отдыха железнодорожников. Построены они были еще до войны. Попробуйте представить: на месте нынешней улицы Мичурина сплошной сосновый лес, проходной нет и стоят только два эти дома. В годы войны в этих корпусах также размещался госпиталь. После войны это были обычные жилые дома, которые снесли вместе с финскими, когда застраивали Привокзальный район новыми многоэтажками.
В. А. Ломов вспоминает, что иногда ему приходилось спать в подъезде одного из этих деревянных домов, когда он поздно возвращался с электрички домой.

На месте дома № 5 по ул. Мичурина (там, где сейчас клубы по месту жительства "Альфа" и "Новые дети") был конный двор, или конюшня. В 1940-50-е годы лошадь была основным транспортом. Грузовики, конечно, были, но в малом количестве, и для выполнения всех работ их не хватало.


В 1961 году над Вторым Финским поселком на горе распахнула свои двери школа № 46. Что интересно, она виднеется на многих фотографиях: финские домики, над которыми возвышается красивое здание школы. Школа разгрузила 51-ю, и дети 2-го Финского заполнили ее до отказа.

Первый и Второй Финские поселки были сплошь застроены финскими домами - одно-и двухквартирными.
Было несколько немецких домов. Несколько домов стояли на улице Правды недалеко от Чуринских дач, еще несколько - на улице Гастелло и на месте дома № 10 на ул. Мичурина.
У каждого дома обязательно был огород, сарайка. Козы, куры, коровы, кролики - почти в каждой семье. Без них в послевоенное время не выжить. Но за крупный рогатый скот приходилось платить государству налог, поэтому жители города коров держали, но не очень много. А вот коз и кроликов в большом количестве. Козы, как правило, вольготно гуляли по улицам строящегося города и были так же привычны глазу, как сейчас, например, множество автомобилей.
Финские поселки существовали до начала 80-х годов, а затем эту территорию стали застраивать современными высотными домами.
Первая высотка Привокзального района - это дом № 17 на улице М. Горького. Что интересно, строила его железная дорога для своих сотрудников.

Второй Финский поселок просуществовал дольше других. Уже не было бараков Северного и Западного посолеков. На месте Северного сделали промзону, на месте Западного вырос новый Автозаводский район. А вот дома Первого и Второго Финских поселков стояли до конца 80-х, и многие мои ровесники их хорошо помнят. Постепенно высотки вытеснили малентке деревянные строения и превратились в красивый Привокзальный район, который видят все проезжающие по железной дороге. И именно отсюда начинается знакомство с Новоуральском многих гостей, приезжающихк нам в город.