Музей ретро-автомобилей 'ETS Classic Cars' в Екатеринбурге
Автор - В. Казаков
В пригороде Екатеринбурга - Арамиле, есть удивительный музей ретро-автомобилей "ETS Classic Cars". Находящийся в неприметном месте среди малоэтажной застройки и не имеющий раскрученных страничек в интернете, частный музей, тем не менее, пользуется определённой популярностью среди интересующихся историей мирового автомобилестроения.
Музей классических ретро-автомобилей был открыт в 2016 году. Слаженная работа творческого союза любителей ретро-авто позволила собрать, сохранить и отреставрировать уникальную коллекцию ретро-техники ХХ века. В экспозиции Ретро-музея сотни экспонатов – легковые классические автомобили, мотоциклы, велосипеды зарубежного и отечественного производства, выпущенных с самого начала XX века. Так же можно посмотреть значительное количество сопутствующих экспонатов (старинные предметы, связанные с автомобилями, советская и прочие атрибутики. В летнее время на уличной открытой площадке можно увидеть уникальные ретро-автомобили, не вошедшие в основную экспозицию.
Уникальность музею добавляет изюминка - в наших уральских глубинках не часто встретишь американские автомобили начала прошлого века, времени становления авто индустрии. Ещё реже можно увидеть "вживую" признанную классику автопрома - американские автомобили 50-60-х годов, на которых ездили эти ихние Мэрилины и Элвисы. Или автомобиль Кеннеди, например.
Единственный аналог, который удаётся вспомнить на вскидку - Мерседес Высоцкого в его Музее в одноимённом екатеринбургском небоскрёбе.
Но там и год более поздний, и производитель - европейский.
Так что вернёмся в ретро-музей возле Кольцово, который состоит из четырёх экспозиций: зарубежные ретро-автомобили, история мотоциклов, велосипеды прошлого века и советский автопром 20-го века.
Покупаем билет из старого советского автомата для продажи билетов в общественном транспорте и вперёд!
Начнём с зала, плотно уставленного динозаврами автомобилестроения - первыми массово производимыми автомобилями - Фордами, Крайслерами, Доджами...
Все описания далее взяты с пояснительных аншлагов у представленных автомобилей. Я не специалист, поэтому возможны огрехи)
Dodge Brothers
1919 год
Страна: США
Двигатель: 3500 см3, 35 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Макс. скорость: 87 км/ч
"Додж" (Dodge Division) - отделение американской корпорации "Крайслер", специализирующейся на производстве легковых автомобилей, а также авто повышенной проходимости. Штаб-квартира находится в Хайленд-Парке (пригороде Детройта).
Американцы Джон и Хорейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха). Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали "Старушка Бетси", покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании - земной шар, помешенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.
Ford A
1931 год
Страна: США
Двигатель: 3285 см3, 40 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Автомобиль, производимый компанией Ford Motor Company c 1927 пo 1931 год. Вторая модель в линейке компании. Первый Ford А был изготовлен 21 октября 1927 года, но продажи начались только 2 декабря 1927 года. Он заменил на конвейере почтенный Ford Model T, который выпускался в течении 18 лет. А со следующего года развернулось его массовое производство. На нём установлен новый 3.3-литровый двигатель с мощностью 40 л.с., с чугунным блоком, боковым распредвалом и нижними клапанами. Раму немного облегчили, съёмные колёса сделали оспицованными и снабдили более широкими шинами. Автомобили «Форд А» были в среднем на 200-300 кг тяжелее модели Т, но развивали скорость на 25-30 км/ч выше при приблизительно одинаковом среднем расходе топлива.
Успех модели А был колоссальным: в первый же год производства выпустили 633 594 автомобиля, в 1929 - свыше 1,5 экземпляров. В 1930 году после разрушительного кризиса, спрос на автомобили стремительно покатился вниз, поэтому Форд собрал лишь 1,2 млн таких машин.
Chevrolet Woody Station Wagon
1926 год
Страна: США
Двигатель: рядный 4-цилиндровый, 2600 см3, 26 л.с.
Коробка передач: МКПП
Макс. скорость: 65 км/ч
В начале 20-го века большинство видов транспорта были сделаны из дерева, включая лодки, самолёты и конные экипажи. Ранние образцы автотранспорта тоже были деревянными, пока методы штамповки стали постепенно улучшаться и со временем сталь позволила заменить твёрдую древесину. Дизайнеры, однако, продолжали использовать дерево в качестве декора автомобиля. Сталь улучшила прочность и долговечность кузова, но автовладельцам нравился внешний вид и очарование дерева. Большинство производителей автомобилей изготавливали свои деревянные кузова у сторонних производителей, кроме автомобилей Генри Форда. Компания "Hercules Body Company" из Эвансвилля, штат Индиана, была одним из основных сторонних поставщиков для изготовления деревянных кузовов. Она начала сборку кузовов в 1912 году."Hercules Body Company" производила кузова для Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Dodge и других автопромышленников. Ещё одним крупным поставщиком универсалов с деревянным кузовом была компания "Ionia Manufacturing Company" в Ионии, штат Мичиган, которая построила много кузовов-универсалов для General Motors.
Хотя Pontiac и Chevrolet обратились к цельнометаллическим вагонам в 1949 году, "Ionia" продолжала производить вагоны Buick Woodie в 1949-1953 гг.
А все стены в ретро-музее завешаны американскими госномерами, колпаками от автомобилей и прочей автомобильной мелочью, что добавляет месту волшебный антураж...
... есть даже медные огнетушители начала прошлого века
Старинная заправочная колонка. Внизу видны старые канистры для бензина. На одной читаем - Gasoline.
Brush Ranabout E
1911 год
Страна производства: США
Рабочий объём двигателя: 1560 см3
Максимальная мощность: 7,5 л.с.
Трансмиссия: МКПП, 2-х ступенчатая
Rolls-Royce Wraith
1939 год
Страна: Англия
Двигатель: рядный 6-цилиндровый, 4257 см3, 120 л.с.
Коробка передач: 4-ступ. МКПП
Макс. скорость: 137 км/ч
Вес: 1900 кг
Длина: 5,2 м
Rolls-Royce Motor Cars является английской компанией, входящей в состав концерна BMW AG. Она специализируется на выпуске дорогих и престижных машин ручной сборки клacca люкс. Флагманской моделью фирмы является Rolls-Royce Phantom. История компании длится вот уже целых сто лет. Основателями фирмы стали инженер-конструктор Фредерик Генри Ройс и торговец Чарльз Стюарт Роллс, которые создали собственное предприятие в 1904 году. Популярности компании поспособствовало участие в ралли. В 1906 году первое место в автомобильной гонке Турист Трофи заняла легкая 4-цилиндровая модель Rolls-Royce 20 PS, мощность мотора в которой была всего 20 л.с. В XX веке компания окончательно утвердила свой имидж престижной марки. Она стала основным поставщиком машин для королевского дома Великобритании. Во время Первой мировой войны около половины самолётов Антанты было произведено компанией Rolls-Royce. Последним двигателем, созданным Генри Ройсом, стал легендарный двигатель Мерлин, который стал использоваться лишь С 1935 года, В то время, как сам Генри Ройс умер в 1933 году. Rolls-Royce Wraith был последним и самым современным Ройсом в довоенный период. Развитие модели Wraith было прервано во время Второй мировой войны, что делает модель одной из самых редких среди Ройсов сегодня.
Wyllis 70-knight
1926 год
Страна: США
Двигатель: рядный 4-цилиндровый, 3031 см3, 40 л.с.
Коробка передач: МКПП
Макс. скорость: 96 км/ч
Джон Норт Виллис купил компанию Overland в Индианаполисе в 1907 году. Год спустя название было изменено на Willys-Overland. В дальнейшем Джон Виллис приобрел лицензию на производство запатентованного двигателя Knight с золотниковым клапаном и снова сменил название.
Wyllis-Knight (Виллис-Рыцарь) - автомобиль, который производился между 1914 и 1933 годами в Толедо, штат Огайо.
Автомобильная компания Wyllis-Knight стала вторым по величине автопроизводителем в Соединенных Штатах начала ХХ века. В 1915 году построена семиэтажная штаб-квартира в Толедо. До конца десятилетия треть рабочей силы города Толедо была занята либо в Виллис-Найт, либо в одном из малых предприятий, поставляющих запчасти и расходные материалы.
Dodge Brothers
1919 год
Страна: США
Двигатель: 3500 см3, 35 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Макс. скорость: 87 км/ч
"Додж" (Dodge Division) - отделение американской корпорации "Крайслер", специализирующейся на производстве легковых автомобилей, а также авто повышенной проходимости. Штаб-квартира находится в Хайленд-Парке (пригороде Детройта).
Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха). Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали "Старушка Бетси", покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании - земной шар, помешенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.
Chrysler 2S
1927 год
Страна: США
Двигатель: карбюратор, 2790 см3, 40 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
«Крайслер» (Chrysler Corporation) - американская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей марок «Крайслер», «Додж», «Плимут», «Игл» и др., грузовиков "Додж", пикапов, а также разнообразных комплектующих. Штаб-квартира находится в Оберн-Хиллз (штат Мичиган). Компания основана в 1924 году известным инженером и бизнесменом Уолтером Крайслером в результате реорганизации компании «Максвелл Мотор» (поглотившей в свою очередь «Чалмерс Мотор», основанную в 1908) и "Виллис-Оверленд". В 1924 же году вышел первый легковой автомобиль марки "Крайслер 70" с 6-цилиндровым двигателем и высокой по тем временам степенью сжатия, который имел гидравлические тормоза на всех четырех колесах. Этот автомобиль имел бешенный успех в США. В первый же год их было продано более 32.000 штук. В 1926 году был выпущен более комфортный вариант Chrysler Foyr, а потом уже и Chrysler Imperial Six.
Dodge Brothers
1916 год
Страна: США
Двигатель: 3500 см3, 35 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Макс. скорость: 87 км/ч
Ford T
1919 год
Страна: США
Двигатель: 2895 см3, 20 л.с.
Коробка передач: МКПП
Макс. скорость: 67 км/ч
У Генри Форда была мечта создать простой крепкий автомобиль по цене, доступной для большинства. Такой машиной стала «Модель Т», самый доступный автомобиль зa всю историю автоиндустрии. И, хотя он продавался по цене лишь 260 долларов CШA за базовую модель, многие предпочитали дополнительное оборудование. и средняя цена составляла около 400 долларов. «Модель Т» стала символом недорогого надежного транспортною средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. «Модель Т» завоевала признание миллионов американцев, которые ласково называли ее "Лиззи". В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило вес рекорды в автомобильной промышленности. Применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки позволило новому «Модель Т» покидать завод каждые 10 секунд. Выпускался этот автомобиль до 1927 года.
Ford Pickup
1928 год
Страна: США
Двигатель: 3285 см3, 40 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Макс. скорость: 40 км/ч
В начале двадцатых годов Ford Motor Company доминировал на автомобильном рынке с моделью Ford Model Т. Тем не менее, в середине двадцатых годов это доминирование быстро сокращалось из-за таких конкурентов, как General Motors. Падение продаж модели Т заставили Генри Форда дать согласие начать разработку новой модели. Первый Ford А был изготовлен 20 октября 1927 года. Модель выпускалась в самых разных вариантах Купе (Standard и Deluxe), Бизнес-Купе, «Sport Coupe», «Roadster Coupe» (Standard и Deluxe), кабриолет, фаэтон (Standard и Deluxe), «Tudor» (Standard и Deluxe), «Town Car». «Fordor» (2 или 3 окна Standard и Deluxe), «Victoria», универсал, такси, пикап и др. В 1928 году был выпущен первый пикап этой серии, оснащенный закрытой кабиной, стеклоподъемниками, 3-х скоростной механической трансмиссией. Самыми весомыми преимуществами этих автомобилей была их практичность (минимум дополнительного оборудования, объёмный багажник) и невысокая цена. Но вплоть до середины 1940-х годов пикапы в CШA считались транспортом для фермеров и представителей мелкого и среднего бизнеса, проживавших преимущественно в аграрных штатах. Производство закончилось в 1931 году. Всего было выпущено 4 849 340 моделей Ford A во всех вариантах.
Ford A
1928 год
Страна: США
Двигатель: рядный 4-цилиндровый, 3285 см3, 40 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. МКПП
Масса с разными кузовами: 730-1000 кг
Макс. скорость: 85-100 км/ч
Первый «Форд-А» собрали 21 октября 1927г., а со следующего года развернулось его массовое производство На нём установили новый 3,3-литровый двигатель мощностью 40 л.с. с чугунным блоком, боковым распределительным валом и нижними клапанами. Шасси имело много общего с моделью Т, хотя новая машина была укомплектована намного богаче, чем предшественница. У неё было богатейшее зажигание и топливный насос, многодисковое сухое сцепление и «нормальная», а не планетарная, коробка передач, барабанные тормоза на всех колесах безопасные стекла, но подвеска обоих неразрезных мостов на поперечных рессорах почти не изменилась. В 1928 г. автомобиль предлагался с девятью вариантами открытых и закрытых кузовов и даже специальная версия такси. В комплектном виде машины стоили от 460 до 600 долларов, что оказалось по карману большинству средних американцев. Наиболее роскошный городской седан стоил весьма приличную сумму - 1400 долларов.
Lincoln Continental
1977 год
Cadillac Fleetwood S62
1960 год
Страна: США
Двигатель: V-образный, 6300 см3, 325 л.с.
Максимальная скорость: 193 км/ч
Разгон 0-96 км/ч: 11 сек.
"Кадиллак" была сформирована на руинах "Автомобильной компании Детройта", которая после того, как из неё в 1902 году ушли Генри Форд и несколько его ключевых партнеров, обанкротилась и подлежала ликвидации.
С уходом Форда потребовалось изменить название фирмы, и 22 августа 1902 г. компания была переименована в "Автомобильную компанию Кадиллак" У многих моделей Cadillac 1963 года на бортах кузова отсутствовали какие-либо опознавательные знаки, это означало, что автомобиль принадлежит к одной из трёх серий, так сказать «младших». Машины просто индексировались числом 62. На Cadillac 1963 года впервые за 14 лет спроектировали и поставили новый двигатель. Характеристики этого агрегата (мощность, объём, крутящий момент) были такие же, как у модели 1962 года (объем 6,4 л, мощность 325 л.с.), однако, конструкторы сделали хороший запас для дальнейшего наращивания мощности. Плюс ко всему до мотора стало легче добираться при обслуживании, так как он стал компактнее и был лучше скомпонован.
Buick Invicta
1960 год
Страна: США
Двигатель: V-образный, 6572 см3, 345 л.с.
Коробка передач: АКПП
Привод: задний
Максимальная скорость: 150 км/ч
Buick (русск. "Бьюик", в старых источниках — «Бюик») — американский производитель автомобилей, отделение корпорации General Motors.
Название Buick Invicta в переводе с латыни означает "неуязвимый" Автомобиль является одним из самых прекрасных и выразительных по внешнему виду среди этой марки и всего концерна General Motors. Ракетообразный профиль Бьюиков 1961 года словно бы салютовал началу звездной эры в истории человечества. В действительности машины эти дебютировали осенью шестидесятого, когда до исторического полёта Гагарина еще оставалось чуть ли но полгода. В едином «ракетном» стиле были выдержаны все автомобили «Бьюик», включая новую "компактную" модель под старым именем "Спейшл". Дизайн был переработан в 1961 году - резко уменьшились плавники. Салон был отделан в ткань или кожаной отделкой, кроме кабриолетов, которые были отделаны в винил.
Cadillac Deville
1958 год
Chrysler New Yorker
1958 год
Страна: США
Двигатель: V-8, 6435 см3, 345 л.с.
Коробка передач: 3-ступ. АКПП
Ширина: 2020 см, длина 5593 мм
Вес: 1903 кг
Максимальная скорость: 195 км/ч
Chrysler New Yorker - полноразмерный легковой автомобиль, выпускавшийся с 1939 по 1996 год компанией Chrysler Corporation. Большую часть своей истории эта модель занимала в модельном ряду корпорации промежуточное положение между более дешёвыми, массовыми моделями и эксклюзивными Chrysler Imperial, примерно соответствуя автомобилям таких конкурентных брендов как Buick, Oldsmobile и Mercury. Примечательно, что в начале 50-х годов инженеры Chrysler при проектировании двигателя Hemi для модели New Yorker, использовали технологии для танковых двигателей, которыми компания занималась во время Второй мировой войны. В 1958 Chrysler в свои автомобили внедрил круиз-контроль, систему "Авто-Пилот". Торсионная подвеска обеспечивала
машине прекрасную управляемость. Не обошлось и без минусов модели - плохая защита от коррозии, соответственно рано начинал ржаветь, при этом всё же стоил 4638 долларов.
Chrysler New Yorker
1976 год
Страна: США
Двигатель: V-образный, 7200 см3
Коробка передач: АКПП
Ширина: 2020 см, длина 5593 мм
Вес: 1801 кг
Максимальная скорость: 195 км/ч
Chrysler New Yorker - это модель премиум-класса, выпускаемая корпорацией Chrysler с 1939 по 1996 годы, и являлась флагманом модельного ряда компании. "Нью-Йоркер" переводится как "нью-йоркец" - американский аналог "москвича". Такая машина была доступна почти каждому, особенно, если немного подкопить, как у нас во времена СССР. "Нью-Йоркер" отличался высокой степенью надежности и износоустойчивости.
Lincoln Continental
1977 год
Страна: США
Летом на улице можно увидеть более поздних американцев
Покидаем зал с ретро-классикой и переходим в экспозицию истории мотоциклов.
Зал с мотоциклами полон самых разных моделей - от совсем старых до относительно свежих. География тоже весьма широкая. Здесь я обойдусь без подписей и характеристик, потому что экспонатов очень много, и каждый описывать - не хватит буковок на клавиатуре. Так что просто посмотрим.
Единственное, что хочется отметить - в коллекции Ретро-музея есть экспонаты, принадлежащие новоуральцу, который интересуется гоночно-шоссейной мото-техникой и восстановил их собственноручно.
Это:
Восход 175 ШК-4
1990 год
Страна производства: СССР
Объём двигателя: 175 см3
Максимальная скорость: 160 км/ч
Масса: 85 кг
Мощность: 22 л. с.
Конфигурация: 1 цилиндровый, 2-х тактный
Трансмиссия: 4-х ступенчатая
Максимальный угол наклона: 55 градусов
Некоторые спортивно - ориентированные модели производились мелкосерийно на заводах изготовителях. Одним из них был Восход ШК-4, имевший шоссейно-кольцевую направленность. Для мотоцикла изготавливалась специальная дуплексная рама и увеличенный бак, аэродинамический обтекатель из пластика В год создавалось по 300 единиц данного мотоциклетного ряда
ИЖ 6.217
1987 год
Страна производства: СССР
Объём двигателя: 347 см3
Максимальная скорость: 180 км/ч
Масса: 125 кг
Мощность: 37 л. с.
Запас хода по топливу: не менее 130 км
Трансмиссия: 4-х ступенчатая
Угол бокового крена: 50 градусов
Выпускался с 1985 по 1989 год
Рассмотрим остальные мото-экспонаты кольцовского ретро-музея
Переходим в зал с ретро велосипедами!
На втором этаже арамильского Музея ретро автомобилей есть экспозиция с велосипедами, где также представлены различные модификации велосипедов - детские, шоссейные, туристские, электро и прочие, в основном советского производства.
Ну и в завершении нашей экскурсии по Музею ретро-автомобилей в Екатеринбурге мы посмотрим на экземпляры советского автопрома, выставленные на улице. Вспоминаем, что видели в детстве на улицах советских городов)
Легендарный Запорожец-965
Мотоколяска СМЗ
Мотоколяска, известная в народе, как "Инвалидка". Имело полностью ручное управление
Полевая кухня СССР. Солдатской кашки не желаете?
ВАЗ-2101 Копейка
Москвичи разных модификаций
РАФики и автобус
Ну и бонусом - посмотрим на советские ретро игрушки и прочие сопутствующие экспонаты, которые попали в кадр...
Вот такая симпатичная телефонная будка стоит у входа. Можно позвонить в прошлое)
Различные педальные ретро-игрушки - как советские, так и зарубежные.
Любимые игрушки детворы всех стран - машинки различнейших видов, принадлежностей и раскрасов. Вспоминаем детство)
Советские радиолы - тоже символ прошлого века.
Ознакомиться с Ретро-музеем автомобилей можно в короткой видео экскурсии:
Вот такой интереснейший Музей ретро автомобилей и сопутствующего им есть в Екатеринбурге!
Музей находится по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Реактивная, 81 (бывший пос. Кольцово)
График работы: со вторника по воскресенье с 10-00 до 18-00. Пн - выходной день.
Вход в 2021 году составил 200 рублей.