Первые компьютерные клубы Новоуральска

Сегодня мы решили рассказать вам о таком феномене, как комьпютерные клубы конца 1980-х и начала 90-х годов. 
 
В понимании современного человека, такой клуб - это ультрасовременные технологии и топовые игры с наикрутейшей графикой, зачастую многопользовательские. А как обстояли дела с играми в СССР? Во что и как играли дети 80-х, когда компьютер, тем более домашний был из разряда полнейшей экзотики, как и цветной телевизор, и, тем более, видеомагнитофон.
 
Воспоминания об играх и клубах того времени именно из Новоуральска, я думаю, будет интересен читателю, который, как и автор, в начале 90-х был обычным мальчишкой позднего СССР, и компьютерных игр не видывал в глаза.
 
Тему компьютерных игр последнего десятилетия прошлого века меня подвигла вспомнить публикация в интернете, в которой человек играл в игру "Монти", от которой у меня свело олдскулы. Я залип перед монитором на пятнадцать минут, наблюдая незатейливый геймплэй и утирая скупую слезу, вспоминая, как тоже пытался пройти эти уровни в детстве, сидя в компьютерном клубе в Доме культуры "Строитель".
  
"Montezuma's Revenge"

Но начнём сначала. В конце 1980-х годов в (сарказм) "тоталитарном" Советском Союзе - о ужас! - разрешили частное предпринимательство. Предприимчивые граждане принялись организовывать коммерческие магазины - "комки", видеосалоны и прочие западные "блага" цивилизации. 
  
Коммерческий ларёк 1990-х

Я, обычный ребёнок того времени, шёл в ближайшую парикмахерскую возле дома, чтоб обкорнать непослушные вихры. В кармане лежал скомканый рубль на услуги цирюльника, сдачу можно было потратить на морожку. Зайдя в помещение Дома Быта, где на втором этаже располагалась советская брадобрейня-барбершоп. И там заметил толпу мальчишек, оживлённо толкавшихся в ранее пустом закутке, увлечённо что-то обсуждавших. Дай, думаю, гляну, что там за кипиш. Подойдя поближе, я увидел за кучкой пацанов несколько цветных телевизоров и странные коробочки с клавишами, к ним подключённые. В телевизорах показывали не мультики и даже (sic!) не "Лебединое озеро", а какие-то цветные движущиеся картинки. Перед ящиками сидели даже взрослые, радостно дергая какую-то палочку, от чего персонажи на экранах двигались и смешно дёргались. Это и был первый компьютерный клуб и первая игра, которую я увидел в своей жизни. 
 
Компьютер "Атари" конца 80-х

Кстати, слово джойстик, до сих пор используемое в том же значении, пошло именно с тех времён, на манипуляторе, используемом в то время, была вражеская надпись - JoyStick, что значило "Радостная палка". Так и прижилось такое название манипулятора.
 
Я залип в этом месте на весь день, наблюдая, как играют другие игроки, изучая правила игр и просто "втыкая" в телевизор. Подстричься удалось только на завтра, когда я снова побежал якобы в парикмахерскую, а сам опять тусовал "на компьютерах", как стали называть это место пацаны со двора. 
 
Как всё это было устроено? Система была простая и эффективная. Стоимость игры на компьютере составляла 10 копеек за минуту. Минуты было крайне мало, поэтому люди брали хотя-бы на рубль. А 10 минут уже вполне хватало, чтоб пройти несколько уровней и насладиться игрой по полной программе. Игры, кстати, были записаны на аудиокассеты и их необходимо было "загружать" на приставку к телевизору в реальном времени. В зависимости от сложности игры это занимало от 5 до 30 минут. В это время с экрана шёл характерный звук и бегали цветные полоски. С утра в заведение приходил хозяин (даже имена помню - в нашем клубе это были дядя Гена и дядя Дима) и устанавливал на все телевизоры (которые тоже были ламповые и "разогревались" по несколько минут после включения) популярные игры - обычно стандартный набор - "Ривер Райд", "Карате", "Монти", "Боулдер Даш" и "Арканоид". 
 
"Ривер Райд"

Этого было достаточно, чтоб привлечь случайных клиентов - дети любили простенький "Ривер Райд", где самолётик летал над рекой, расстреливая неприятелей, взрослые мужики играли в "Карате", зачастую ломая хрупкие джойстики, думая, что от прилагаемых усилий зависит сила удара персонажа. В "Карате", кстати, можно было играть вдвоём, так сказать одна из первых многопользовательских игр. Зачастую устраивались турниры на выбывание между дружескими командами. 
 
А за неистовыми баталиями увлечённо наблюдала кучка постоянных игроков - пацанов и реже девчонок, которые проводили за наблюдениями игр всё свободное время, изредка поигрывая, пока администратор не видит или отлучился. Ради таких халявных минут они и тусовались рядом с компьютерами. Постепенно некоторые из них научились, смотря за игрой других, проходить запутанные лабиринты, запоминая все каверзные моменты в играх и играли именно на  прохождение, например в "Монти". Постепенно они достигли неких навыков игры и стали просить администраторов устанавливать игры именно для них, тратя все карманные деньги на прохождение всё более сложных лабиринтов.
 
Кроме "нашего" клуба, подобные стали появляться во многих уголках Новоуральска, я помню что они были в ДК Строитель, Парке аттракционов, бассейне "Дельфин"... Может ещё много где, но я посещал только эти. Бывало, что идёшь гулять и просто заходишь в разные клубы, посмотреть, где во что играют, так как игры были разные и была возможность наткнуться на что-то интересное. Так, например в бассейне "Дельфин" я первый раз увидел космическую стрелялку "Star Raiders" и пропал... Она казалась настолько крутой, что я без промедления всадил целый рубль и упоённо рубился 10 минут. Их конечно же не хватило, и пришлось бежать домой за дополнительными деньгами. Распотрошив копилку, я потратил в тот день на игру аж 25 рублей, что в начале 1990-х было очень неплохо. Но не о чём не жалею, игра того стоила. Она стала одной из моих любимых и я достиг в ней определённого совершенства, постоянно повышая уровень мастерства несколько лет подряд. 
 
В разных клубах постепенно возникла "элита" игроков, те, кто знал все игры и умел в них играть. Когда такой человек садился играть, все вокруг собирались и смотрели, это было целое искусство - пройти полностью "Монти" менее чем за час, не погибнув в самом начале. Игры были действительно сложные, там не было сохранений - запоролся, играй с самого начала! У нас такого мальчиказвали Валера, в ДК Строитель - Дима...
Валера однажды купил два часа игрового времени и заказал игру про Робота, какую-то неимоверно сложную, где он её раньше пытался пройти, непонятно) А кассета, на которой она была записана, была с браком, и она никак не хотела устанавливаться. Малейшего толчка по столу, на котором стоял магнитофон, было достаточно, чтоб игра не загрузилась. Так администратор выгнал всех посетителей из помещения, чтоб стол никто не толкал, и только тогда игра пошла. Валера её так и не прошёл, его любимой призказкой, когда что-то не получалось, было "Ты блин нафиг!". Забавно.
 
Далее я покажу все игры, которые мне удалось вспомнить. Если вы знаете игру, которую я упустил, напишите в комментариях. 
Итак, поехали! Постараюсь распределить игры по популярности в новоуральских клубах начала 90-х.

 
Первая игра в которую мне довилось поиграть, это был всем известный Арканоид.
Игрок контролирует небольшую платформу-ракетку, которую можно передвигать горизонтально от одной стенки до другой, подставляя её под шарик, предотвращая его падение вниз. Удар шарика по кирпичу приводит к разрушению кирпича. После того как все кирпичи на данном уровне уничтожены, происходит переход на следующий уровень, с новым набором кирпичей. Есть и некоторое разнообразие: определённые кирпичи нужно ударять несколько раз, иногда появляются летающие враги, от которых отталкивается шарик, удар по некоторым кирпичам приводит к выпаданию из них капсул-призов — приз активируется, если поймать такую капсулу ракеткой.

 
Montezuma's Revenge - Месть Монтесумы, также известна под названиями Монти. Один из первых платформеров объединяющий охоту на сокровища, блуждание по лабиринту состоящему из множества комнат и решения загадок. Игрок управляет персонажем игры, перемещая его из одной комнаты в другую в лабиринтообразном подземелье императора ацтека Монтесумы, заполненном врагами, препятствиями, ловушками и опасностями. Цель игры состоит в наборе очков, путем собирания драгоценностей по пути. Игрок должен искать ключи для закрытых дверей, собирать и использовать предметы, такие как факелы, мечи, амулеты, и т. д., не теряя свои жизни. Препятствия игры — это лазерные ворота, конвейерные ленты, исчезающие полы и огненные печи. Персонаж игры передвигается прыгая и бегая, а также перемещаясь по шестам, ступенькам и цепям. Враги — черепа, змеи и пауки. Игра была большим хитом и считалась очень захватывающей, несмотря на сравнительно примитивную графику того времени и двухмерность пространства.
Одна из лучших игр в то время. Заслуженно считалась хитом, благодаря огромному количеству комнат и поиску ключей и сокровищ.
 
 
Boulder Dash — серия культовых компьютерных игр про подземного собирателя кристаллов.  Игровой персонаж должен пройти несколько «пещер», собирая алмазы и стараясь избежать встречи с опасными существами, не попасть под падающий камень и не оказаться в безвыходном тупике. Весьма сложный процесс, требующий внимания, реакции и соображалки. Далеко не каждый мог пройти даже несколько уровней. Элита играла на прохождение, некоторым удавалось. Было много серий с разными лабиринтами, некоторые знали все.

 
International karate – так сказать, прообраз «Мортал комбата». Драчки против компьютера или человека. В эту игру рубились до посинения, тем более что карате в то время было весьма популярным явлением в СССР.

 
River Raid — видеоигра в жанре скролл-шутера, летаешь на самолётике, расстреливаешь или уворачиваешься от врагов и не задеваешь берега. Это был безусловный хит того времени благодаря простоте управления и увлекательности игрового процесса.

 
Pole Position - увлекательные гонки. Незамысловатый процесс, но увлекал игроков. Гоняли все и всегда, кто ж не любит быстрой езды.

 
Star Raiders 2  – весьма популярная игра для своего времени. Некоторые игроки подсаживались на неё всерьез и надолго. Летая между планетами, уничтожаешь противников, периодически бомбя наземные базы. Так как я любил читать фантастику, эта игра надолго стала моей любимой. Периодически играл на рекорд, выкупая несколько часов и воюя с космическими захватчиками.

 
ZYBEX. Зибекс (мы звали её Зубекс) — космический шутер. Можно было играть вдвоём. Летаешь, уничтожаешь врагов, собираешь лут. Красивейшие уровни и противники. Одна из любимейших мной игр, особенно если играть в неё с кем-то в паре. Прекрасная музыка и выбор оружия.

 
Ninja пользовался огромной популярностью, ибо там была возможность как драк, так и метания звездочками. Плюс присутствовал какой-то сюжет, мы пытались её проходить.

 
BRUCE LEE - ходилка-бродилка с драками и решением головоломок. Главный персонаж - угадайте кто?

 
Choplifter

 
Karateka

 
Gremlins


gyruss

 
Henry's House – игра про чувака который бродит по комнатам замка и собирает разные вещицы. Смысл каждого уровня в том чтобы найти в нем ключ и перейти в новую тематическую комнату. Прохождение игры довольно трудное но и интересное

 
H.E.R.O.  — однопользовательская игра, где игрок должен использовать «вертолётный рюкзак» и другие инструменты, чтобы спасти людей, затерявшихся глубоко в шахте.

 
Panther
 
 
Stealth
 
 
Alley cat  — бездомный кот) это компьютерная игра про кошку, которая хочет выжить на улице. незатейливый геймплей, играли редко.
 
 
Donkey Kong Jr

 
Draconus

Многие игры я, конечно же забыл или пропустил...
Вот такая ностальгия по временам начала компьютерной эпохи... 

Если у вас сохранились фотографии из компьютерных клубов того времени, обратитесь к нам, чтоб сохранить их для будущего, мы их опубликуем здесь.
атари, atari, games, игры, компьютерный клуб, новоуральск, игры новоуральск, монти, риверайд, карате

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх