Невьянские были

Перед вами книга легенд и преданий об Урале. В легендах и исторических преданиях реальность переплетается с ярким вымыслом. Непринуждённые и выразительные фольклорные рассказы о происхождении сёл и городов, об исконных занятиях уральцев - рудоискательстве, золотом промысле, о сплавной работе - доносят до нас самые разные сведения о жизни наших предков. Обыденность и чудо соседствуют в историях о первопроходцах и старателях, богатырях и умельцах, населявших некогда наш край.
Мир уральских преданий о происхождении географических названий, о труде, о борьбе за свободу складывался постепенно. В нашем регионе фольклорные рассказы бытовали издавна, но, в особенности, активизировались с конца XVII - начала XVIII веков, когда началась постоянная разработка рудных богатств Урала, и горнозаводское дело стало основным содержанием жизни уральцев. Предания удовлетворяли естественный интерес народа к истории родного края, недаром отношение к преданиям серьёзное, как к заветам отцов и дедов, которые помогают разобраться в жизни: одни события и лица положительно оценить и этим утвердить в действительности, другие - заклеймить, и, тем самым, вынести им суровый приговор.
Книга задумана как творческий выставочно-издательский проект учащихся и преподавателей Невьянской детской художественной школы, как итог к её 40-летию. Легенды и были подбирались, если можно так сказать, от «общего к частному». Конечно, в первую очередь, интерес возник к самому названию нашего края. Что такое Урал, кто осваивал его, какие народы дали название рекам, горам, населённым пунктам?
Дети с удовольствием погружались в мир былин и преданий. Эта тема близка им, поэтому интерпретировать художественный образ легенд было занятно. Именно здесь раскрывалось творческое воображение и полёт детской фантазии.
Конечно, и педагоги и учащиеся изучали мир уральских легенд и преданий. Каждый раскрывал по-своему тонкую грань былей и преданий. В работе над проектом  происходило тесное взаимодействие с краеведением и, самое главное, так зарождался неподдельный интерес и любовь к своей Малой родине. Надеемся, что книга, которую Вы держите в руках, заинтересует всех неравнодушных к нашему удивительному краю и к его преданиям. 


Творческий коллектив Невьянской детской художественной школы 

 

Никита Демидов и Пётр Алексеевич

Начал царь Пётр Алексеевич войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Под городом Нарвой разбита была армия Петра. Плохо было вооружено русское войско. Мало производили российские заводы фузей (кремниевых ружей), сабель, штыков, пушек. А на Урале много нашли рудознатцы различных руд: железных, медных.
Повелел царь Пётр строить заводы на Уральских горах. Но не расторопны были воеводы царские, больше о своём кармане думали. И искал Государь людей простых, но знающих и мастеровых.
Приехал Пётр Алексеевич в город Тулу. Собрали по приказу царя в воеводских палатах мастеров-оружейников. Говорит им Государь: «За каждую фузею платим мы немцам, английским и прочим шестнадцать рублей восемь гривен, но нет в казне таких денег, а ружья делать нужно». Призадумались мастера. Вышел тогда тульский мастер Никита Демидович Антуфьев и говорит Петру Алексеевичу: «Возьму я заказ твой, Государь, и будет стоить фузея рубль шесть гривен за штуку, но пожалуй мне в аренду завод твой, что на Урале, на Нейве-реке». Нахмурился царь: «Посмотрим», - сказал.
А у Никиты двое сыновей - Акинфий и Григорий. Взялся он с сыновьями за дело. Фузея за фузеей выходит из рук их, и ружья то не хуже, а лучше иноземных. Сработали они сто штук. Вооружили ими роту солдат, и вывели их на смотр перед Государем, перед дворцом его. Вышел Пётр, взял у первого солдата фузею. Хороша, ствол серебром блестит, замок ружейный горит золотом, а ложа как шёлк в руке струится. «Заряди», - приказал. Забили в ствол порох, закатили пулю. Прицелился царь, но то ли рука дрогнула, то ли глаз подвёл (а Пётр Алексеевич знатный стрелок был), промахнулся Государь. Рассердился он, зовёт к себе Никиту. Прибыл тот с сыновьями, а царь в гневе: «Такие твои фузеи?». Вышел тогда вперед Акинфий, да и говорит царю: «Дай Государь, я выстрелю, а промахнусь - руби мою голову». Согласился Пётр Алексеевич. Стал по очереди брать фузеи у солдат Акинфий и стрелять по окнам дома царского, одно разбил, второе, третье. Остановил его царь. Обнял он Никиту и сказал ему: «Молодец, и мастер великий, и отец хороший. Жалую тебя фамилией. Будешь ты отныне не Антуфьев, а Демидов, и ты, и род твой на века...».
Пожаловал также ему завод Невьянский и наказал, лить на нём пушки, фузеи делать и всякое железо работать. С тех пор и пошёл на Урале род Демидовский.

Легенды Невьянской башни

***

Сильно разбогатели Демидовы на Урале. Много диковин завели они в палатах Господского дома в Невьянске. Для изучения нового в деле изготовления металла выписывали они себе книги европейские. Вот в одной из книг и прочёл Акинфий Никитич о башне падающей, что в городе Пизе в Италии. И решил он такую же, и даже ещё лучше, у себя, в Невьянске, построить. Клич кликнул мастерам, но никто на зов крутого на расправу Демидова не явился.
Разозлился заводчик, пригрозил пороть мастеров-строителей. Вот тогда и явился к нему мастер-старообрядец. Спросил его Демидов: «Сможешь построить мне башню, лучше итальянской?». Посмотрел мастер и ответил: «Построю». Приказал Акинфий. И вот на берегу пруда заводского стал мастер строить башню. Быстро он её построил. Сильно наклонена была башня. Венчал её шар зубчатый. Понравилась башня Никитичу. Спросил мастера: «А сможешь лучше построить?». Посмотрел мастер вокруг и ответил: «Смогу».
Повёл его Демидов на верхний этаж и спросил: «Покажи, где лучше башня встанет?». Вышел на балкон башни мастер, руку протянул, чтобы показать, а Демидов столкнул его с высоты такой, упал мастер и разбился. Не хотел заводчик, что бы ещё у кого-либо башня такая была.
***
Построили мастера Демидовым башню в Невьянске. Высокую, красивую. Леса убрали. Ждут хозяина. Да и заспорили, чьё железо лучше, чьё оружейное дело старше. Спорили они, спорили. Решили спросить старого мастера, ещё из Тулы Демидовыми вывезенного.
Посмотрел на них тот, выслушал, да и говорит: «Железо на Урале доброе, мастера хорошие, и оружие делать умеют. Да град Тула раньше припас воинский делать начал». Не поверили спорщики. Тут новая башня заскрипела и нагнулась в сторону города Тулы, поклонилась ей. Да так и осталась Невьянская башня наклонной.
***
Новый город Невьянск. Завод в нём большой. Владеют заводом и Невьянском Демидовы. Приказали построить они башню высокую, чтобы видеть им все свои владения. Сказано - сделано. Выстроили мастера башню. Красивая она вышла, прочная. А Акинфий Никитич очень жадный был. Для того, чтобы богатеть ещё больше, угнетал работных людей он нещадно. Секли их батогами, забивали в колодки. Особо непокорных отправляли в шахты глубокие.
Мало этого, решил Акинфий деньги чеканить в подвалах башенных. Но, прознали об этом царица и генералы её и направили в Невьянск генерала Вяземского. Испугался Демидов и приказал затопить подвалы. Исполнили прислужники его приказ жестокий, затопили подвалы под башней вместе с работными людьми. И от этого злодейства и горя наклонилась демидовская башня. Да так и стоит на века наклонная.

 

Демидовские рублёвики

Нашёл Пантелей в Алтайских горах серебряную жилу и доложил об этом всесильному хозяину своему Акинфию Никитичу Демидову - владельцу заводов уральских. Послал тот из Невьянска работных людей на Алтай за драгоценным металлом. Съездили те, разведали всё, привезли образцы руды. А в те годы добывать серебро могли только на Государя Императора рудниках, а иным-прочим под страхом смертной казни запрещено это было.
Из привезённой руды в башне был выплавлен металл. Осмотрели его мастера и доложили хозяину: «Серебро пробы чистой, хоть рублёвики чекань!». Сильно опечалился Акинфий Никитич: богатство вот оно, а «не укусишь» - власть то царёва сильнее демидовской. И решил Никитич скрыть от Государя драгоценную находку. Отправил он работных людей в шахту, в гору, а Пантелея лишил языка, что бы мог он руды искать, а рассказать никому об этом не смог.
В это время в Санкт-Петербурге скончался император Пётр Великий. И решил Акин-фий Демидов, что пришло его время. Стали возить руду серебряную из Алтайских гор в Невьянск, где в подвалах башни лили металл драгоценный и чеканили рубли, с которых богател Демидов. Чтобы не роптали мастера, обещал им Никитич дать вольную через пять лет и по сто рублей серебром на обзаведение. И делали они свою работу хорошо и молча. В Санкт-Петербурге на трон вступила императрица Анна Иоановна - женщина властная и крутая на расправу, но на лесть падкая. Ведал делами её немец по имени Бирон. Грабил он всю Россию нещадно. Прослышал он о богатствах демидовских и стал царице нашёптывать про дела Демидовские. Рассердилась императрица и вызвала Никитича к себе. А у Демидова то друзей-приятелей во дворце множество. За меха да камни рассказали ему про гнев цари-цын. И решил Акинфий Никитич спасти свою буйну головушку.
Раз, в праздник какой-то, пришёл он в императорский дворец с корзиной плетёной, тряпицей сверху прикрытой. Вельможи то придворные над ним насмехаются: мол, грибов, что ли, набрал да во дворец-то принес. Усмехается Демидов на их насмешки, головой кивает - мол, да. А Анна Иоановна любила в карты играть на деньги... И пал взгляд её на уральского заводчика. Позвала она его за стол свой карточный. Раскинули карты, Демидов то всё проигрывает, да проигрывает. А из кармана достает рубли новые и расплачивается ими за проигрыш. Вот царица и спрашивает: «Демидыч, а чьими ты рублями-то платишь, моей работы или твоей?». Поклонился низко заводчик и отвечает: «Все мы твои, матушка. И именье наше твоё. И жизнь и голова наша твоя». Тут открыл он корзину, а она полная новеньких рублёвиков с портретом Анны. Поклонился императрице низко и говорит: «Кланяюсь тебе, матушка, и прошу в подарок принять рудники серебряные алтайские. Век живи, а серебра того не истратишь».
Обрадовалась тут царица, пожаловала его орденами. А Бирон-то завистлив был. Послал он на Урал князя Вяземского, в вотчины демидовские. Испугался заводчик, что все каверзы его вскроются, приказал он открыть шлюзы тайные и затопить подвалы под башней, где серебро лили и деньги чеканили. Верные демидовские приказчики открыли шлюзы, и воды Ней-вы реки затопили подвалы вместе с мастеровыми, навеки скрыв тайны Акинфия Демидова.

 

Тайные ходы Невьянска

На железе и золоте стоит Невьянский завод. Владеют им дворяне Демидовы. Богаты они. Ломятся палаты их от золота и камней самоцветных. Меха кругом и ткани заморские. Устилают полы в хоромах ковры восточные. В яствах и питье есть всё.
Мастеровые люди богатства эти создают. В тяжёлой работе льют они прекрасное железо, маркой «Старый соболь» меченое. Золото добывают. Не жалеет их управляющий демидовский. До смерти засекают недовольных. В горе, в шахтах держат непокорных.
Терпят работные, копят недовольство своё. Но и Демидовы опасаются мести рабочих. Крепки запоры на воротах усадьбы. Много стражников охраняют покой господина. Но для опасения своего в Невьянском заводе выкопаны ходы подземные тайные. От палат Демидовских и башни наклонной в город идут они, выходят в дома управителя и других богатеев. Глубоки подвалы те. Выложены они из кирпича красного, сводчатые они, арочные. Темно в них и страшно. Из железа Демидовского сибирского выкованы шандалы для факелов, которые ржавчине не поддаются. В тайных закоулках ходов этих имеются комнаты тайные, где хранят Демидовы богатства свои несметные.
Гулял по Уралу царь Пугачёв. Ждали работные люди невьянские царя-освободителя. Ждали его и демидовские прихвостни. Ещё длиннее строили они ходы тайные, ещё тщательнее прятали их входы и выходы. Мастеров, подвалы и ходы строивших, сажали в гору-шахту, чтобы не могли те рассказать о тайнах демидовских. Не дошёл батюшка Пугачёв до Невьянского завода. Пленили его генералы царские и в Москву на казнь отправили. А подвалы-ходы в Невьянске сохранились. До сих пор тайнами окутаны они.
Есть поверье, что те, кто тайны подвалов раскроет, получит ключи к несметным богатствам Демидовским.

 

Круглая контора Верх-Нейвинского завода

Купил в 1769 году Невьянские заводы у Демидовых Савва Яковлев. Доволен новый хозяин. Богатейшим человеком на Урале стал. Невьянский завод уже «старый», а Верх-Нейвинский новый - недавно пущенный. Возле него пруд огромный. Объезжает Яковлев новоприобретение. В Невьянске на башню сходил. Приехал в Верх-Нейвинский завод. Плотина новая смолой и деревом пахнет. Вода чистая, прозрачная. Нейва бежит, красавица. Рядом завод дымит. Встретили нового хозяина хлебом-солью. Управляющий расстарался. На берегу пруда раскинулась скатерть-самобранка, каких только яств и напитков на ней нет. Яковлев доволен, гости его хвалят, пьют за его удачу и здоровье.
Подошёл управляющий, поклонился хозяину и спрашивает: «Ваша милость, а какую контору прикажите построить?». Отвалился Савва Яковлев, окинул окрестности довольным взглядом, на гостей посмотрел самодовольно, да и говорит: «От Демидовых в Невьянске -башня, а от меня вот такая контора будет!». И показывает Управляющему на круглый графин винный. Поклонился тот низко, ответил: «Будет исполнено». И в 1775 году была построена круглая заводская контора, формой похожая на графин. Крыша с шаром, как крышка его. В верхней башенке были установлены часы-куранты, из Европы привезённые.
Прошло более 240 лет, но и до сих пор является Верх-Нейвинская круглая контора единственным в мире круглым заводским административным строением. До сих пор ходят часы-куранты на её вершине.
Вот такая память. Да не столько по Савве Яковлеву, сколько по талантливым мастерам земли Уральской.
Сейчас этот памятник архитектуры изображён на гербе городского округа Верх-Нейвинский.

 

Легенда о скоморохе Кирше

Родился в России при батюшке Петре Алексеевиче в семье скоморохов Даниловых мальчик. Окрестили его Киршею. Была семья та из старообрядцев. Собирали они песни, сказки и бывальщины старые. Рано начал Кирша петь и плясать. Научил его монах-расстрига читать и писать. И стал Кирша песни и сказки собирать и записывать. Ходил он по городам и сёлам, пел песни, веселил народ, тем и кормился. Кто денежку даст, кто кусок пирога, а кто накормит и на ночлег пустит.
Однако, царица издала Указ, запрещающий бродягам по Руси шататься. Указано было ловить их и на Урал, на заводы, отправлять. Вот и попался солдатам Кирша. Отправили его на завод Невьянский, к Акинфию Никитичу Демидову. Стал работать Кирша молотовым мастером. Но при этом песни пел работным людям, сказки рассказывал.
Сообщили об этом Демидову. Тот вызвал его к себе, приказал показать своё искусство. Запел Кирша. Понравились песни заводчику. Сделал он Киршу певцом при сыне своём. Но затем снова призвал его к себе Демидов. Так и жил Кирша Данилов при Акин-фии Никитиче.
Песни Кирши направил Никитич в город Санкт-Петербург к академику Миллеру. Так и жил Кирша в Невьянском заводе. Прожил он жизнь большую. Остались после него песни и сказки им собранные.

Легенда о разбойнике Кушкине

Указывают люди, что жил раньше в Невьянске знаменитый разбойник. Звали его Александр Кушкин. Был он силён невероятно, здоровый был, никто не мог его в кулачных боях одолеть, силы был недюжинной. Сказывали, что около двухсот килограммов весил он.
Шибко богатые его боялись, так как грабил он их на ярмарках. А богатство награбленное раздавал бедным. Если деньги есть, то вином напоит. Лошадь ему под стать была - никто не мог догнать. Поговаривали, что заколдован он был. Его ведь пуля не брала, и лошадь его пуля не брала.
А потом его становой пристав арестовал в Рудянке. Он как нажал плечом, крыша-то и слетела, выскочил на конёк, видит, а он окружён. Отправили его в башню Невьянскую, заклали его там. Там он и иссох. Было это ещё при первых Демидовых.

 

 

Как купцы обманывали старателей

Не просто жилось старателям - если золото найдётся, то это половина дела, самое главное, надо было его ещё сбыть. А сбывали золото старатели в Екатеринбурге купцам Агафурову, Второву, Макарову.
И вот, принесёт старатель золото, а купец возьмёт золото, да и унесёт в другую комнату. Это хорошо, если в полцены заплатит, а иной раз и вовсе говорит, мол, чего сидишь? Кого дожидаешься? А старатель и говорит: «Да вот сижу, жду деньги за золото» - «Какие деньги? Я у тебя никакого золота не брал. Вот позову сейчас жандарма». Испугается мужик и уходит. А у другого примет золото, да рассчитается. Вот и опять мужики идут к 

Как старатели обманывали купцов

И старатели иной раз тоже хитрили и купцов обманывали. Вот надо им продать делянку, они позовут купца на шахту, сами перед этим мелкого золота насыпают. Приходит купец, смотрит, пробу берёт. Действительно, хорошая делянка, есть золотишко. Покупает делянку, начинает мыть, а золота-то и нет, а если найдётся, то бедное. Бросает он это дело, бывало, и разорялись, но чаще обманывали купцы старателей.

 

Ермак и семь братьев

Шёл Ермак Тимофеевич с дружиной в Сибирь. Долго шёл. На лодках по рекам, по лесам лодки, пушки и припасы тащили воины на себе. Вышли они к озеру Таватуй. Усталые люди спать полегли, а Ермак пошёл осмотреть окрестности. Обошёл он озеро, и на другом берегу вышли ему навстречу семь братьев. Жили они на Таватуе, охотились, рыбачили. Решили братья прогнать пришельца. Схватили дубины и бросились на Ермака.
Не испугался атаман, выхватил саблю и стал биться с хозяевами озера Таватуй. Долго шёл бой. Семеро братьев. Сильны они, но и русский атаман не уступает им в мощи. Во время битвы предлагает братьям Ермак Тимофеевич признать веру православную, поклонится кресту. Смеются те над русской верой, потешаются над святым крестом. Стал уставать атаман и взмолился он Господу: «Не дай, Господи, вере православной пошатнуться, не допусти насмешек над Крестом Святым».
И тут стало всходить солнце, и лишь коснулись лучи его братьев, окаменели они. Такое наказание им за насмешку над верой чужой, за негостеприимство и злобу. Так и стоят каменные исполины на горе возле озера Таватуй. И если ночью прислушаться, то слышно как бьются сердца каменные внутри скал. И называются скалы те Семь братьев.

Легенда о Шайтанке

Где течёт сейчас речка Шайтанка, там жили в старые времена вогулы (манси). Шайтан по вогульски и по татарски - «чёрт». Шайтанка берёт своё начало от горы Шайтан. Гора эта высокая, крутая, пропастей много. И змеи там. Одним словом, страшно там, страшная гора. Весной, когда половодье, речка Шайтанка совсем дикой становится, может ещё и поэтому название ей такое дали.

 
 

Легенда о русалке

Озеро Таватуй большое и красивое. Слилось оно с прудом Верх-Нейвинского завода, построенного Прокопием Демидовым, и ещё больше стало. Издавна жила в озере русалка. По обличию девушка, но в воде ноги её превращались в хвост щучий.
В деревне Таватуй, что стоит на берегу озера, жил парень молодой, Степаном его звали. И занимался Степан ловом рыбным. Пойманные им ерши в бочках живьём доставлялись к столу царицы в городе Санкт-Петербурге. Удачлив и богат был тот Степан. Одно, холостым он ходил. Дом у него справный, и хозяйство при нём, и огород ухоженный. А стояло Степаново хозяйство прямо на берегу озера Таватуй. Весёлый был Степан, песни пел. И полюбила его русалка озёрная.
Вот раз на вечерней заре ловил Степан рыбу. И вдруг видит, по берегу навстречу ему идёт девушка красоты невиданной: волосы длинные в косу забраны и перевязаны лентой голубой, сарафан атласный цвета воды таватуйской, а глаза голубые, глубокие как омуты. Подошла девушка к Степану - а тот онемел от неожиданности - и говорит: «Давно знаю тебя, Степанушко, давно люб ты мне, возьми меня замуж, заживём с тобою в богатстве, но дай слово, что кроме меня, ничьим ты не будешь!». Влюбился Степан и дал слово девушке. Сговорились они и стали жить.
Ещё больше стал ловить рыбы Степан, ершей таватуйских стал продавать по фунту, а то и более. Жемчуг речной попадать ему стал. Это ж русалка была, все тайны озера знала, вот и помогала Степану-то. Только жили в Таватуйской деревне староверы, стали говорить они Степану, что жить с женой без благословения нельзя. Любил жену свою Степан и всяко отговаривался от стариков, где шуткой-прибауткой, а где и крепким словцом. Долго ли коротко ли... Раз был Степан на ярмарке в Невьянском заводе, рыбой торговал. Да и встретил девушку, заводского мастера дочь. Старой веры и она была, и семья её.
Полюбил Степан девушку-то земную... И не знает, как русалке-то об этом сказать. И решил он скрыть правду от неё. Сделал он предложение невьянской-то девушке, и согласие родителей её получил. Благословили они по вере старой брак тот.
Приехал Степан в Таватуй. Зашел в дом и видит: страшной стала жена его, волосы зелёные до полу, сама бледная, глаза зелёным огнём горят. Говорит она в гневе Степану: «Только моим ты будешь и ничьим больше, а за обман твой не увидишь ты больше ничего кроме озера Таватуй, даже деревни своей!». Грянул тут гром, сверкнула молния, и превратилось хозяйство Степана в остров каменный на озере, отнесло тот остров за мыс, так что не видно его из деревни, а сам Степан в сосну обратился. Так и стоит на том острове и поныне.
Называют тот остров каменным. Говорят, иногда, на вечерней зоре, видели на острове женщину, но правда это или небыль - неизвестно. А Степанова то невеста так и осталась в Невьянском заводе вековухой.

Легенда о лешем

Однажды молодые девушки из Невьянского завода собрались в весенний лес собирать пролески - букеты весенних цветов. Постепенно углубляясь в лес, они шли всё дальше и дальше. Выбирая самые лучшие цветы, девушки собирали большие букеты. Не ведали они, что это леший их заприметил и заманивает в глубь леса.
Все подружки решили, что цветы собирать хватит, собрались домой, а одна осталась в лесу, захотела она собрать такой букет, которого никто не собирал. Лесной дух завёл девушку на глухую поляну, окружённую великими старыми соснами, большими обрывами и страшными скалами. С той стороны, откуда пришла девушка, внезапно выросли стеной плотные заросли калины и черемухи, через которые не то что человеку невозможно было пройти, но и зверю не пробраться. Встала с букетом посреди поляны девушка, оглянулась, и очень напугалась. А Леший тем временем превратился в молодого красавца. Вышел он из-за ствола старой сосны и молвил с улыбкой: «Не бойся меня, девица красная, я не сделаю тебе ничего плохого. Одно лишь ты должна для меня сделать, стать моей навеки, так как в лесу я - главный повелитель и хозяин, которому всё подвластно».
Отказалась девица. Попробовала убежать, но не было пути назад. Превратился Леший в старого деда. Подбежал он к ней и схватил её двумя руками. От отвращения и испуга девушка со всей силы ударила лесовика. Послышался громкий треск, будто переломилась ветка, и уродливый старик освободил девушку, упал на поляну и начал корчиться.
А девушка снова пыталась убежать, однако не могла ступить и шага. Неведомые силы крепко удерживали её на месте. Это Леший напустил на девушку колдовское утомление. Опустились её руки, ноги подкосились, и впала она в чудный сон. Девушка, словно белое облачко, покрылась голубизной весеннего неба, таяла на глазах, и вскоре окончательно растворилась и исчезла. На том месте, где упала девушка, из-под земли пробился красивый цветок, подставив свою бархатную чашечку тёплым солнечным лучам. Называется он Сон-трава или Лешачья.

Легенда о трёх братьях

Жил на Урале башкирский народ. Кочевал он по равнинам предуралья, в оренбургских степях. Доходили башкирские купцы до озера Таватуй и скал Семь братьев. Скупали меха, камни самоцветные у народов тех. Хорошо жили башкиры, вольно. Сильны были всадники их, метко стреляли из луков, хорошо рубили саблями. Смело бросались они в битвы за свою свободу.
Бесчисленные орды Чингисхана подошли к Уралу. Грудь о грудь сшиблись с его конниками башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища. С беззаветной храбростью защищали они свою родину и свободу. Много пало полков Чингисхана, но нет им числа. Четырнадцать лет монголы не могут сломить их сопротивление. Сам Урал помогал башкирам, наводя ужас на захватчиков дремучими лесами и мрачными скалами, за которыми на каждом шагу их подстерегала опасность.
Давал Урал воинам железо для сабель, дерево для луков, жилы для тетив... Но много воинов у монголов, гонит их в битву жестокая воля Хана их. И вот однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жён и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко. Вздулась река, запруженная телами мёртвых монгольских воинов, а три брата, тесно прижавшись друг к Другу, выставили вперёд щиты и дружно отбивали атаки. Стрелы росли из земли уральской, а жёны и дети подавали их мужьям и отцам. Сабли им из скал выскакивали. Бились братья насмерть. Как о каменные утёсы разбивались орды монгольские. Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, бежали они обратно в открытую степь.
А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины. Между Кагой и Бурзяном стоят эти скалы, получившие название «Три брата».

 

Легенда о Верблюд-горе

Жил однажды Верблюд. Много земель он исходил. По Уралу путешествовал. Был там, где не был до него никто, дошёл до озера Таватуй, побывал на Семи братьях, по челябинским озёрам прогулялся. И застигла его страшная засуха. Высохла трава, не было воды, устал Верблюд, выбился из сил. И, наконец, перед ним блеснула лента реки, засверкали блюда озёр челябинских. Прилег он отдохнуть, напиться воды и окаменел. И зовётся с тех пор место это Верблюд-гора.

 

Легенда о горе Таганай

В переводе с башкирского Таганай означает «Подставка для Луны». В стародавние времена не было людей на земле - жили на ней одни великаны. Жили они по всей земле, и на Урале тоже.
У главного уральского великана было три сына. Владел великан камнями драгоценными, несметными богатствами, но никому не позволял к ним прикасаться, даже детям. Решили сыновья завладеть отцовскими сокровищами. Тёмной ночью пробрались они в кладовые, сложили каменья в мешок и убежали, опасаясь гнева отца своего. Только мешок оказался с дырой, и рассыпались камни по всему Уралу, оттого и стал край наш богат самоцветами.
Проснулся утром великан, видит - ни сокровищ нет, ни сыновей. Долго искал их отец, да так и не нашёл, сел на землю и заплакал. Так долго лил он слёзы от горя, что растеклись от него реки уральские, среди них и Нейва-красавица, собрались реки в озёра. Много их на Урале: Инышко, Таватуй, Балтым...
Увидела это Луна и решила утешить великана, и опустилась ему на плечо. И тут увидела, что исполин от горя окаменел. С тех пор стали звать эту гору огромную Таганаем. Заметили сыновья, что все богатства растеряли, опомнились, вернулись домой. Увидев, что отец их камнем стал, испугались и от страха сами окаменели. Так и стоят с того времени рядом: Таганай и три его сына, называют сыновей - Три брата. Не вьются возле скал Братьев птицы, даже вороны облетают их, звери не приходят к тем скалам. Да и люди обходят их стороной.

Легенда о золотых приисках

Сказывали люди в старые добрые времена, что было такое поверье: там, где лежа-ш -дало золото, там оно и показывалось. А показывалось оно не всем, и по разно-му показывалось: кому-то в виде старца в шляпе, а лица этого старца и вовсе не было видно. И тот, кто не убоялся старца, был вознаграждён сполна. Шли по грибы ли, или по ягоды, или ещё какая надобность была, и там, где гриб виден был, там и золото находили. А кому-то золото являлось и в виде свиньи, а некоторым и в виде трёх девиц молодых показывалось. Иной раз и в виде змей. Особенно это в Шурале отмечали.
Как-то на прииске случай был. Через этот прииск целое стадо змей проползло. После этого случая стали в этих местах золото находить. И таких мест было немало в округе: и Конёво на золоте стояло, и в Обжорино находили, и в Шурале.

 

Легенда ое Игнатьевской пещере

Жил в Невьянских заводах молодой талантливый художник Игнат. Был он крепостным дворян Собакиных-Яковлевых. Полюбил он соседку свою, крепостную девушку Анну. Служила та в доме господском. Посватал её Игнат, согласился Яковлев, но запросил за разрешение на свадьбу 300 рублей золотых. Как заработать такие деньги огромные? А Яковлев запрещал своим крепостным работать на других хозяев. Решил ослушаться хозяина художник, взялся он расписывать в доме богатого соседа-помещика. Договорился с помещиком, что не расскажет тот Яковлеву о работе художника. Рука Игната лёгкая, повинуясь тайным мыслям его, сама выводила над высокими окнами лицо возлюбленной.
Увидел работу помещик, был он поражён красотой девушки. Выдал он Игната Яковлеву. Озлобился заводчик, что нарушен запрет его. Высекли Игната до полусмерти, в темницу кинули. А помещик выкупил у Яковлева Анну и забрал её к себе. Но, в чужом доме, да с нелюбимым, девушка прожила недолго. Вскоре умерла от тоски и горя. Узнал об этом художник, тёмной ночью сбежал он из темницы, пробрался в дом помещика и убил его за предательство и подлость. Крепостной он был, чтобы спастись сбежал Игнат в челябинскую землю. Поселился в пещере на высоком речном берегу.
Укрывшись от людских глаз в самом дальнем гроте, писал он картины свои, появлялись они на рынках и в домах господских. Полюбили его крестьяне и работные в округе, так как знали, за что он пострадал. Приносили они пищу Игнату, забирали картины его. Только ночью тёмной выходил он из пещеры своей, подышать воздухом свежим.
Потерял счёт годам художник, но однажды он услышал детский голосок. Девочка принесла ему еды, и вывела из пещеры. Глазами, давно забывшими свет, Игнат увидел яркое солнце, голубое с белыми облаками небо, бурлящую прозрачную реку Сим и зелёную рощу вокруг. Не выдержали старческие глаза такой яркости. Ослеп художник и вернулся в пещеру, где вскоре умер. Говорят, что захоронен старец в одном из пещерных тупиков.
Но знаменита Игнатьевская пещера не только этим. В конце XX века в подземелье пришли археологи и сделали здесь сенсационное открытие. В дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Созданы они были почти 14 тысяч лет назад. Это изображения быков, мамонтов, других животных и не расшифрованные пока геометрические символы. Видимо, для первобытных людей эта пещера была храмом.

Легенда об озере Инышко

Пришла на Урал весть: появился Государь Пугачёв, который встал на защиту работного заводского люда и инородцев - башкир, мордвы, татар. Заволновались крестьяне, работные люди с заводов, башкиры, мордва и татары. Пошли они к народному царю. Кто с пикой идёт, кто с саблей, а кто и просто с дубиной. А царь-батюшка стоял под стенами крепости Оренбург. Он сидел на белом коне в красном бархатном кафтане, в бобровой шапке с золотым верхом. Вокруг шло войско: конные, пешие, на телегах - русские, башкиры, казаки, крестьяне, работные. Развевалось знамя Свободы.
Встречали его по-разному: офицеры крепостей заставляли палить в него из пушек, но не могли поразить те царя народного, а он брал эти крепости. Работные люди встречали его хлебом-солью. Крепкую думу задал Пугачёв уральским заводчикам Яковлевым да Демидовым. Укрылись они по заводам Невьянским да Тагильским. Окружили себя стражей.
Всё равно ужас их обуял, и решили они откупиться от Пугачёва. Собрали золота две бочки и послали к нему навстречу со своим человеком. «Царь-батюшка, - сказал посланец, валяясь в ногах Пугачева - Не вели нас казнить, вели миловать. Хозяева заводов уральских Демидовы да Яковлевы шлют тебе маленький подарок. Прими его и не гневайся». А Государь стоял лагерем у озера Инышко. Было озеро в ту пору, как и все озёра уральские. Принял народный царь подарок, отпустил посланца на все четыре стороны и сел на берегу озера. Долго сидел он у вод Инышко, долго думу думал. А затем подошел к воде, подозвал к себе воеводу Хлопушу. Приказал: «Несите на берег те две бочки золота». Выкатили бочки. Стоят вокруг атаманы пугачёвские, и не знают, что задумал Пугачёв. И сказал надёжа народный царь: «Не золото то Яковлевское да Демидовское, атаманы и воеводы, а слёзы работного люда. Скатите бочки в озеро!». И ушли слёзы народные в светлое озеро Инышко.
А Государь повёл своё войско выручать работный народ на уральских заводах. Да и сгинул: скатилась головушка его в Москве с плеч крутых. Только с той поры глубже стало озеро, поднялась в нём вода.
Решили Яковлевы да Демидовы достать клад пугачёвский, приказали прорыть канаву и выпустить всю воду из Инышко, достать бочки с золотом. Однако, не уходит вода из озера, стоит и не идёт в канаву ту. Растворилось золото в воде, потому что золото то из слёз народных собрано было. Вот почему выше всех озёр поднялось озеро Инышко. Да и о Пугачёве память в народе живёт.

Легенда об Ур и Ал

В давние-давние времена обитал на небе верховный бог - Нум-Торум. А Земли тогда не было, и вместо неё простирался повсюду огромный, безбрежный океан.
Как-то Торум-бог заскучал, наблюдая с небес однообразную водную пустыню, и призвал к себе свою дочь - Железную Гагару. «Лети вниз, - сказал он - и достань со дна морского Землю, а я населю её людьми и буду смотреть на них и управлять ими.
Исполнила Гагара повеление властителя небес и достала со дна морского Землю. Торум-бог насадил на Земле деревья и травы, населил её животными и насекомыми и создал племена людей. Но сделал этих людей каменными.
Каменные люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры и пользовались каменными топорами и копьями с каменными наконечниками. И сердца у них тоже были каменными и холодными, ибо боялся владыка небес, что если создаст людей по своему подобию, то рано или поздно люди познают чувства и страсти, любовь и ненависть, и восстанут против него, верховного владыки, и свергнут его с небес.
Так шли годы и века... Торум-бог смотрел с вершины самого высокого облака на племена каменных людей, на то, как они живут в своих пещерах и охотятся на животных и птиц. В те времена люди ещё не знали огня и мёрзли в своих пещерах, не знали любви и рожали детей только для того, чтобы сохранить свой род. И войн у них тоже не было, так как они не знали, ради чего можно воевать.
И снова Торум-бог заскучал. Призвал он тогда своего сына - Железного Медведя - и сказал ему: «Вот тебе огонь... Спустись вниз, к людям, и научи их пользоваться им. Тогда они станут выжигать лес и сажать семена и злаки, а мне будут приносить новые дары и жертвы. А это - лук и стрелы, чтобы ты мог защитить себя, если люди примут тебя за зверя и устроят на тебя охоту. Но используй только железные стрелы, золотые не трогай!». Исполнил повеление отца Медведь, спустился на землю и, обратившись в каменного человека, научил людей разжигать и поддерживать огонь. И научил сеять семена и злаки. А потом снова обратился в медведя и ушёл в глухие леса, ожидая, когда бог-отец снова призовет его на небо.
В это время в одном из племён, звавшего себя менквы, родилась прекрасная девушка именем Пелым. Её отец - вождь племени Отыр - не заставлял дочь заниматься обычной женской работой, и она с другими мужчинами охотилась на животных и птиц и приносила свою добычу в племя. Однажды, в дикой чаще лесов, на узкой тропинке её встретил сын Торума - Медведь, и был сражен её красотой. Он встал на задние лапы во весь свой огромный рост, но девушка не испугалась, подняла копьё с каменным наконечником и смело пошла на невиданного зверя.
«Постой, красавица, - сказал ей тогда Медведь голосом человека - Я не простой зверь, я сын бога Торума! Я полюбил тебя и хочу взять тебя в жёны!».
Но Пелым была родом из племени каменных людей, она не ведала страха и продолжала идти на Медведя. Тогда он достал из колчана стрелу, натянул тетиву лука и выстрелил ей прямо в сердце... Нет, Пелым не умерла. Стрела оказалось не железной, а золотой. Она не убила Пелым, а, наоборот, превратила её каменное сердце в живое, а чёрные волосы - в золотые. Глаза её стали похожи на голубые топазы, а губы - на алые рубины. Она вдруг испытала неведомый ранее страх и бросилась бежать по тропинке - подальше от ужасного зверя...
Люди-менквы не удивились сказочному перевоплощению Пелым, только дали ей новое имя - Ал. А потом, когда пришло время, назначили ей в мужья одного из охотников племени. С тех пор Ал-Пелым стала другой. Она уже не охотилась с другими мужчинами, стала задумчивой, молчаливой, и целыми днями бродила в лесных чащобах, не принося племени добычи. В ней пробудились неведомые ранее чувства: любовь, жалость, нежность, страх. Она часто грустила и даже плакала, но люди-менквы не обращали на это внимания.
И однажды она решилась. Несколько дней Пелым провела в дикой глуши, где ей встретился невиданный зверь. Она нашла жилище Медведя, и ночью, когда тот спал крепким сном, проникла в его пещеру и выкрала лук с волшебными стрелами. А потом завернула их в волчью шкуру и спрятала в лесу. Девушка не хотела быть женой назначенного ей мен-ква, она страстно полюбила другого охотника, именем Тылай, но тот не мог ответить ей взаимностью, так как не знал чувства любви. И тогда она решилась на другой отчаянный шаг. Она снова присоединилась к охотникам-менквам, и однажды, выбрав момент, натянула волшебный лук и поразила сердце Тылая золотой стрелой.
И Тылай полюбил Ал-Пелым так же страстно, как и она его. Ал-Пелым дала своему возлюбленному новое имя - Ур. А потом показала ему похищенные у Медведя лук и стрелы и научила стрелять. Они стали охотиться вдвоём и приносили добычи много больше, чем все остальные охотники племени.
Меж тем Торум-бог вспомнил о своём сыне Медведе и решил узнать, как тот исполнил его повеление. Призвал он к себе своих небесных посланцев - Стрекозу, Трясогузку и Филина - и сказал им: «Летите на землю и разыщите там моего сына Медведя. Я не вижу его -наверное, он спрятался в самой глубокой пещере и не выходит оттуда. Передайте ему, что, если он выполнил мой наказ, то может вернуться обратно на небо, где ждёт его жена Медведица и дети. А больше ничего не говорите.
Стрекоза, Трясогузка и Филин отправились на землю и разыскали сына Торума в глубокой пещере. Он рассказал им, что научил людей пользоваться огнём, но вторую часть задания не выполнил: девушка из племени менквов по имени Пелым выкрала его лук и стрелы. Только о золотой стреле и о своей любви к земной девушке Медведь ничего не сказал.
Посланцы вернулись на небо и пересказали Торуму слова его сына. Бог-Торум был в ярости. Он снова отправил посланцев к Медведю, наказав им превратить его сына в простого медведя, которому нет места среди небожителей. Медведицу и сыновей он обратил в ковши и велел Железной Гагаре поместить их на купол звёздного неба, а самого Медведя обрёк на вечное изгнание.
Потом Торум-бог посмотрел на землю и нашёл в племени менквов девушку с золотыми волосами. Тогда призвал он другого своего сына - Железного Орла - и сказал ему: «Лети на Землю и найди там девушку с золотыми волосами. Ты должен похитить её и принести сюда. Каменные люди должны оставаться каменными людьми, они не должны походить на нас, богов. Иначе придет время, когда они станут сильнее нас и свергнут нас с небес».
Орёл спустился с небес на Землю и нашёл девушку с золотыми волосами на лесной поляне. Вместе с ней был юноша, которого она называла Ур. Орёл долго дивился на занятия менквов: юноша учился стрелять из лука, а девушка рвала на поляне цветы и звонко смеялась. Сын Торума никогда не слышал, чтобы менквы смеялись...
Выбрав момент, когда девушка отойдёт подальше от своего возлюбленного, Орёл схватил её своими железными когтями и полетел. Юноша с луком бросился в погоню. Долго бежал Ур за Орлом и его добычей. Так долго, что добежал до самых дальних гор и только тут взялся за лук. Пущенная сильной рукой, железная стрела вонзилась Орлу прямо в шею -единственное уязвимое место Торума-сына. Орёл выпустил добычу из когтей, а следом и сам рухнул с высоты на горную вершину, которую менквы называли Эква.
Когда Ур взбежал на вершину, он увидел только мертвого Орла. Ал нигде не было, а сама гора сверкала жёлтым, изумрудным, бирюзовым цветом - так, что было больно смотреть. И тогда он понял, что его Ал, разбившись, превратилась в волшебные камни. Долго ходил он вокруг высоких утесов. Наконец, нашёл огромную пещеру, зашёл в нее и позвал:
-    Ал, я знаю, что ты здесь! Отзовись, выйди ко мне!
-    Я здесь, любимый, - отозвался ему голос Ал. - Но я не могу выйти к тебе, обнять. Я заперта в камне. Но твоё сердце свободно, ты можешь выбрать себе в жёны другую девушку, а я буду радоваться твоему счастью...
-    Я останусь с тобой, - ответил Ур. - И теперь нас уже ничто не разлучит!..
С тех пор прошло много-много лет... Тысячи маленьких осколков золотого сердца Ал разлетелись по всей Земле и попали в сердца каменных людей, подарив им те чувства, что раньше могли испытывать только боги. А затем Ал щедро поделилась с людьми богатствами горы, её металлами и драгоценными камнями. Верный Ур относил их людям, и, бывало, они находили в окрестностях целые россыпи самоцветов и сверкающие, как волосы Ал, золотые жилы. Так и стали их звать в народе менквов: «Ур» - земля, «Ал» - золото. А вместе - «Земля золотая».
Но не всё пошло людям-менквам во благо. В них пробудились не только добрые чувства, но и алчность, злоба, ненависть, а золото стало причиной многих и многих кровопролитных войн. Но ни Ур, ни Ал не могли знать этого. Навечно запертые под каменными сводами гор, они до сих хранят верность друг другу и дарят людям богатства Уральских гор, добро и радость. Радость любви.

Легенда о Богатыре в пещере

Было это в земле Чердынской около Ныроба. Есть в этих местах очень большая пещера. Такая большая, что целый фунт свечей её не высветит. И в этой пещере не то разбойник жил, не то богатырь. Косая сажень в плечах. Сидит он около стола, а рядом конь его стоит в полном снаряжении, и седло тут, и стремена, и уздечка. А на земле возле богатыря палица лежит. А на столе сундук стоит. Кто зайдёт в пещеру и к столу подойдёт, тот увидит на столе золото. Если возьмёт, что только в руке помещается, то и выйдет из пещеры. Больше брать нельзя было. А если жадность путника одолевает, то больше его никто и не видел. Много воды утекло с тех пор. Может, уже и вход завалило в эту пещеру, и самого богатыря и его коня нет.
А только это предание живо в памяти народной.

 

О названии села Шурала

 
Жил на Урале в лесах леший, Шурале его звали. Любил он людям пакости устраивать: в болото их завести, закружить по лесу, грибы-ягоды спрятать, дичь лесную угнать. Очень боялись его местные люди. Задабривали его подарками: кадями мёда, рыбными и сладкими пирогами, творожными шаньгами. Хорошо жилось Шурале, весело, сытно.
Однако, пришли на Урал русские люди, стали вырубать леса, строить плотину на реке Нейве, возводить завод. Очень не понравилось это Шурале. Да много было людей, держались они вместе. Ковали железо огненное. Опасался к ним близко походить леший. Пакостил исподтишка: силки порвёт охотничьи, кабанов выгонит на поля, медведя пошлёт на пасеку. Только не уходят русские. Силки плетут из проволоки, кабанов сами прогоняют, да и на медведя идут с рогатиной. А тут ещё в том самом месте, где сам Шурале жил, давай деревню да завод строить. Совсем тут разозлился леший. Лесной пожар направит на стройку. До смерти кружит людей по лесу. На стадо волков насылает. На покосах болота разводит и камни разбрасывает. Местные люди и говорят русским работным: «Не выжить вам здесь, не позволит Шурале».
Вот пришлось одному дровосеку заночевать в лесу, а чтобы не скучно было, взял с собой он гармошку-трёхрядку. Костер развёл, сварил похлёбку, перекусил. И сидит, играет на гармошке. Услыхал его игру Шурале, вышел на полянку, слушает. Увидел его дровосек, струхнул слегка, но виду не показывает. Спрашивает Шурале его: «Зачем ты здесь?». «Да вот, на гармошке играю», -отвечает. «Научи меня», - потребовал Шурале. А мужик-то и отвечает: «Пальцы у тебя толстые, да корявые, выровнять и выпрямить их нужно». Согласился леший - хочется новому научиться. А дровосек расколол берёзовый кряж-пень, вбил в щель клин, да и говорит Шурале: «Сунь пальцы в щель». Леший так и сделал. Выбил тогда мужичок клин, пальцы-то нечистой силе и зажало. Рвётся Шурале, кричит, больно пальцам. А дровосек, знай, играет на трёхрядке. Так всю ночь и простоял Шурале возле пня, измучился. А утром взмолился: «Выпусти меня, уйду я из этих мест, не буду русским людям пакостить», и поклялся клятвой, которую нечистая сила нарушить не может. Вбил мужичок в щель клин, вырвал свои пальцы Шурале и убежал далеко в тайгу. Перестали болота на покосах появляться, камни исчезли с покосов, тучная ходит скотина на полях, рыба в реке не переводится, дичи в лесу полно. А завод назвали Шуралинским, а деревня получила название - Шурала.

 

Весёлые горы

В давние старые времена в глухих таёжных местах в отдалении от торговых путей, стояли стойбища манси - древнейших аборигенов Урала. Вблизи горы Старик-Камень было найдено их жертвенное место. Горы это помнят. Назывались эти горы Весёлыми. Весёлые горы - значит, «красивые, радующие глаз». Названий со словом «весёлый» на Руси очень много. Местные жители часто называют эти горы Весёлками. Многие вершины гор названы по внешним признакам и по фамилиям первых поселенцев. Названия сохранились и до наших времён, передаваясь из поколения в поколение, в виде преданий, или просто запоминались. Местность вокруг Весёлых гор была окружена непроходимыми топями. Поэтому долгие века эти дикие места были надёжным убежищем для старообрядцев, которые скрывались от жестоких религиозных преследований после церковного раскола.
Сюда приходили и пришлые люди, в основном, беглецы с демидовских заводов, в скитах и кельях нашли приют уцелевшие от плах и виселиц. Среди пришельцев были и стрельцы, и бояре, и духовенство, и крепостное крестьянство. Вот так в таёжной глуши Урала столкнулись люди разной веры: идолопоклонники - манси и раскольники-староверы.
Славилось это место тем, что жили здесь «святые отцы»-отшельники, там и могилы их остались.
К святым могилам вели дороги из четырёх заводов: Верхнетагильского, Невьянского, Черноисточинского, Висимо-Шайтанского. Раскольники ежегодно приходили на моления и поклон к «святым отцам»: Павлу, Григорию, Максиму, Герману.
Могила отца Павла из белого мрамора находилась у самой горы Старик-Камень. Гора эта считается самой высокой в центре гор Среднего Урала.
Одно из преданий о Старике-Камне гласит: «Этот камень лежал в самой чаще леса, и о нём никто не ведал. А когда люди вырубили вокруг него лес, то увидели его старым, покрытым мхом, и люди назвали его Стариком».
Одна из небольших вершин Весёлых гор носит весьма любопытное название - Поперечный Весёлко. Откуда оно?
Истолкование происхождения названия горы Билимбай исходит из разноязычия живших здесь народов. Билимбай означает «Богатый знанием».
В южной части гор в названиях часто употребляются урочища: Весёлки, Спор, Кресты, Шарова, Дворики, Костина Пашня.

 

Легенда о Кунгурской пещере

Жила-была в племени близ озера Таватуй красивая, но ужасно гордая девушка. Сватались к ней многие юноши из соседних племён, но она отвечала на их предложения словами: «Осыплете меня камнями драгоценными, которых я не видела - пойду замуж, а нет - так и не сватайтесь!».
Многие приносили ей уральские самоцветы, но считала гордячка, что не стоят они её. А тут новая блажь у нее: «Не хочу выходить замуж на земле, хочу под землёй!». Многие предлагали ей землянки с самоцветами, но гордо отвергала их красавица. И вот приехал к ней свататься молодой и красивый воин. Красота его была какая-то страшная, неземная. Привез он камни небывалые, переливающиеся светом кровавым. Обольстил он девушку богатством, она и согласилась.
Отгуляли молодые свадьбу на Таватуе. Мать дала гордячке кольцо и сказала, чтобы не снимала она его никогда. Собрались ехать к мужу молодому. А у того сани конями запряжены нездешними: изо рта у них пламя вырывается, из ушей дым идёт. Гривы у них золотые, копыта серебряные. Не испугалась молодая - богатство ей глаза застило. Села она с молодым в сани, и вмиг перенеслись они в кунгурскую землю. А там у парня дворец подземный, камнями изукрашен, кругом меха невиданные.
Предложил муж молодой кольцами обменяться. Забыла девушка о наказе матери и обменялась кольцами. Только одел парень кольцо на палец, вмиг превратился в дряхлого и злобного старика - духа подземного. Дворец подземный пещерой стал, богатства - каплями воды прозрачной, лошади в воронов превратились. Запер дух несчастную красавицу в каменной комнате в центре пещеры, и стала плакать она о том, что променяла свою молодость на призрачные богатства пещерного духа. И наплакала под кельей целое озеро девичьих слёз. Пещера та зовется Кунгурской. А озеро в центре пещеры по вкусу воды напоминает воду озера Таватуй.

 

О Таватуе и Нейве

Жило на Урале племя храбрых, честных, сильных и справедливых людей. Били они зверя в лесу, ловили рыбу в реках, собирали ягоды и грибы. Никогда не отказывали в помощи нуждающимся. У вождя этого племени была прекрасная дочь, звали её Нейва. В племени был молодой богатырь по имени Таватуй. Был он сильный, гордый и храбрый. Ложь никогда не касалась уст его. Последнее отдавал он товарищам. Много юношей сваталось к Нейве, но ни одному она не ответила согласием. Мысли её были о молодом Таватуе. Однако, воин, казалось, не замечал девушку. Вот исполнилось им по двадцать лет.
Однажды утром, на заре, увидел Таватуй Нейву на берегу лесного ручья. Вся сияла она в лучах восходящего солнца, и проснулась в сердце его любовь. Посватался богатырь к отцу девушки и получил согласие. С радостью Нейва дала согласие на свадьбу. Но полюбил Нейву старый шаман по имени Ворон. Пришёл он к вождю и страшной ложью оклеветал Таватуя. Поверил вождь страшной лжи и изгнал богатыря. Опечалилась Нейва, заявила, что никогда не выйдет замуж за Ворона. Стала редко выходить она из своего шалаша.
Тут другая беда обрушилась на это племя. Из-за лесов и скал пришли незнакомые пришельцы, были они малорослы и воинственны, злобны и жестоки. Решили они покорить все племена на Урале. Пришли их послы и в племя Нейвы. Потребовали они покориться завоевателям, отдать им меха, ловить для них зверя и рыбу. Самых красивых девушек отправить в стан их. Испугался Ворон и стал уговаривать соплеменников покориться захватчикам, откупиться от них. Во тут-то и появился богатырь Таватуй. С гневом отверг он требования пришельцев и проклял Ворона за предательство.
Грянула молния, ударил гром и камнем серым стал Ворон. А мужчины племени во главе с Таватуем решили биться с завоевателями за свою свободу. Подошёл к Таватую старый вождь, поклонился ему низко, попросил прощения и передал ему власть свою. Вышла тогда из своего шалаша Нейва, к груди воина прижалась. Пообещала после победы стать женой его.
Вот и сошлись в страшной битве племена. Меньше и слабее враги воинов племени Таватуя, но много их, во много раз больше, чем храбрецов. Один за другим падают соплеменники Таватуя, десятки и сотни врагов уносят они с собой. Но всё меньше и меньше их становится. Однако, словно не чувствует ран Таватуй, бьётся он, себя не жалея. Уже сломалось копьё его, лопнула тетива лука, поражает он врагов палицей. Льётся кровь из ран его. Красавица Нейва пускает стрелы во врагов с высокой сосны...
И дрогнули захватчики, побежали в страхе, зарекаясь никогда не приходить в эту землю. Оставшиеся в живых собрались вокруг Таватуя, благодарят его. И тут упал воин: слишком тяжкие раны были у него. Ушла жизнь из могучего тела. На колени упала перед ним Нейва. Слёзы ручьями льются из глаз её. И так много тех слез, что превратились они в реку. Из груди Таватуя льётся кровь и так много её, что образовалось озеро.
Вот с тех пор есть на Урале озеро Таватуй, из которого вытекает река-красавица Нейва. А на берегу Таватуя стоит в лесу серый камень Ворон.

Семь братьев

Избрали Патриархом Всея Руси Никона, а был он из мордвы. Решил новый Патриарх провести реформу русской церкви. Не все русские люди подчинились ему. Некоторые стали уходить на Урал, в надежде переждать тяжёлое время. Справляли они церковные обряды по-старому. Стали называть их старообрядцами. Вот пришла целая семья: отец, семеро сыновей и дочь на берег озера Таватуй и красивой реки Нейва. Построили они жилище, распахали пашню. Стали жить. Обряды справляли по-старому, крестились двоеперстно.
А на Руси царём стал царь Петр. Отдал он Урал заводчикам Демидовым. Пришли служители демидовские и к семье нейвинских старообрядцев. И давай их на заводы заманивать. Отца-то забрали плотины строить, он в этом деле понимал, а сыновья от заводской работы отказались. Тогда решили их в кабалу отдать, навечно к заводам приписать. Но и тут проявили твёрдость старообрядцы. Пришли на гору высокую братья, взялись они за руки, да и окаменели. А сестра их чуть в сторону отошла.
Да и тоже скалой стала.
Вернулся отец, нет в жилище сыновей и дочери. Пошёл он их искать. Зашёл в лес и увидел на горе семь скал вместе, а одна -чуть сбоку. Понял он, что вот тут семья его. И внизу под горой тоже окаменел.
С тех пор в народе и зовут скалы - Семь братьев, а скалу внизу - Отец или Вороний камень.

легенды, невьянск, урал, шурала, топонимика, сказка, история, древний урал

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх