Проходные и забор в Новоуральске

АВТОР - Элла Подгорнова


Проходные и забор в Новоуральске были не всегда.
Как рассказывают старожилы, сначала даже и забора не было. Но попасть в город все равно было трудно, потому что добраться можно было только одним путем - железнодорожным. Всех выходящих из электропоезда встречали милиционеры или солдаты и проверяли паспорта. Нет местной прописки - нет прохода в город.

Рассказ старожила. Когда он был маленьким, то частенько с родителями ходил летом купаться на пруд. Это было одно из самых любимых и доступных развлечений горожан в 50-70-е годы, да и сейчас тоже. Но если в настоящее время мы часто выбирает места для отдыха подальше и поглуше и едем туда на машинах, то в полвека назад приходилось выбирать из того, что есть рядом: водная станция, пляж Черного мыса, Веревкин угол или, на крайний случай, неблизкий Зеленый мыс с домиком рыбака.
Но история не об этом. Наш старожил с родителями ходил на ближайшие пляжи. И он хорошо помнит, что забора не было. А проходная была. Она представляла собой будку и шлагбаум, который опускался и поднимался вручную. А справа и слева - пусто, никакого забора. Так вот наши честные и боязливые горожане выходили только через проходные, предъявляя пропуск. Конечно, можно было пройти и левее, и правее проходной, но нельзя! Слишком боялись быть пойманными и осужденными.
И этот мальчик все никак не понимал, зачем родители идут к проходной, предъявляют пропуска, ждут, когда поднимут шлагбаум, когда пруд - вот он рядом, рукой подать, и путь к нему открыт.

Однако, по воспоминаниям старожила города Виктора Семеновича Кислицына (живет в Новоуральске с 1947 года), при желании попасть в город все же было можно. Для этого страждущие выходили (а то и спрыгивали) с электропоездов в Мурзинке или Нейво-Рудянке, а затем шли пешком. 
Конечно, можно было попасть в будущий Новоуральск через всем известные дороги из близлежащих населенных пунктов: Белоречки, Мурзинки, по старой Пальниковской дороге. Там тоже была охрана, которую потайными тропами вполне можно было обойти. Но это долго, да и зачем? Конечно, ходили люди по этим тропам в наши магазины, в которых уже в конце 40-х было чем разжиться, ходили, чтобы устроиться на работу. Например, моя бабушка, которая жила в Верхнем Тагиле, такими тропами проникла лет в пятнадцать в город, устроилась няней в семью. Жила она незаконно, без местной прописки и понимала, что любая проверка могла закончиться для нее выдворением из города и лишением средств к существованию. Потом она увидела объявление о том, что требуется ученик в узел связи, и решила устроиться туда. Семья, где она была няней, отпустила ее и даже помогала первое время.


 Забор как информационный стенд

Первый забор в городе появился примерно в 1955-56 годах и был обычным деревянным, с колючей проволокой наверху. Мне кажется, что я его помню, по крайней мере, в Привокзальном районе точно. В черте города с заборами проще, а вот в лесной части я в детстве особо не гуляла, поэтому знаю о периметре только со слов старожил и по немногим фотографиям.

Забор в районе нынешней ул. Чурина. Фото из домашнего архива Л. В. Ивановой. Фото 1969 года 

В южной части города зона проходила по нынешнему Южному району, за домом № 136 на улице Ленина остались ее следы - мотки колючей проволоки и столбы. Возле этой зоны была первая в городе санная трасса.

В западной части города (Автозаводский район) первая граница проходила практически по нынешнему Бульвару Фоменко. Затем, по мере роста города, уходила все дальше. Остатки зоны можно легко обнаружить  в лесу за 15 МКР и там, где проходят лыжные трассы. Кстати, эти остатки я помню, потому что уроки физкультуры у нас проходили на лыжной базе, и уже тогда лыжня шла вдоль забора. 
Со временем город рос, забор уходил все дальше, глубже в лес, а с востока и севера сменился на бетонный. Но колючая проволока осталась и напоминает нам о нашем наполовину заключенном состоянии.

 Остатки зоны в Южном районе

Бывший забор на лыжных трассах, за 15 МКР

Многие помнят, что забор наш никогда не был совершенен, потому что всегда то тут, то там люди проделывали дыры, через которые проникали в город чужеземцы. Или же в некоторых местах разрезали колючую проволоку и проникали в город поверх забора. Одних ловили и выдворяли из города, другим везло и они попадали в закрытый город, набитый продуктами (а что еще нужно было советскому человеку для почти полного счастья?).

Было время, когда в город пускали только до 19:00, позднее попасть было нельзя. Но ведь кто-то и в то время работал за пределами города, да и мало ли какие причины заставляли человека поздно возвращаться домой. Однажды такая история случилась и с Виктором Семеновичем Кислицыным. В студенческие времена он с другом поздно возвращался домой на электричке. Что делать? Можно было выйти в Мурзинке и довольно долго топать по лесу. Так, кстати, многие и поступали. Но в данном случае надо было быстрее вернуться домой, да и время было позднее. Виктор с другом решили прыгнуть с поезда на ходу, ближе к городу, и перелезть через забор. Важно было выйти не на вокале, где у всех выходящих из поездов и электричек могли проверять паспорта. Виктор прыгнул удачно, а вот друг провозился, прыгнул неправильно и получил увечья. Домой окружным путем, конечно, добрались, но больше этот "подвиг" старались не повторять.

У известной писательницы Анны Матвеевой в повести "Камин Святого Якова" нашла такие строки: "Еще у нас были какие-то знакомые в Верх-Нейвинске [имеется ввиду Новоуральск - авт.], закрытом военном городе с непривычно холмистыми улицами. Верх-Нейвинск хорошо снабжался, и мы несколько раз в год приезжали туда за дефицитами, пролезая через дыру в заборе. Потом знакомые куда-то переехали, а без них мы проникать в город не решались".

Своими воспоминаниями поделился в рассказе "Закрытый город" Сергей Молодцов, который детство и юность провел в Свердловске-44: "Режим секретности, впитанный с молоком матери, оказался не таким уж безупречным. Когда нас всем классом вывозили в областной центр на цирковое представление или балет, в незыблемой системе обнаруживались серьезные изъяны. Охранник на пропускном пункте заглядывал в автобус, зычно спрашивал: "У всех пропуска есть?" и, после наших утвердительных криков, открывал ворота... Точно так же мы возвращались в свою зону. Хотя в это же время другие охранники тщательно проверяли багажники въезжающих "москвичей" и "запорожцев", в которых мог укрыться разве что шпион-карлик. Окончательно мою веру в надежность режима разрушили многочисленные подружки соседа-студента, которых он каждые выходные привозил на экскурсию в наш заповедник из областной столицы. Кого-то проводил через дырки в заборе (их знали все, кроме служителей режима), других без особых проблем пропускали на КПП по чужим удостоверениям".

Вот такая она - наша зона: кто сильно хотел и не боялся, тот всегда ее легко преодолевали.

Проходная на вокзале изначально была такой - две будки и ворота. Через ворота можно было выехать на автотранспорте. Сейчас дорога для машин закрыта. И в жару, и в холод стояли в этих будках охранники, проверяя пропуска

 Процесс строительства современной проходной на вокзале

Забор и проходные как неотъемлемая часть Новоуральска иногда встречаются в стихотворениях местных поэтов. Так, Михаил Логинов в стихотворении "Мне сказали в упрек, что пишу я стихи проходные..." написал:

Мне немало по стройкам страны довелось помотаться,

Но волнуюсь всегда, когда вновь возвращаюсь домой.

Подступают слезинки к глазам и не стыдно признаться:

Словно в детство вхожу в город я из моей проходной.

P.S. КПП фотографировать нельзя, поэтому сделаю вид, что у меня в фотоархиве их нет.

Новоуральск, Свердловск-44, история, КПП, проходные, воспоминания

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх