Автопробег на ЗиЛ-157 из Новоуральска на БАМ и обратно, 1980 год

7
Добавлено: 28-12-2022, 08:17    
0
618

Как известно, в Советском Союзе чтили память вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. И к знаменательным датам, связанным с ним, постоянно старались приурочить какое-нибудь мероприятие. Вот и Уральский филиал завода ЗиЛ - УАМЗ - тоже не отставал в этом от всей страны. Например, к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина активистами завода был придуман и впоследствии проведён автопробег по маршруту Новоуральск - БАМ (Чита) и обратно. В то время все подобные мероприятия было принято описывать в итоговой работе с описанием всех подробностей. Вот такое издание, когда-то написанное заводчанами, участвовавшими в автопробеге, подверглось оцифровке активистов клуба "Новоуральский краевед" и представляется вашему вниманию. Мы постараемся максимально подробно перенести отчёт на страницы проекта "Хроники Новоуральска", чтоб сохранить для будущих исследователей все материалы, представленные в отчёте участников автопробега. Вперёд!

Книга выпущена в формате 20х30см и состоит из машинописных листов и отпечатанных на фотобумаге фотографий


 
АВТОПРОБЕГ Свердловск - БАМ - Свердловск

6 апреля - 5 мая 1980 года. Отчет руководителя пробега - тов. Зайцева В.Г.
г. Свердловск, П-65
1980 г.

110 годовщине со дня рождения В. И. Ленина посвящается


"...Ильич российские окраины
Согрел заботою отца.
Его рукою прочно спаяны
В одно - народов всех сердца!
Мы бережем те годы ранние
Они живут в сердцах, горя
Мы бережем завоевания
Великой битвы Октября!.."
Ахмед Хамхоев

"...общественная работа - это народная работа, это человек живет и интересуется тем, что вокруг него. Он не может оставаться paвнoдушным, он не может не проводить какую-то очищающую, полезную для общества работу...."
Мариэтта Шагинян

I. Цели и задачи пробега
 
Приказ директора УАМЗ №123 от 13.03.80

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗИЛ
УРАЛЬСКИЙ АВТОМОТОРНЫЙ ЗАВОД

 
ПРИКАЗ-ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.03.80г.    № 123
г.Свердловск, П-65
Об автомобильном пробеге по 
маршруту Свердловск-БАМ,
посвященному 110-й годовщине со
дня рождения В,И.Ленина.

С целью испытания качества изготовления автомобиля ЗИЛ-157КД, ознакомление с памятниками истории и культуры, посещения объектов экспедиции "Моя Родина - СССР" и мест связанных с жизнью и деятельностью В.И.Ленина в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина, провести с 22 марта по 21 апреля 1980 года автомобильный пробег по маршруту Свердловск-БАМ, на двух серийных автомобилях ЗИЛ-157 КД.

Для подготовки и организации пробега - ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Состав участников автопробега - утвердить. (Приложение 1)
2. План подготовки и испытания серийных автомобилей ЗИЛ-157КД - утвердить.    (Приложение 2)
3. Главному бухгалтеру Лапшиной М.С. оплату за время пробега участникам автопробега производить по средней заработной плате основного места работы по табелю, представленному т.Зайцевым В.Г. - замначальника РМЦ и утвержденному ЗК ВЛКСМ.
4. За подготовку автомобилей к испытаниям премировать следующих работников завода. (Приложение 3)
5. Смету расходов на автопробег - утвердить. (Приложение 4)
6. Инструкцию по обеспечению безопасных условий пробега-утвердить. (Приложение 5)
Директор завода - Н. Фоменко

Приложение №1
к приказу № 123 от 13.03.80.

 
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ АВТОПРОБЕГА СВЕРДЛОВСК-БАМ
1. Начальник пробега - Зайцев В.Г. - зам.начальника РМЦ
2. Старший инженер-испытатель - Хлынов И. Я. -зам.начальника ЦСА
3. Инженер-испытатель - Щелоков В.В. - представитель заказчика
4. Механик -водитель № 2 - Царегородцев Г. Г.
5. Механик-водитель № 3 - Цалко В.А. - испытатель ЦСА
6. Механик-водитель й 4 - Исаков И.Н.- водитель ЦСА
Секретарь комитета ВЛКСМ - И. Гузиков

Приложение №2
к приказу № 123 от 13.03.80г.
ПЛАН подготовки и организации автопробега Свердловск-БАМ посвященного 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина
 

Приложение №3
к приказу № 123 от 13.03.80.
СПИСОК работников завода на премирование за подготовку автомобилей ЗИЛ-157КД к автопробегу
 

Приложение № 4
к приказу № 123 от 13.03.80.
СМЕТА РАСХОДОВ
 

Справочные сведения об автопробеге
 

1.1. Маршрут:
Новоуральск - Свердловск - Тюмень - Омск - Куйбышев - Новосибирск - Кемерово - Ачинск - Красноярск - Тайшет - Тулун - Братск - Усть-Кут - п. Звёздный - Северобайкальск - Нижнеангарск - Уоян- Таза - Баргузин - Улан-Удэ - Чита - Иркутск - Красноярск -Абакан - ст. Шушенское - Ужур - Мариинск - Анжеро-Судженск - Новосибирск - Омск - Петропавловск - Курган - Свердловск - Новоуральск
Примечание: Карта автопробега прилагается. (в оригинале отчёта не найдена)
Протяженность маршрута - 12517 км. Продолжительность путешествия - 29 дней.

Список группы
1. Зайцев Валерий Герасимович 1948 г. р. - Руководитель
2. Щелоков Валерий Викторович 1944 г.р. - Инженер - испытатель
3. Хлынов Михаил Яковлевич 1950 г.р. - Старший инженер-испытатель
4. Арапов Александр Константинович - Механик-водитель
5. Цалко Валерий Александрович 1954 г.р. - Механик - водитель
6. Исаков Иван Николаевич 1939 г. р. - Механик-водитель
7. Мохов Юрий Алексеевич 1941 г. р. - Кино-фото-оператор


Сведения о районе пробега
Маршрут проходил по 11 областям и 2-м автономным республикам. Наибольший интерес представляют районы Иркутской области и Бурятской АССР, по территории которых проходит трасса БАМа.

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Иркутской области участники автопробега побывали в нескольких районах. Братский промышленный комплекс.
Центр - г. Братск. По всему земному шару разнеслась его слава. В таёжном краю союзом науки, передовой инженерной мысли и героического труда советских людей создано созвездие гигантов социалистической индустрии, поставивших на службу народу богатейшие энергетические, лесные и минеральные ресурсы среднего Приангарья. Каждого, кто посещает этот суровый, но щедрый край, восхищает исполинская мощь Братского гидроузла с его строгими величественными сооружениями,уместившимися между диабазовыми скалами Падуньского Каньона. Это -бетонная громадина плотины 126 - метровой высоты, преградившая бег многоводной и стремительной Ангары.

Современный вид города Братск

По другую сторону плотины - самое крупное в мире водохранилище,именуемое в народе Братским морем. Никого не оставляет равнодушным Братский алюминиевый завод - гигант цветной металлургии, главный потребитель энергии ГЭС.
На правом берегу Ангары, невдалеке от гидроузла, производит продукцию и продолжает расти молодое,технически совершенное предприятие Братска - завод отопительного оборудования..
Привольно раскинул белокаменные кварталы,широкие проспекты,площади молодой рабочий город Братск - индустриальный, административный и культурный центр большого района Восточной Сибири. Со оказочной быстротой вырос он среди зеленого океана тайги на пологом берегу рукотворного моря, где влажный морской воздух смешан с терпким запахом хвойного леса, где жителям создается все необходимее для жизни.

Город Усть-Кут, входящий в состав Верхне-Ленского территориально промышленного комплекса разместился в лесах на севере Иркутской области, где по речным долинам древние избы сползают к реке, а на темных возвышенностях, "охраняемых” старыми соснами, время сберегло заросшие осокой пашни, по которым ходил за плугом Ерофей Павлович Хабаров, первый хлебороб на Ленских берегах. Земледелие, да еще промысловая охота со сворой лаек -соболятниц долгое время оставались главным занятием коренного населения. Пробужденная БАМом, территория общей площадью 135 тыс. кв.км., с населением 91 тыс. человек влилась в общую промышленную артерию Иркутской области по лесозаготовкам и деревообрабатывающей промышленности.
 
Современный вид города Усть-Кут

Поселок строителей Звёздный, первый от Усть-Кута опорный пункт строителей, возник у старого охотничьего зимовья, где Ния сливается с Тюарой. Поселок Звёздный отличается от прочих временных поселков той замечательной особенностью,что в непогоду, хлещет ли дождь или идут снега,тут можно ходить от домика к домику в кедах, не вязнуть в грязи, ожидая пока тебя вытащит ковш экскаватора. По всему поселку проложены деревянные тротуары, сбитые из тонких лиственниц, а меж ними таким же образом устроена проезжая дорога для тракторов,чтобы гусеницы или тяжелые колеса не нарушали бы поверхностный слой земли, за которыми льдистые грунты. С этих тротуаров и дорог начинал собирать поселок Анзор Двалишвили,строитель курортного комплекса в Пицунде и руководитель группы советских специалистов на сооружении государственного холодильника в Иране.

Ния - древнее грузинское имя, но доподлинно известно,что место отвели отряду грузинских строителей по чистой случайности. Их 110 человек,горожан и горцев,холостяков и семейных,владеющих несколькими специальностями, взявшихся воздвигнуть по проекту грузинских же архитекторов вокзал, станцию, поселок на 800 человек. В морозном воздухе звучит грузинская речь, но даже если бы не слышать ее, все равно по пристроям к палаткам, по внутреннему убранству жилищ, по несущимся из кухни острым запахам можно было бы догадаться,что здесь, на БАМе, кусочек Грузии.

Поселок Магистральный расположен на берегу реки Киренга в 12 км.
от районного центра Казачинского, основанного 200 лет назад сосланными сюда забайкальскими казаками. До сооружения железной дороги в 18 населенных пунктах,разбросанных по тайге по берегам одной реки, насчитывали 4000 охотников и скотоводов. Места здесь суровые, бывают годы, когда почти 200 дней лежит снег. Первый строительный отряд (26 человек) положил основу поселку в 1974 году. Сейчас здесь бревенчатые дома, население около 1380 человек.

Поселок Улькан (40 км. от Магистрального), куда первые 20 строителей попали вертолетом в слякотную осень 1974-го. Через год население перевалило за 1000, при этом средний возраст новоселов не поднимался выше 25.

Поселок Кунерма с палаточными домиками на берегу зеркального озера, с низкими деревцами, наклоненными к застывшей воде. В нескольких километрах от поселка берет начало семикилометровый тоннель. Воздух здесь прозрачен и звонок: стоит взобраться на снежную вершину, и увидишь залитый солнцем Байкал!


Озеро Байкал издавна привлекает внимание людей. Прежде всего бросаются в глаза внешние особенности озера. На его водном зеркале, будто вставленном в гигантскую рамку вечнозелёных гор, могут разместиться три такие страны, как Ливан. Впечатляет его безбрежность, особенно в продольной плоскости. Наибольшая глубина Байкала - 1741 метр. Будучи самым глубоководным, Байкал в то же время является одним из наиболее высокогорных озер. Колоссальны запасы воды Байкала. В него впадает около 336 рек и речушек. Чтобы полностью осушить котловину этого озера, пришлось бы заполнить двадцать три таких моря как Аральское или девяносто два таких, как Азовское. Весьма своеобразны и загадочны флора и фауна Байкала. В нём обитают такие чисто морские выходцы, как тюлень /по местному нерпа/, омуль, рачки-бокоплавы, брюхоногие моллюски, пиявки торикс. Всего в водах Байкала обитает пятьдесят видов рыб. Среди них немало таких, которые встречаются только на Байкале: голомянка, омуль, хариус, сиг, осетр. Подсчитано, например, что из 1700 видов животных и растений, обитающих в озере, две трети нигде больше не встречается. Именно поэтому Байкал и назван "МУЗЕЕМ ЖИВЫХ ДРЕВНОСТЕЙ".
Не менее интересная особенность Байкала - его исключительная древность. Как установлено, средняя продолжительность существования , озер десять-пятнадцать тысяч лет. За это время они либо высыхают,либо резко мелеют. Байкал же существует по крайней мере двадцать миллионов лет и почти не меняется.
 
Замерзает Байкал поздно. Декабрьский мороз не в силах справиться с яростью штормов и только январская лють укрощает неподатливое море. И тогда видишь: волны схвачены на лету к кованннми глыбами обрушены на береговые камни, на скалы, обитые ледяными масками, на цепь непроходимых торосов. Но и заколочённый в лёд он неспокоен. Его мощные удары изнутри разламывают полутораметровую толщу льда и с боем расходятся трещины. Потом они чуть потянутся ледком, припорошатся снеговым настилом - готова ловушка для неосторожного новичка!
130 дней в году на Байкале стоит лед. Берегом идти почти невозможно, круты и изломаны скалы прибрежных хребтов. Поэтому замерзший Байкал едва ли не единственное средство сообщения между прибрежными селами, если не считать местных авиалиний. На прооторе ледяной пустыни можно нередко встретить стремительно скользящую автомашину, стайку школьников или почтенную бабушку на обычных коньках с рюкзаком за плечами.
Коварен Байкал и своим ветром, который носит название "Сарма" - это горный ветер самый страшный из всех байкальских ветров из-за своей необузданной силы и внезапности нападения. Чуть потягиваясь,порывами,словно пробуя свою силу, ветерок играючи метёт по льду снег, гоняет льдинки - и вдруг затишье, казалось бы вокруг все спокойно... но неожиданно взметнувшись, "Сарма" лавиной обрушивается с горного хребта. Этот ветер выламывает с корнем деревья, срывает крыши с домов, в щепы размолачивает сарайчики и пристройки. Летом Байкал очень красив, но вода холодная в течении всего времени (13-15°С).
Бухта Песчаная - одна из красивейших на побережье Байкала. Она раскинулась широким полукольцом между мысами Б.Колокольный и Н.Колокольный. Бухту часто сравнивают с живописными уголками Черноморья и называют ее Байкальской Ривьерой.
Второй наиболее привлекательный уголок западного побережья это мыс Блохина. Окаймлённый светлой галечной осыпью, он тянется от подножья горного хребта и вползает далеко в море. Густо поросший яркой и темной зеленью лиственниц, елей, сосен и кедров отовечивающих мрамором стволов берез и осин с простором травянистых полян, с зарослями пахучего багульника. Мыс Блохина напоминает заброшенный старинный парк,некогда возделанный заботливыми руками.
Северо-Байкальский район ориентируется главным образом на индустрию туризма и отдыха. Здесь лес занимает 95% территории, а на каждого жителя, живущего в этих местах приходится по 380 гектаров тайги.
Муйская долина единственная на трассе БАМа тёплая долина, где выращивают энтузиасты-огородники бахчевые культуры, огурцы, помидоры. Здесь 30 тыс.гектаров плодородных земель способных обеспечить основными продуктами питания не только население будующего Северо-Байкальского ТПК, но также население соседних промышленных узлов. Территория Северо-Байкальского района - царство гор и тайги, может оказаться частью национального парка СССР на Байкале. Лиственичные леса, зазубренные вершины хребта, высокогорная тундра в альпийские луга, бурные речки, заброшенные золотые прииски - все это природное окружение, если его сохранить, могло бы привлечь в этот край советских и иностранных туристов. Есть расчёты, согласно которым в перспективе на Байкале могут быть созданы туристические базы на 150 тыс.мест. Это позволило бы принимать в год около миллиона человек.
Такой минеральный источник, как Хакусы, расположенный на северо-восточном берегу в зарослях кедрового стланника, по составу воды равноценны пятигорским, а дебет его больше,чем у всех 40 источников Кавказских Минеральных Вод. Здесь же на склоне Северо-Муйского хребта в районе "Дядиного ключа" открыты запасы асбеста. По указанию правительства разработан технико-экономический доклад о строительстве на вершине горы крупного предприятия и городка на несколько тысяч человек.

Современный вид города Нижнеангарск

Город Нижнеангарск, через который проходил наш путь — это столица рыбаков, геологов, охотников, изыскателей,туристов. Шумный поселок километра на четыре в несколько ярусов вытянулся вдоль берега у подножья крутых склонов гор. За последнее время Нижнеангарск вырос в районный центр,имеющий свой рыбацкий и пассажирский порт,оборудованный современной техникой рыбоконсервный завод, аэропорт. Все лето на окраинах Нижнеангарска пестреют палаточные городки туристов. Именно отсюда начинаются долгие километры маршрутов по живописной долине Верхней Ангары, на извилистую, стремительную Кичеру, где кочуют многочисленные оленьи стада.


Организация автопробега
Общая подготовка.
Предложение о проведении автопробега по местам Сибирской ссылки В. И. Ленина, посвященного 110—летию со дня его рождения, было высказано секретарем заводского комитета ВЛКСМ товарищем Гузиковым И.Ф. в декабре 1979 года. Нашлись первые энтузиасты, желающие участвовать в предполагаемом автопробеге. Для организации подготовки и проведения в начале 1980 года руководителем автопробега предложили назначить товарища Зайцева Валерия Герасимовича, имеющего к этому времени звание кандитата в мастера спорта по автотуризму.
После проведения собеседования с каждым из предлагаемых участников первоначальный состав не был укомплектован.
В январе 1980 года руководство завода усложнило задачи автопробега, включив вариант проведения во время пробега длительных контрольных испытаний автомобилей ЗИЛ-157КД, выпускаемых заводом.
Исходя из этих двух задач был составлен маршрут, время проведения и подобран новый состав участников.
Приказ по заводу № 123 от 13 марта 1980 года узаконил цели задачи, состав участников и их основные функции в автопробеге.

Специальная подготовка.
Для проведения автопробега выделили два новых автомобиля ЗИЛ— -157КД, которые укомплектовали дополнительными бензобаками. На одну из машин установили отапливаемую будку для размещения и отдыха участников пробега и перевозки снаряжения.
Для изучения опыта проведения длительных контрольных испытаний и получения госномеров серии "Проба", руководитель автопробега тов. Зайцев В. Г. выезжал в Москву на ЗИЛ и в ГАИ МВД СССР.
В этот же период участники проходили специальный инструктаж по технике безопасности, медицинское освидетельствование, а также изучали методы оказания первой доврачебной помощи.
До начала автопробега машины прошли обкатку 1000 км и техобслуживание (ТО-1). 
 

Описание маршрута
Старт автопробега был назначен на 6 Апреля 1980 года. В 7 часов утра все участники автопробега собрались в начале Автозаводского бульвара (фото 1). К этому же времени подъехали представители администрации завода, общественных организаций и провожающие.
 
В 8-30 часов организованной колонной машины подъехали к "Вечному огню", где участники автопробега минутой молчания почтили память погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (фото 2). Здесь же руководитель автопробега Зайцев В. Г. доложил главному инженеру заводу т. Хохонову В. В. о готовности к выезду участников и автомобилей (фото 3). После напутственных слов и крепких рукопожатий автопробег по маршруту Свердловск — БАМ — Свердловск начат.

Первый контрольный пункт - Тюмень. До Тюмени идет асфальтированная дорога. Участок Свердловск - Камышлов несколько в худшем состоянии из-за интенсивной его эксплуатации. От г. Камышлова населенные пункты расположены в стороне от дороги,что дает возможность двигаться с более высокой скоростью. На пути в 70 км от Тюмени попали в полосу мокрого снега. На дороге образовалась слякоть. Прибыли в Тюмень в 18-30 час. Заправили в каждую машину по 150 л. бензина и, выехав из города, организовали ночлег.
За день, 12 часов ЗО минут пути прошли 432 км. На следующий день подъём в 6 часов. Не все участники отдохнули хорошо, т.к. не втянулись в новые дорожные условия. Сготовив завтрак и хорошо подкрепившись, тронулись в путь.
Через 14 км у автомашины № 66-52 послышался стук в двигателе: устраняем стук толкателя (фото 4).
 
Выпавший снег и ночной мороз образовали на дороге ледяную корку но водитель А. Арапов (фото 5) уверенно ведет головную машину.

Асфальтированное шоссе от Тюмени в объезд населенных пунктов кончается на 80-м километре за г. Заводоуковском. Далее дорога недостроена. Едем по объездной грунтовой дороге, которая через 50 км выходит на асфальт и через 9 км въезжаем в посёлок Голышманово. Здесь остановка на обед и далее по грунтовой скользкой дороге протяженностью 78 км в г. Бердюжье.
В этот период года проезд по дороге запрещен, но всемогущее рекомендательное письмо магически действует на представителей местных властей. До Ишима (80 км асфальтированного шоссе) проходим за 2 час. 15 мин.
В Ишим прибыли в 21-30, короткий отдых на ужин и машины уходят далее по грунтовой, но уже мёрзлой дороге в глубину ночи — на Омск. В 0-30 силы иссякли и в с. Крутинка организуем ночлег.
В 7 км за с. Крутинка начинается асфальтированное шоссе, идущее по степи запорошенной снегом. Оно приводит через 170 км в г. Омск — крупный областной центр Западной Сибири. Здесь очередная точка связи с заводом на главпочтамте (мы ежедневно даем телеграмму о состоянии дел на маршруте). Объездной дороги вокруг Омска нет. Весь поток транспорта сплошной лавиной проходит через город, в котором от теплого весеннего солнца стоят огромные лужи. Ориентирование по городу сложное, многие улицы для грузового движения закрыты. Всё-таки благополучно выбираемся на окраину города, где движение менее интенсивное. В направлении Новосибирска дорога на протяжении 76 км. асфальтирована. Затем - тряская грейдерная дорога. В 110 км от Омска въезжаем на территорию Новосибирской области. Рельеф и покрытие дороги не меняются. Проезжаем рабочие поселки Венгерово, Покровку. Время 0:45 час. Сменные водители спят "мёртвым" сном, даже не чувствуя ужасной тряски.
В 370 км от Омска - г. Куйбышев. Время - 4 час. 45 мин. (Здесь и далее время Свердловское). Город еще спит, а мы, стараясь не потревожить покой жителей шумом двигателей, осторожно проезжаем на другую окраину города и производим смену водителей, т.к. восходящее над горизонтом солнце ласково греет через лобовое стекло и поэтому водителей клонит в сон.
Дорога стала еще хуже, поэтому сто километров до с. Убинское едем 4 часа. Если бы в этих местах выпало зимой много снега, то затратили бы на это расстояние в 3-4 раза больше времени.
Асфальт начинается в 47 км от г. Новосибирска. 740 км от г. Омска до г. Новосибирска проходим за 24 час. 30 мин. без остановки на ночлег. В Новосибирск прибыли к вечеру, (фото 6). Ночлег организовали в гостинице завода "Сибсельмаш". На следующий день (10.04.80) участники автопробега посетили мемориал,воздвигнутый в память о воинах-сибиряках, погибших в годы Великой Отечественной войны (фото 7).
  
На обратной стороне колонн 30341 фамилия погибших. Каждые 20 минут у "Вечного огня" меняется почетный караул пионеров и школьников. В этот же день мы посетили академгородок. В 20 час. 45 минут выехали из Новосибирска по асфальтированному шоссе по маршруту г. Кемерово. 255 км проходим за 8 часов. Организовали ночлег на подъезде к городу. Утром проснулись рано, т.к. предстояла работа по обслуживанию автомобилей. Подходящую автомастерскую нашли быстро. Ею оказался автогараж управления механизации "Кемеровдорстрой", расположенный около моста через р.Томь. Здесь нам без лишних разговоров предоставили закрытый бокс со смотровой ямой и даже предложили помочь специалистами. Закончили обслуживание в 12-50 час и тронулись в путь далее. Через 38 км асфальт кончился. Пошла грунтовая дорога вперемешку с участками грейдера, то круто взбегающая в гору, то также круто спускающаяся вниз. В распадках непременно протекает речка либо ручей.Вокруг простирается хвойный лес. Дорога с таким рельефом и покрытием продолжалась 84 км, после чего выехали на асфальтированное шоссе, ведущее в г. Мариинск (время 18-30 час.).
Кратковременный отдых, ужин, заправка машин и далее в путь. Через 37 км асфальт закончился. За окнами автомашин сплошная тьма, лишь изредка встречная машина напоминает о том, что мы не одиноки в этих местах. До г. Красноярска дорога в основном грунтовая или грейдер, сильно выбитый и неровный.
К ледовой переправе через р. Чулым прибыли в 0-15 час. 12.04.80 г.
Следы машин, проходивших до нас, были видны на ледяном насте, но уже выступила вода. Одинокий рыбак, сидевший неподалеку,пояснил,что прошедшим днем машины еще ходили по льду. Высадили людей из машин и произвели визуальное обследование переправы, открыв дверцы кабин, первой на лед пошла машина 66-52. Следующую машину вывели на переправу, когда первая вышла на противоположный берег.
Сразу после переправы въехали в г. Ачинск, который в это время суток был темен и безлюден. Проехали по пустынным городским улицам и снова - тьма и изматывающий ужасной тряской Сибирский тракт. Сколько же надо сил и терпенья шоферам,которые постоянно работают на этой дороге!?
В Красноярск прибыли в 6 час.40 мин. утра 12 апреля. Сразу идем в ГК ВЛКСМ,чтобы организовать небольшой отдых участникам, т.к. не все из нас могут отдыхать во время движения. Второй секретарь Горкома комсомола организовал нам места в гостинице молодежного центра г. Красноярска. Двое остались в гостинице готовить ужин, остальные, несмотря на усталость едут проводить дорожные испытания согласно программы. Утро следующего дня встречает мокрым снегом,который постепенно переходит в моросящий дождь. По нему плывут низко над землей чёрные тучи. В противоположность им, уральские парни весёлые, жизнерадостные и хорошо отдохнувшие, собрав свой скарб (фото 8) отправляются к машинам, чтобы продолжить путь к Байкалу.
От Красноярска идет асфальтированная дорога по довольно крутым сопкам, на склонах которых растёт редкий лиственный лес.
Через 80 км асфальт кончился, едем по укатанному щебню (фото 9).

Через 20 км - снова асфальт. Здесь в 104 км от Красноярска проводам испытания автомобилей на динамику.
В г. Уоян сворачиваем с основной дороги и едем через Заозерный. Небольшой отдых людям и машинам. Далее асфальтированная дорога до г. Канска, а за ним маршрут 52 км в сторону Тайшета. В Канск прибыли в 18-30 час, но было уже темно. 30-ти минутный отдых,заправка машин и снова вперед. Рельеф и покрытие дороги ужасные. Встречные автомашины слепят глаза, т.к. по этому участку в весеннюю распутицу можно проехать только ночью, когда грунт подмерзает. Вторая водная преграда через р. Бирюса (в 12 км от г. Тайшета). Преодолеваем ее в 2-00 часа ночи. После г. Тайшета дорога уходит в тайгу и петляет от села к селу по крутым склонам сопок. Вдобавок ко всему пошел снег, ухудшив до минимума видимость. Часто включаем передний мост, т.к. колеса буксуют на крутых снежных подъемах. Машины,идущие с лесом, буксуют. Водители просят о помощи, которую мы, конечно, оказываем.
В 12 часов дня 14.04.80. прибыли в г. Тулун - поворотную точку нашего маршрута. В РК КПСС пытаемся связаться с г. Нижнеангарском,чтобы узнать ледовую обстановку на Байкале. Связь не состоялась. Приняли решение идти на Братск и далее в Нижнеангарск, чтобы на месте самим оценить дальнейший вариант маршрута. Заправка машин в Тулуне (фото 10) 

и асфальтированная дорога протяженностью 80 км из 225 ведет в г. Братск. По пути запасаемся дровами (фото 11) для обогрева будки. Дорога идет с сопки на сопку и на 80 км от Тулуна резко обрывается превращаясь в снежный наст. В г. Братск прибыли в 22-00 часа, и организовали ночлег в машинах.
 
Утром 15 апреля (8 часов по Свердловскому времени) с помощью второго секретаря РК ВЛКСМ выяснили ледовую обстановку на Байкале: сообщили, что в течении 3-х дней дорога по льду еще будет функционировать.
- Это сообщение нас очень обрадовало. Оперативно закупив необходимые продукты, двинулись на выезд из Братска. г.Братск занимает обширную территорию. Причем, районы разбросаны, на большом расстоянии друг от друга. По лесистым сопкам, как только выехали за город началась глинистая дорога. Глина красного цвета, скользкая,как мыло, поэтому в сырую погоду и весеннюю распутицу участок становится трудно проходимым. Мы поехали по этому участку ночью. "Лихие" местные водители, пытавшиеся пройти его днём, основательно застряли с машинами в грязи, преградив движение по дороге. Нам приходилось вытаскивать застрявший транспорт для обеспечения проезда.
На 210-м километре дорога стала потвёрже, глинистые участки не такие вязкие, как было ранее. На 264 км. начался асфальт, покрытый укатанной снежно-ледяной коркой. Рельеф дороги горный с крутыми поворотами,спусками и подъёмами. Колеса на подъемах буксуют,даже при включенном переднем мосту. Приходится спускаться вниз снова штурмовать перевал. На 271 км асфальт закончился. Кругом лежит снег, очевидно мы находимся высоко в горах. В 6 часов утра спускаемся в лощину, где снега почти нет (фото 12). От п. Каймоново дорога спустилась с гор и пошла вдоль реки Кута. Теперь она довольно ровная, песчаная.
 
Город Усть-Кут расположен у места впадения р. Кута в р. Лену. Город вытянулся вдоль реки на большое расстояние. Одним из кварталов города в районе речного порта предстал перед нами в таком виде, как на фото 13 - непролазная грязь и беспорядок.

Город Усть-Кут в районе речного порта, 1980 год

Отсюда, из Усть-Кута,берет начало Байкало-Амурская магистраль. Для более полной информации о БАМе и ее строителях мы направились в оперативную Группу западного участка БАМа (фото 14), где нас ждали по извещению из Братска.
 
Встретил нас первый секретарь комитета ВЛКСМ западного участка БАМа и ответил на интересующие нас вопросы (фото 15). К вечеру получив исчерпывающую информацию о БАМе и строительстве дороги, мы выехали дальше в путь по автомобильной дороге, оставшейся после прокладки рельсового пути. Она идет вдоль железной дороги (фото 16).
 
Там, где встречаются водные преграды, автомобили движутся прямо по железнодорожному мосту.
В 24-00 час. на 105-м километре от Усть-Кута загорелась электропроводка у головной машины, но быстрыми и умелыми действиями группы пожар был предотвращен. К 4-30 час. 17 апреля устранили все неисправности в машине. Последние усилия ремонта (фото 17) и замерзшие ремонтники греются горячей пищей (фото 18), чтобы снова продолжить путь Вдоль трассы БАМа часто можно видеть людей разных национальностей, т.к. жилые поселки вдоль магистрали строят отдельные бригады - посланцев союзных республик.
 
На 250-м километре от Усть-Кута п. Железнодорожный строят представители Азербайджанской ССР (фото 19).
На границе Иркутской области и Бурятской АССР расположен п. Даван - поселок тоннелестроителей. Пограничный монумент на перевале гласит об этом (фото 20).

Тоннель еще недостроен, поэтому пока поезда с двойной тягой идут через перевал (фото 21). Это очень трудный перевал и не каждый, транспорт проходит его благополучно (фото 22). Восточный склон Северобайкальского хребта, подходит к берегу Байкала и извилистая грунтовая дорога (фото 23) приводит нас к поселку строителей БАМа - Северобайкальску (фото 24). Здесь кончается полотно железной дороги. Дальше на Восток идут пока только строительные работы по прокладке насыпи.
 
Подъехав к берегу Байкала в районе порта узнаем,что ледовая дорога уже закрыта и движение по ней уже запрещено.
Обсуждаем три варианта дальнейшего маршрута. По одному из них, всё же по льду, получаем консультацию у местных жителей (фото 25)
Утром 18 апреля выезжаем на лёд и держим курс вдоль западного берега на юг. В это время лёд очень коварен, в чём быстро убеждаемся, заскочив в трещину шириной 0.5 метра, присыпанную снегом. Дальше движемся осторожнее, но впереди видим гряду торосов (фото 26), которую не смогли пройти. Вследствие этого возвращаемся назад и обсуждаем (фото 27). Второй вариант через Северо-Муйский хребет по Восточной стороне Байкала. Из сведений, полученных от местных водителей, узнаем,что там есть дорога, но по ней уже никто давно ни ездит из-за её сложности и коварства от наледей. Прикинув,что третий вариант (вернуться назад в Братск, Тулун), менее выгоден второго, решили ехать через Северо-Муйский хребет.
 
От Нижнеангарска дорога идет вдоль верхней Ангары по жиденькому лесу (когда-то здесь был пожар) - (фото 28). По пути - короткая беседа с лесорубами, ведущими вырубку леса на будущую трассу (фото 29).
 
В поселке Уоян прибыли вечером в 18—40 час. (но здесь уже полночь) поужинали в бамовской столовой, которая работает круглосуточно, что очень нам понравилось. В противоположность этому, обслуживание наших автомобилей затруднено, т.к. на трассе в основном дизельные двигатели. До пос. Кумора - 70 км. по лесной просеке с огромными и часто встречающимися лужами. В 3-х км. до посёлка сворачиваем влево по чуть приметной дороге, которая становится все уже и уже. У подножья хребта она идет по руслу горной реки, усыпанной валунами, на которых намерзла корка льда. С большим трудом преодолели подъем и в 4-30 час, на вершине Непханского перевала организовали завтрак (фото 30).
 
Спуск по руслу другой горной реки Баргузин оказался еще труднее подъема из-за его крутизны и наледи. Но зато долина этой реки у подножья хребта такая красивая и дикая, что казалось, здесь вообще не бывал человек!
Далее до п. Усть-Баргузин дорога с твердым покрытием вполне приличная против тех, что идут вдоль магистрали БАМа и тем более через перевал. Здесь мы облегченно вздохнули, считая,что самые опасные и трудные дороги пройдены благополучно. Организуем ночлег в Усть—Баргузине на берегу Байкала.
 
Утром 20 апреля перед нашими взорами открылась картина скованного льдом Байкала. Именно сюда предполагалось дойти по первому варианту, т.е. более 400 км ледовой дороги. Вдоль берега,насколько хватает обзора, нагромождение льда, идущее вглубь озера на 150-200 метров. Утреннюю зарядку совместили с полезным занятием (фото 31)
 
- помогаем рыбакам тянуть сеть и безусловно - награда за труд (фото 32).
От Усть-Баргузина дорога с песчано-глинистым покрытием идет вдоль берега Байкала то вплотную подходя к нему, то в объезд горы отходит от берега на 5-8 км.
Через 91 км начинается асфальтированное шоссе, которое тянется на 40 км до Гремячинска. Дорога резко ушла влево от Байкала и до п. Кика на протяжении 39 км идет грейдерная твердая дорога. От п. Нестерово начался асфальт и дорога пошла в горы через перевал. На вершине перевала очень много снега, поэтому продвижение затруднено, тем более, что проходим его ночью. В 24-00 час. далеко внизу показались огни Улан-Удэ. Спуск по серпантину горной дороги и в 0 час. 25 мин. въехали в спящий город. Заправка топливом - и в путь на Читу.
Маршрут проходит через Хоринск, т.е. северной дорогой. Асфальт от Улан-Удэ уложен на 300 км до п. Сосновоозерска далее-грейдерное шоссе, очень сильно выбитое. Снова асфальт начинается, не доезжая 85 км до Читы, т.е. протяженность грейдера 200 км. Дорожный пейзаж - голые скалы невысоких гор, покрытые желтой травой, да каменные осыпи.
В Читу прибыли в 21-00 час. 21 апреля. Ночевали в машинах на берегу пруда Читинской ГРЭС. Утром 22 апреля посетили ЧАЗ - филиал ЗИЛа, где ознакомились с заводом, произвели техническое обслуживание автомобилей. Гостеприимные хозяева предоставили возможность отдохнуть в общежитии завода. На утро следующего дня организовали экскурсию по городу. Выехали из Читы в тот же день в 13-00 час., но пошли южной дорогой через Хилок. Эта дорога полностью асфальтирована до Улан-Удэ, хотя длиннее северной на 115 км. Пейзаж здесь несколько красочнее, т.к. по сопкам виден хвойный лес. В район п. Новосаля пришли в 16-00 час. (местное время 20-00 час.). Дорога оказалась полностью заметена снегом: перед нами прошел сильный снежный заряд. Решили пробивать дорогу, т.к. остальные машины ждали светлого времени суток. Через 50 км снег кончился и дорога опять стала чистой.


В Улан-Удэ прибыли в 5-30 час. утра 24 апреля. Короткий отдых и далее по маршруту на г. Иркутск по асфальтированному шоссе. В г. Бабушкин приходим в 10 час.40 мин. Между г.Бабушкиным и Танхой производим испытание автомобилей на преодоление снежной целины. Испытания продолжались 6 часов.
В 17 час. 15 мин. проехали п. Байкальск. Дорога идет вдоль самого побережья. Берег очень живописен, но дорога извилистая и узкая. Поселок Култук (время 18-20 час.). Прощай Байкал! Дорога пошла круто в горы на перевал. Протяженность перевала 70 км.
В Иркутск прибыли в 20 час.40 млн. Это очень большой город, поэтому ориентация в нём затруднена, вдобавок к этому нет указателей направления.
От Иркутска идет асфальтированная дорога до п. Кутулик (170км) далее начинается тряская грейдерная дорога республиканского значения. В г. Тулун прибыли в 12-40 час..25 апреля. Гигантское кольцо вокруг Байкала замкнулось! От Тулуна едем уже по знакомой дороге, описание которой давалось выше. Единственное изменение в ней произошло на р. Бирюса, т.к. лед вскрылся. Делаем объезд 60 км в сторону п. Шипка где через мост переезжаем водную преграду (в навигацию на трассе работает паром).
До Красноярска добираемся без всяких приключений 27 апреля в 5-30 час.
От Красноярска маршрут лежит в село Шушенское. Выезжаем из города по правому берегу Енисея. Рока уже вскрылась и несет свои серые воды на север.
В г. Дивногорске по мосту переезжаем на левый берег и перед нашими взорами предстает величественное тело плотины Красноярской ГЭС. Асфальтированная дорога уходит по береговым кручам в сторону от реки. Мокрый снег,падающий из нависших облаков, снижает видимость, да и асфальт пошел выбитый - то и дело приходится тормозить и снова набирать скорость. В п. Балахта асфальт закончился, пошел грейдер, мокрый и раскисший от дождя. Село Новоселово. Здесь стоит мемориальная доска с надписью, что в 1900 году здесь проезжал В.И.Ленин, возвращаясь из сибирской ссылки. Через 25 км снова начался асфальт Время 19-00 час. Прибыли в Абакан. Короткий отдых и путь на Шушенское. Организовали ночевку в с. Казачинское, в 8 км от села Шушенское.
Утром 28 апреля произвели техническое обслуживание автомобилей, посетили музей—заповедник В.И. Ленина в с. Шушенском. И — снова в путь.
Обратный маршрут проходил через Боград, Ужур, Агинск. В г. Агинске переправу через Чулым еще не делали. Пришлось ехать в объезд 300 км через Березовское, Шарыпово, Тисуль. Выехали ка сибирский тракт, преодолев множество естественных препятствий в районе г.Тяжин 30 апреля в 6 час. утра.
Аналогичный "сюрприз” преподнесла весна в г. Красный Яр. когда оказалось, что дорога на Кемерово закрыта из-за разрушения моста через р. Золотой Китай. Делаем объезд через Анжеро-Судженск, преодолевая дополнительно 180 км. В Кемерово прибыли в 13-30 час. 30 апреля. В этот же день к вечеру располагаемся на ночлег в знакомой уже гостинице "Сибсельмаш". 1-го мая устроили день отдыха, т.к. движение по городским улицам было закрыто. В путь двинулись 2 мая в 6-00 час. Знакомая дорога 3 мая в 3 час.40 мин привела нас в Омск. Из Омска пошли асфальтированной дорогой на Петропавловск. Северный Казахстан приветливо встретил нас теплой солнечной погодой. Дальнейший маршрут проходил без приключений и особых эмоций через Мамлютку - где асфальт закончился - на Курган. Не доезжая 108 км. до Кургана в с. Елошное снова начался асфальт, и продолжался до самого дома. По случаю возвращения участников автопробега, на заводе была организована встреча (фото отсутствуют) с кратким митингом.

Вот такой поистине замечательный автопробег совершили Новоуральские работники Уральского автомоторного завода в честь 110 годовщины со дня рождения В. И. Ленина в 1980 году.


Автор: В. Казаков

бам, зил, уамз, автопробег, ленин, зил157, красноярск, усть-кут, иркутск, байкал, россия, история новоуральска, авто ссср, грузовик ссср

Добавить комментарий




Похожие публикации


Наверх